Внутренняя политика Н.С.Хрущева: особенности реформаторского курса.

Смерть Сталина (5 марта 1953 г .) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ.

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже Позиции Маленкова ослабились с падением Берии. Хрущев укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат.

Политические реформы Н, Хрущева

Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г . были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г . восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г . началось реформирование планирования сельхозпроизводства.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации.

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г . на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

Направление реформ

Его реформы затронули государственные и партийные структуры, народное хозяйство, внутреннюю и внешнюю политику. Некоторые реформы были утопичны изначально, так как были задуманы идеологом, не проверены экспериментально в малых дозах, иные глушились партийным, советским и хозяйственным аппаратом, то есть КПСС.

Реформы для народа

Прекращение массовых репрессий освободило человека от ежеминутного страха за свою жизнь. Человек ощутил, есть какие-то права и какие-то гарантии этих прав. Жители получили паспорта и право, оставаясь крепостными государства избавиться от зависимости. Рабочий получил реальное право увольняться. Реабилитация целых народов позволила сотням тысяч людей начать новую жизнь. Принцип материальной заинтересованности позволил связывать свою жизнь с собственными усилиями, самому определять свою судьбу. Ценностью становилась не стандартность, а индивидуальность.

Узаконивалось право на индивидуальные вкусы, на "я" отличное от "мы".

Колхозная реформа

Одним из ключевых пунктов новой экономической программы было решение продовольственной проблемы, а вместе с тем и решение вопроса о выводе сельского хозяйства из затяжного кризиса.

снижение сельхозналога (на 1954 г. — в 2,5 раза) , списание недоимок по сельхозналогу за прошлые годы, увеличение размеров приусадебных хозяйств колхозников, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, расширение возможностей для развития колхозного рынка.

Однако в решениях 1953 г. по сельскому хозяйству было и весьма серьезное упущение: они, по существу, обошли зерновую проблему. Маленков высказался в том духе, что “страна обеспечена хлебом” , т.е., по сути, повторил свои же слова, высказанные на XIX съезде партии, о решении продовольственной проблемы “окончательно и бесповоротно” .

Первым на ошибочность столь откровенно мажорной позиции обратил внимание Хрущев. В 1949—1953 годах урожайность была катастрофически низкой — где-то около 8 центнеров с гектара (в 1914 году — 7 центнеров) .

Все эти годы (во время войны) заготовки были очень низкими. Однако госрезерв, независимо от урожая и потребления после войны, создавался на достаточно высоком уровне. Чтобы выжить, люди воровали с полей хлеб: зерно, колоски. В 1946 о строжайшей ответственности за “расхищение хлеба” . В декабре 1946 года было “привлечено к уголовной ответственности за хищение хлеба 13 559 человек. Хрущев взялся за главное звено: сельское хозяйство.

За колхозами числились большие недоимки: на 1 января 1954 г. размер недоимок (1,5 млрд. пудов зерна) был равен почти годовому плану хлебозаготовок.

Чрезвычайность обстановки требовала от правительства изыскать возможности для резкого увеличения производства зерна в стране. Где взять хлеб? Тогда даже не стоял вопрос о том, чтобы закупать его за границей. Нужно было найти внутренние источники производства зерна. Молотов считал, что надо вкладывать средства в развитие центральных сельскохозяйственных районов России, Украины и других старых сельскохозяйственных областей. Хрущев же выдвинул идею освоения целинных и залежных земель. С 1954 года десятки тысяч добровольцев, в том числе из российских, украинских сел и деревень, поехали осваивать целинные земли Сибири, Урала, Казахстана.Зимой в лютые морозы, при ледяном ветре в степи ставились палатки, вагончики, времянки, завозилась техника, топливо, начиналось освоение нетронутых плугом бескрайних полей. Первое, но очень короткое время целина давала хороший урожай. В результате освоения целинных и залежных земель валовые сборы зерна возросли.

Когда по приглашению Д. Эйзенхауэра — президента США — состоялся визит Хрущева в Америку, первый секретарь добился, чтобы в программе посещения было уделено специальное время для его ознакомления с сельским хозяйством. Хрущев загорелся посетить штат Айова — “кукурузную жемчужину” Америки. Его свозили туда. Приехав в хозяйство крупного фермера Р. Гарста, Хрущев с большим интересом знакомился с производством кукурузы.

