Категории геополитики как зеркало эпохи

Категориальный аппарат современной геополитики развивался вслед за динамичной эволюцией самой науки. Сегодня геополитика исполь­зует как категории, пришедшие из военных наук — граница, буферная зона, баланс мощи, блок; так и философские понятия — национальная идея, цивилизация, национальная идентичность, символический ка­питал, социокультурные факторы.

Вместе с тем в ходе развития геополитики как науки появились и специфические геополитические категории. Центральное значение имеет термин «геостратегия», под которым понимают военные аспек­ты геополитического анализа. Геостратегические исследования вклю­чают анализ силы и роли государств на международной арене, воз­можности и перспективы их территориальной политики.

Геополитики разделяют геостратегию на сухопутную, морскую, воз­душную и космическую. Известно, что в начале XX в. ведущими являлись морской и сухопутный геостратегический анализ, а сегодня, в XXI в., основное внимание отводится воздушной и космической геостратегии. Планы размещения лазерного оружия с ядерными боеголовками в кос­мосе (о чем сегодня прежде всего заявляют США) принципиально по-новому способны повлиять на развитие геополитической ситуации: тех­нические возможности такого оружия позволяют поражать цели в течение нескольких секунд, что обеспечивает их решающий перевес над всеми другими видами вооружений.

Военные эксперты считают, что геостратегия сегодня распростра­няет свое влияние на самые малонаселенные и труднодоступные рай­оны земного шара. Даже Арктика становится объектом повышенного внимания — ведь здесь обнаружены богатые залежи нефти, газа и дру­гих стратегически важных типов сырья, а с точки зрения географиче­ского положения — это наиболее удобный и короткий коридор для нанесения стратегического удара по Евразии. Американский геопо­литик Ж. Роусек подчеркивает: «Этот регион исключительно редко населен, но он имеет все возрастающее значение, как в отношении обороны, так и относительно использования природных ресурсов»1.

Еще одной центральной геополитической категорией является «ось мировой политики» (или хартленд). Этот термин был введен анг­лийским геополитиком X. Маккиндером и затем получил широкое распространение в современных геополитических исследованиях. Он означает евразийское пространство, или Евразию, как гигантскую ес­тественную крепость, непроницаемую для морских империй, богатую •природными ресурсами и благодаря этому выступающую настоящей осью, вокруг которой вращается вся система геополитических инте­ресов.

Не менее важной категорией, разработанной Маккиндером, стало понятие «римленд» или «береговая зона» — обозначающая береговые территории Евразии, тяготеющие к морскому типу существования.

Концептуальное значение для геополитики имеет также общая ди­хотомия Море'— Суша, разработанная немецким геополитиком К. Шмиттом. Эта дихотомия обозначает два принципиально различ­ных типа освоения территории, один из которых связан с домом, а другой —..с кораблем. Отсюда разделение стран на геополитической карте мира на морские и континентальные, талласократию (власть по­средством моря) и теллурократию (власть посредством земли), атлантизм и евразийство.

Процессы глобализации способствовали активному распростране­нию в геополитике термина «мондиализм» (от фр. mond — мир). Под мондиализмом принято понимать особую идеологию, нацеленную на слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением мирового правительства, уничтожением националь­ных, культурных и геополитических границ.

1 Roucek /. The Geopolitiks of the Arctic // The Journal of Economics and Sociolodgy. 1983. Vol. 42. No. 4. P. 463.

3-953

В последние десятилетия широкое распространение получила ка­тегория «однополярный мир», характеризующая геополитическую модель, сложившуюся после поражения СССР в «холодной войне» и означающую, что единственным доминирующим геополитическим центром являются США.

Формирующаяся в последние годы ситуация геополитической неста­бильности вызвала к жизни новые категории, среди которых «дисконтинуальный пояс». Термин введен американским геополитиком С. Коэном и означает разорванные береговые зоны с неопределенной, вариабель­ной ориентацией, способные повернуться как в сторону атлантизма, так и к континенту. Активно используется также новый термин «страна-во­рота» (впервые введен также Коэном), под которым понимают небольшое государство с выгодным географическим положением на пересече­нии интересов крупных геополитических блоков, способное играть роль посредника при достижении баланса сил в регионе.

Информационная революция принесла с собой целый ряд новых категорий геополитического анализа, центральные среди них: «ин­формационная война» и «информационное оружие». Все это позво­лило по-новому сформулировать многие традиционные геополитиче­ские проблемы контроля над пространством.

Информационная война — это планомерное информационное воздействие на инфокоммуникационную систему противника и ней­тральные государства с целью формирования благоприятной глобаль­ной информационной среды для проведения любых политических и геополитических операций, обеспечивающих максимальный кон­троль над пространством.

Информационное оружие — это использование информационных технологий и информации для разрушительного воздействия на ин­формационные системы и менталитет противника.

Среди новейших геополитических технологий важное значение приобрели понятия «конфликты низкой интенсивности» и «бархатные революции», которые позволяют в новой операциональной форме представить силовые противодействия в геополитической борьбе.

Конфликт низкой интенсивности в геополитике можно опреде­лить как военное столкновение ниже порога стратегической войны, без подключения основных военных сил противоборствующих сторон. Такие конфликты не имеют четкой локализации в простран­стве и во времени, ведутся на территории обеих сторон с применени­ем террористических актов и локальных военных операций.

Так называемые «бархатные революции», сценарий которых был успешно апробирован в Узбекистане, Киргизии, Грузии и на Украине,

привели к длительной дестабилизации геополитической обстановки в этих странах. «Бархатную революцию» можно определить как геопо­литический сценарий передела пространства с помощью синергетической методологии, активизирующей стихийные процессы самоор­ганизации, используя соединение избирательных технологий с технологиями шоу-бизнеса, в результате чего на контролируемой тер­ритории приходит к власти полностью управляемый внешними сила­ми политический лидер.

Геополитика продолжает непрерывно развиваться, отражая в своем категориальном аппарате новые реалии современной расстановки сил на международной арене и новые стратегии в борьбе за пространство.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.В чем состоит предмет геополитики как науки?

2.Каково отличие геополитики от политической географии?

3.Каков категориальный аппарат современной геополитики?

4.Каковы различия в понимании геополитики западными и российскими исследователями?

5.Как развивается категориальный аппарат геополитики?

6.Какие новые особенности появились в предметном поле геополитики с развитием информационной революции?

ГЛАВАЗ

Наши рекомендации