Функции политического лидерства. Феномен вождизма

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, ста­дий деятельности лидеров можно выделить их три общих функ­ции

1)политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;

2)определение направления и программы деятельнос­ти, служащей решению общественной проблемы;

3)мобили­зация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

Что же касается более конкретной, содержательной характе­ристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:

1.Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан во­круг общих целей и ценностей, подавать пример служения наро­ду, отечеству.

2.Нахождение и принятие оптимальных политических реше­ний.

3.Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от без­закония, самоуправства бюрократии, различного рода ниже­стоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.

4.Коммуникация власти и масс, упрочение каналов полити­ческой и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предот­вращение отчуждения граждан от власти. С помощью телевидения и дру­гих СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

5.Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию по­литических целей. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и цен­ности

6.Легитимация строя. Эта функция присуща главным обра­зом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах.

Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политичес­кого лидера в истории — культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наи­более часто он встречается в тоталитарных и авторитарных госу­дарствах, хотя его элементы порою складываются и в странах де­мократических. (во Франции во времена президентства Шарля де Голля).

В тоталитарных госу­дарствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость.

Благоприятной субъективной питательной средой культа лич­ности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руко­водителя, из принятия жесткой иерархической организации об­щества.

Главной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столь­ко от результатов своей деятельности, сколько от благосклоннос­ти начальства.

В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по сущест­ву ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущест­во руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодни­чество.

Вождизм — политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя.

Древнейшей известной формой вождизма является греческая тирания, как она описана в «Политике» Аристотеля.

СССР – Сталин, Германия- Гитлер, Италия – Муссолини, КНДР – Ким Чен Ир, Куба – Фидель Кастро

В итоге можно сказать, что феномен вождизма объясняется несколькими общими для различных стран мира факторами:

1. исторические предпосылки, повлиявшие на национальные чувства людей;

2. личностные качества вождя, его способность влиять на массы;

3. предрасположенность народа к вождизму;

4. психологическое давление.

Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:

1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.

2. Сильная оппозиция, политический плюрализм.

3. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами.

5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур.

Наши рекомендации