Побывав в США, Хрущев, тем не менее, уверовал в то, что, сделав упор на кукурузу, можно резко поднять продуктивность животноводства. Его борьба за внедрение кукурузы в стране в ряде случаев носила анекдотический характер. В соответствии с партийными директивами ее часто сеяли там, где не могло быть никакого положительного результата.

Принятыми мерами Хрущеву удалось, однако, добиться увеличения объемов заготовляемого зерна, но... сразу же резко возросло и потребление. Хлеба хронически не хватало. Резко сократились запасы в госрезерве. Наконец Хрущев решился закупать в крупных размерах зерно за границей. Эта вынужденная мера, как свидетельство полного банкротства советского сельского хозяйства, стала долгой традицией и существует уже более тридцати лет.

“Кукурузная кампания” , силовыми методами насаждаемая там, где она и не могла давать урожай, не выручила Хрущева. Но неугомонный реформатор находит другое решение проблемы подъема животноводства. Он провел решение, согласно которому у колхозников скупили практически весь личный крупный рогатый скот. Хрущев надеялся, что если он будет находиться в общественном хозяйстве, в крупных животноводческих комплексах, то это даст резкий прирост продукции. Скупить-то скот скупили, но пришла зима, и выяснилось: нет кормов, нет помещений, начался массовый падеж скота.

Вообще-то надо отметить, что Хрущев считал себя очень большим специалистом по сельскому хозяйству. И после того, как осенью 1953 года он стал Первым Секретарем ЦК КПСС, именно он определял политику в сельском хозяйстве. Она имела и свои положительные, и свои отрицательные стороны. Колхозники при Хрущеве стали жить несколько лучше, но с другой стороны, колхозами по-прежнему командовали все, кто стоял хоть на ступеньку выше председателя колхоза. По-прежнему колхозники не получали гарантированной денежной оплаты, и молодежь стремилась уехать за лучшей долей в города.

Свои реформы Хрущев начал с сельского хозяйства, пребывавшего в состоянии, близком к полному краху. На сентябрьском Пленуме ЦК в 1953 году Хрущев добился для колхозов повышения в 2--5 раз закупочных цен на мясо, молоко, масло, зерно; списания долгов; уменьшения объема обязательных поставок государству сельской продукции; снижения налогов. Эти послабления несколько оживили умирающее сельское хозяйство, повысили доходы колхозников, но ударили по городскому населению.

Кукурузу под нажимом партийных органов выращивали даже в Архангельской области. Через год Хрущев предложил программу освоения целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала. Программа была реализована с большой пропагандистской помпой. Молодежь с энтузиазмом отправилась на целинные земли. Целинный хлеб дал кратковременную, но существенную прибавку к урожаю страны. Этот успех поднял авторитет Хрущева.

Школьная реформа

Видимо, испугавшись слишком больших свобод для народа, Хрущев стал "закручивать гайки". 24 декабря 1958 года был принят закон, реформирующий среднюю школу. Закон вводил двухступенчатую систему - обязательное восьмилетнее образование с последующей отработкой на производстве в течение 3 лет. Поступление в вуз зависело теперь не от успеваемости учеников, а от трудовых характеристик. Кроме того, интеллигенцию стали широко привлекать для работы на овощных базах, в колхозах, "орабочивать" ее. Хрущев закрыл Академию строительства и архитектуры и выселил из Москвы Академию сельского хозяйства, заявив: "Нечего им пахать по асфальту". В итоге в правление Хрущева появилось первое поколение диссидентов: Галансков, Буковский, Бакштейн, Кузнецов.

Реформа промышленности

Столь же противоречивым было развитие промышленности. Пожелание повернуть промышленность лицом к потребностям человека оказалось лишь фразой. По-прежнему упор делался на развитие тяжелой промышленности и, особенно, оборонных отраслей. Под руководством академика Андрея Дмитриевича Сахарова была создана и испытана первая в мире водородная бомба.

СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство, которое составило к началу 60-х годов 3/4 общего подъема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика.

Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом .

Важной вехой в развитии промышленности стал 1957 год. Именно тогда было принято решение упразднить министерства и перейти на территориальный принцип управления промышленностью. Вместо министерств создавались Советы народного хозяйства (Совнархозы). Крупным недостатком в практике руководства промышленностью и строительством является наличие ведомственных барьеров, что часто тормозит решение многих важнейших вопросов развития народного хозяйства.

Перестройка руководства промышленностью и строительством позволит значительно сократить и упростить аппарат, устранить имеющиеся недостатки в использовании квалифицированных кадров, переключить людей, освобождающихся из аппарата управления и обслуживания, на предприятии и стройки, туда, где непосредственно создаются материальные ценности.

Существующая структура промышленных и строительных министерств является многоступенчатой и сложной.

В соответствии с задачами дальнейшего подъёма народного хозяйства на современном этапе его развития необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях, видимо, следует перейти от прежних организационных форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному принципу. Формой такого управления могут быть, например, Советы народного хозяйства (совнархозы) .” Они должны были объединить все отрасли промышленности на конкретной территории.

На первых порах реформа управления дала положительные результаты, но скоро они были исчерпаны. Ослабли связи между отраслями производства в масштабах всей страны, стало труднее проводить единую научно-техническую политику. Реформа управления не затронула основную ячейку производства— предприятия. Только диктат центра сменился диктатом совнархозов. Реформа управления зашла в тупик.

А как жили советские люди во второй половине 50-х—начале 60-х годов? В целом в большинстве колхозов жизнь оставалась малопривлекательной, хотя и не такой тяжелой, как при Сталине.

Успехи народного хозяйства позволили осуществить ряд мер по подъёму благосостояния трудящихся. В июле 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях, перевод рабочих и служащих на 6- и 7-часовой рабочий день; был сокращён на два часа рабочий день в субботние и предпраздничные дни, отменена плата за обучение в средней и высшей школе. Установили шестичасовой рабочий день для подростков.С 1957 года началось постепенное повышение зарплаты низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих.

В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства, которое развернулось со второй половины 50-х годов. Появились многочисленные панельные и блочные пятиэтажные дома, которые впоследствии получили название “хрущобы” . Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих была почти не сбыточной мечтой.

Космическая гонка

Раньше, чем США, Советский Союз сконструировал и испытал межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) . Главная заслуга в этом принадлежала С. П. Королеву. Создание МБР позволило Советскому Союзу 4 октября 1957 года вывести на орбиту вокруг Земли первый в мире искусственный спутник. Началась "космическая эра". Первые временные неудачи аналогичных экспериментов в США усилили впечатление превосходства советской науки. Ведь американцы всего говорили о запуске искусственного спутника, а это сделал Советский Союз. Началось соревнование за лидерство в освоении космоса.

Кульминацией был день 12 апреля 1961 года. В этот день произошло всемирно-историческое событие. Был запущен космический корабль с первым в мире космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Он сделал один виток вокруг Земли и совершил успешное возвращение. Улыбка Гагарина облетела весь мир. Он стал символом жизни целых поколений советских людей.

Первые космические успехи явились результатом деятельности блестящей группы ученых, возглавляемых академиком Королевым. Он и подал идею опередить американцев в запуске спутника. Хрущев горячо поддержал Королева.

С этого времени США утратили неуязвимость из-за океана. Теперь и они оказались под той же угрозой, что и СССР. Если до этого момента в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появилась вторая, более слабая, но имеющая достаточный вес для определения всей мировой политики. На американцев, недооценивавших возможности своего противника, это произвело шоковое впечатление. С Советским Союзом США отныне пришлось считаться и считаться серьезно.

Соревнование в космосе между СССР и США продолжалось. Оно двигало вперед развитие науки, техники, технологии. Но требовало огромных средств.

Реформы культуры

50-х годов развитие процессов политического и духовно-нравственного порядка, т.е. всего того комплекса практических шагов и субъективных ощущений, который современники объединили в одно понятие — “оттепель”. Шел процесс расконсервации общества. Но самое существенное — иной становилась жизнь внутри страны.

На волне общественного подъема рождались новые литература, искусство, театр. “Современник” вызывал на откровенный разговор современника, живопись “молодых” отстаивала право на свое видение мира, литература и публицистика.

Процессы духовного освобождения и духовного возрождения общества, энергия которых накапливалась десятилетиями, вдруг вырвались наружу, получив мощный импульс и новое качество. Этот импульс был дан XX съездом партии, поднявшим вопрос о Сталине и его времени.

Итак, духовная жизнь советского общества в середине 50-х—начале 60-х годов характеризовалась неожиданными событиями и поворотами.

С одной стороны, разоблачение Сталина благотворно сказалось на литературе, живописи, кино—всех видах искусства. С другой стороны, партийное руководство стремилось по-прежнему жестко, властно и неумолимо контролировать творческую деятельность интеллигенции. Рассмотрим подробнее эти противоречивые процессы.

Литература и киноискусство.

В литературе в конце 50-х—середине 60-х годов появились новые яркие имена. Прежде всего, нужно назвать Александра Исаевича Солженицына. В результате этого стал узником ГУЛАГа. Освобожден только после разоблачения культа Сталина. Он написал повесть “Один день Ивана Денисовича” , в которой с чрезвычайной силой рассказал об одном из лагерных дней простого советского заключенного. Повесть вызвала колоссальный интерес как у нас в стране, так и за рубежом.

Поэзиябольшой интерес. В Москве у памятника Маяковскому собирались молодые люди и читали стихи. Взлет поэзии был связан с такими именами как Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский. Все они вышли из очистительной антисталинской волны. Их поэзия стала символом молодежных исканий и надежд тех лет.Особо следует сказать о Булате Окуджаве.прошел войну. известных исполнителей собственных песен под гитару.

Особого взлета в эти годы достигло советское кино. Такие художественные фильмы о войне, как “Баллада о солдате” , “Летят журавли” обошли все экраны мира и получили ряд международных премий. Имена кинорежиссеров: С. Чухрая, М. Калатозова, М. Ромма получили международную известность.

Произошли интересные творческие изменения в театральной жизни. В Москве появился новый театр под названием “Современник” . В нем собрались такие талантливые актеры, как Олег Ефремов, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие.

Появилось и телевидение. Но телевизоры были еще большой редкостью. Экраны их были чуть больше размеров почтовой открытки. Поэтому перед экраном ставились огромные линзы, заполненные водой, чтобы увеличить изображение. Телевидение еще не могло по-настоящему соперничать ни с кино, ни с театром.

Большой интерес в обществе вызывала наука. Первыми по популярности были физики. Вообще точные, инженерные науки привлекали к себе большинство выпускников школ. Самые большие конкурсы были в инженерно-технические вузы. А, скажем, попасть в Московский физико-технический институт мечтали очень и очень многие мальчишки и девчонки. Только театральные и кино-вузы могли сравниться по популярности с МФТИ.

В духовной жизни советского общества второй половины 50-х—начала 60-х годов были не только светлые, вселяющие надежду и радость события, но и печальные, и даже трагические моменты.

Выдающийся поэт двадцатого века Борис Пастернак написал роман “Доктор Живаго” . У себя на родине он опубликовать его не мог: не пропускала цензура. Пастернак был вынужден отправить роман за границу, где его напечатали. Об этом доложили Хрущеву. Он был вне себя от гнева. Масло в огонь подлило присуждение Пастернаку в 1958 году Нобелевской премии. Началась дикая травля поэта. Хрущев даже предложил ему уехать за границу. Но Пастернак не хотел уезжать.

Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы хоть как-то снизить накал страстей вокруг себя и своего романа.

Удовлетворенный исходом "дела" Хрущев, со своей стороны, остановил свое наступление на либералов.

Согласно Хрущеву, история, литература и другие виды искусства должны были отражать роль Ленина, а также грандиозные достижения коммунистической партии и советского народа.

Реформы государственного аппарата.

В наибольшей степени интересам аппарата отвечали три хрущевские реформы: прекращение массовых репрессий; узаконенность привилегий и отказ от опасных для номенклатуры форм выборности.

Сначала о репрессиях. Весь период после 1917 года и до середины Отечественной войны режим большевиков жил в страхе перед народом. Отсюда репрессии как общий фон для командования. Удельный вес репрессированых среди "начальства" все больше превышал этот показатель среди "рядовых". Отказ Хрущева от массовых репрессий отвечал не только интересам масс, но и аппаратчиков, устраняя наиболее страшную для номенклатуры опасность. Номенклатура не нуждалась больше в топоре для защиты себя от народа и тем более сама не хотела жить под страхом топора.

Вторая крупная реформа Хрущева для номенклатуры - официальное признание привилегий. Реабилитация принципа материальной заинтересованности давала начальству право позаботиться и о себе.

Но оставался страх перед тем, как народ воспримет резкий рост зарплат руководства. Аппарат блестяще воспользовался разработкой путей движения к коммунизму и выдвинул идею опережающего роста бесплатных общественных фондов потребления.

Бесплатная квартира для рабочего в 25 метров в "хрущевской" пятиэтажке на окраине города давала возможность аппаратчику получить бесплатную квартиру в 50 метров в престижном здании и престижном районе. Если в среднем гражданин из общественных фондов получил прибавку к зарплате в 20 - 30 процентов, то эта надбавка для аппаратчиков составляла и 50, и 100, и 200 процентов.

Третья- новый порядок избрания руководителей парторганов.

выборы депутатов в Советы не пугали номенклатуру. Чтобы набрать 50 процентов голосов "против", должна была возникнуть чрезвычайная ситуация. А вот выборы в парткомы, райкомы, горкомы - без победы на которых нельзя было претендовать на пост секретаря сохранили со времен подполья и революции элемент альтернативности. Если надо было избрать 10 членов партбюро, а выдвинуто 12 кандидатов, то при тайном голосовании 2 кандидата отпадали.

Вот эту-то процедуру и отменил Хрущев. Был изменен Устав КПСС.

Отныне сколько бы ни было выдвинуто кандидатов, все они могли быть избраны, если наберут более 50 процентов голосов. Кошмар, отравлявший жизнь партноменклатуры, исчез.

В целом, аппарат и номенклатура получили от Хрущева столько, что мы имеем основания сказать: Хрущев был последовательным и активным выразителем интересов того класса, к которому он принадлежал, - класса бюрократии, господствующего в обществе государственного социализма.

39. «Перестройка» в СССР: причины, содержание политики, последствия. Распад СССР

Возобновление экономических преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. Выдвиженец Ю. В. Андропова, генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев возобновил прерванные экономические реформы. На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС было впервые открыто, заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Согласно М. С. Горбачеву, страна находилась в предкризисном состоянии. Только в России 200 млн кв. м жилья нуждались в неотложном ремонте или подлежали сносу. Водопроводные и канализационные сети городов были перегружены. Более 300 городов их вообще не имели. Почти половина улиц в России была без твердого покрытия. Предприятия технически плохо оснащены, при этом ручной труд в пищевой промышленности составлял 60%. В среднем производительность труда в СССР была в 2,5-3 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Многие предприятия не имели очистных сооружений. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы - 1 млн т, картофеля - 1 млн т, свеклы - 1,5 млн т. Отсутствие тары и емкостей по хранению приводило к еще большим потерям. Выход виделся Горбачеву только в немедленных реформах, прерванных ранее в период правления Черненко.

Первые два года перестройки были периодом возврата к прежним андроповским планам экономических реформ с определенными коррективами, вносимыми Горбачевым. Уже на апрельском пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства.

Принятая в 1986 г. программа "Интенсификация-90" предусматривала опережающее развитие в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определенной степени была продолжением прежних реформ. Вместе с тем явно завышенные цели, призванные за пять лет вывести промышленность по технической оснащенности на уровень ведущих стран мира, заставляли вспоминать опыт не только андроповских, но и хрущевских реформ. Диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.

В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько скороспелых решений. В мае 1985 г. публикуется известное постановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма". Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качеству. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликероводочных продуктов на 10% в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Несмотря на определенные достижения, экономический эффект этой реформы был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. Более того, упущенные средства теперь находились в обращении теневой экономики, которая быстро удовлетворила спрос на алкогольные напитки. К этому следует добавить вырубленные элитные виноградники и сотни загубленных жизней в результате употребления низкокачественной продукции. Не очень удачными были и другие меры, направленные на повышение качества продукции, в том числе закон о госприемке. Отчасти это было обусловлено становлением команды реформаторов, которой приходилось в начале перестройки преодолевать сопротивление консервативного большинства и использовать командные методы руководства экономикой. Лишь с сентября 1985 г., когда Совет Министров возглавил Н. И. Рыжков, постепенно удалось проводить более последовательную политику экономических преобразований.

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо "Интенсификации-90" предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как "Жилище-2000" и др. Однако события 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС и экономические потери, вызванные взрывом, значительно сузили возможности выполнения долгосрочных программ. Сказывалось и продолжение афганской войны, на прекращение которой в данный период руководство страны еще не решалось. Также имело место сокращение экспортных поступлений от продажи нефти и оружия, вследствие падения цен на нефтепродукты и введения эмбарго на поставки вооружений в ряд стран - импортеров советского оружия. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985-1986 гг. на 30%. Серьезные препятствия проводившиеся преобразования встретили на местах. Даже в Москве, где в декабре 1985 г. на посту первого секретаря Московского горкома КПСС Гришина сменил Ельцин, имело место сопротивление реформам. Малоэффективными оказались и утвержденные на съезде законы о трудовых коллективах, которые получали такие права, как выборы руководящих работников, регулирование зарплаты и даже определение цены выпускаемой продукции. Зависимость директоров предприятий от решений трудовых коллективов, не всегда оправданное повышение отпускных цен и зарплаты явились результатом этих законов. Вместе с тем наметившаяся децентрализация производства дала определенные положительные итоги. В 1986 г. показатели советской экономики несколько возросли, в том числе в сельском хозяйстве на 5%. В значительной степени это определялось ростом инвестиций и одновременно сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании.

Сложившаяся предкризисная ситуация в советской экономике и уже проявляющийся финансовый кризис привели Горбачева к пониманию необходимости более радикальных экономических ре-форм. В 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, перераспределивший полномочия между министерством и предприятием в пользу последнего. Продукция, произведенная после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасли народного хозяйства. В сельском хозяйстве было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских хозяйств. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства. В оборот вводились средства теневой экономики. В кооперативном движении и других видах частной деятельности участвовало около 7 млн человек.

Еще более радикальные реформы предусматривалось провести в период после XIX партийной конференции 1988 г. В 1989 г. было сформировано новое правительство во главе с Н. И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, т. е. почти на 40%. Вместе с тем с самого начала правительство не обладало необходимыми полномочиями, ограниченное контролем партийных органов и ВС СССР.

Программа, подготовленная весной 1990 г. правительством Н. И. Рыжкова, вступила в противоречия с позицией ВС РСФСР (поддержал 4 сентября 1990 г. программу радикальных реформ Г. Явлинского и С. Шаталина "500 дней") и была отвергнута в результате непоследовательной позиции Горбачева и ВС СССР. Предложенные правительством Рыжкова сроки реформ (5-7 лет) не удовлетворили народных депутатов, которые выступали за немедленные преобразования. В июне 1990 г. ВС СССР было принято постановление "О концепции перехода к рыночной экономике", а в октябре 1990 г. "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и т. д. Однако эти реформы практически не выполнялись в связи с массовым (с 1989 г.) забастовочным движением, из-за противостояния центра и субъектов федерации. Компромиссный характер реформ не мог быть взят за основу реальной экономической политики. Умеренным реформам Рыжкова был поло-жен конец в декабре 1990 г., когда правительство было отправлено Горбачевым в отставку.

Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров во главе с премьер-министром В. С. Павловым. Новое правительство становилось подотчетно президенту СССР М. С. Горбачеву и должно было проводить более последовательную политику реформ. Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к обмену денег и апрельской денежной реформе, в результате которой произошло двукратное повышение цен. Реформа Павлова, нацеленная на подрыв финансовой системы теневой экономики, подорвала окончательно доверие населения к центральной власти. Этому же способствовали инфляционные процессы, перебои со снабжением продовольствием и другими товарами. Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11%-м спаде производства, в 20-30%-м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Распад СССР ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.

Наши рекомендации