Внутренняя политика Н.С. Хрущева. «Оттепель»

Развенчание культа личности И.В. Сталина на XX съезде КПСС и последовавшая за этим десталинизация породили в общественной жизни явление, получившее название «оттепель» (так определил этот период И.Г. Эренбург). Переименовывались многие десятки населенных пунктов, заводов, каналов, стадионов и т.д., названных именем Сталина, демонтировались тысячи статуй «вождя». Массовый характер приобрела реабилитация, некоторые репрессированные при Сталине народы получили возможность вернуться на родину. Упразднялся ГУЛАГ, из лагерей на волю вышли сотни тысяч человек. Исчез страх, сковывавший каждого человека в годы сталинского террора.

Особенно ярким явлением стала «оттепель» в отечественной культуре. Ослаблялся идеологический диктат, реабилитировались репрессированные деятели науки и искусства (Н.И. Вавилов, В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, И.Э. Бабель, И.И. Катаев и др.), в открытую обсуждались запретные раньше темы – репрессии, ужасы лагерной жизни, тяготы войны, судьба деревни.

Появились новые издания стихов С.А. Есенина и А.А. Ахматовой, рассказов М.М. Зощенко. Резко увеличилось число издаваемых литературных журналов. В «Юности», «Нашем современнике», «Молодой гвардии» печатались ранее воспрещенные и новые произведения Д.А. Гранина, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, Ю.В. Бондарева и др. Литературным центром «оттепели» стал журнал «Новый мир», редактируемый А.Т. Твардовским. Он публиковал статьи Ф. Абрамова и В. Овечкина, без прикрас показывавших советскую действительность. Культурным событием того времени стали появившиеся в «Новом мире» рассказы В.М. Шукшина, повести «Звездный билет» и «Коллеги» В.П. Аксенова, роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», а главное – повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В Политехническом музее проходили творческие вечера, где читали свои стихи молодые поэты А.А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко. В новом жанре авторской песни исполняли свои произведения Б.Ш. Окуджава и А.А. Галич.

Снова зазвучала в концертных залах симфоническая музыка западноевропейских композиторов. В мае 1958 г. было принято постановление ЦК, снимавшее запрет с произведений Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьва, А.И. Хачатуряна и других, чьи симфонии, оперы, балеты были «не рекомендованы к исполнению» в сталинские времена.

Художественным открытием стала выставка 1962 г. в Манеже, где выставлялись работы 1920–1930-х гг. и картины молодых авторов, объединенные тем, что не вписывались в узкие рамки казенного «социалистического реализма», продолжали традиции русского авангарда.

Настоящий расцвет переживал в это время советский кинематограф. Картина режиссера М.М. Хуциева «Весна на Заречной улице», снятая в 1956 г., стала одной из самых популярных советских кинолент периода «оттепели». Вышли на экраны фильмы А.Г. Зархи «Высота», Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате», С.Ф. Бондарчука «Судьба человека», М. И. Ромма «Девять дней одного года», Г.М. Козинцева «Гамлет» и др. Многие из советских кинопроизведений стали вкладом в мировую культуру. Творчество кинорежиссера М.К. Калатозова быо высоко оценено не только на Родине, но и за рубежом. В 1957 г. его фильм «Летят журавли» удостоился «Золотой пальмовой ветви» на МКФ в Каннах. В 1962 г. «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля получила лента «Иваново детство» А.А. Тарковского. В период «оттепели» вообще укрепляются связи советских деятелей культуры с зарубежными коллегами. С середины 1950-х гг. в СССР начали издаваться журналы «Иностранная литература» и «Литературная Москва», в которых публиковались произведения популярных на Западе авторов. В 1957 г. в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, среди участников которого было много ставших впоследствии знаменитыми деятелей искусства. В 1958 г. в Москве начал проводиться международный конкурс молодых исполнителей им. П.И. Чайковского. С 1959 г. Московский кинофестиваль приобрел международный статус. В 1962 г. Гран-при на нем получил, несмотря на противодействие советской номенклатуры, фильм Ф. Феллини «8 1/2».

Однако следует помнить о том, что государственный контроль над культурой в период «оттепели» хоть и ослаб, но не был полностью упразднен. Лидер советского государства Н.С. Хрущев неоднократно заявлял: «Искусство относится к области идеологии, а в области идеологии шутить нельзя». Рамки дозволенного в творчестве расширились, но цензура продолжала существовать. Яркими примерами этого могут служить организованная партийно-государственными органами в 1958–1959 гг. травля Нобелевского лауреата Б.Л. Пастернака за его роман «Доктор Живаго», опубликованный за рубежом; грубые разносы, которым подвергал Н.С. Хрущев писателя Д.А. Гранина, поэта А.А. Вознесенского, художника Р.Р. Фалька, скульптора Э.Н. Неизвестного, режиссера М.И. Хуциева. По его мнению, интеллигенция должна «проводить в массы» идейный курс, намеченный партией. Если она выходит за рамки этой задачи, то зачем она нужна? Особо ожесточенный скандал произошел после посещения Хрущевым художественной выставки в Манеже в 1962 г. Недоступное его пониманию искусство все скопом было обвинено в «ревизионизме», «формализме» и угодливо запрещено чиновниками.

Экономическая политика

В годы правления Н.С. Хрущева власть, наконец, начала поворачиваться лицом к народу. Социальные реформы этого периода носят популистский характер, но, тем не менее, они значительно облегчили жизнь миллионам людей. Сокращалась продолжительности рабочей недели, одним из «социальных экспериментов» Н.С. Хрущева было введение в 1960 г. 7-часового рабочего дня на предприятиях и учреждениях. Увеличилась (в среднем на 35 %) зарплата многим категориям работников.

В июне 1956 г. в СССР был принят новый закон о государственном пенсионном обеспечении, в соответствии с которым размер пенсий повышался, а пенсионный возраст снижался. Тогда же отменялась плата за обучение в старших классах средней школы, вузах и техникумах. Колхозники оказались обделенными – лишь в 1964 г. они получили право на пенсии. Но все же колхозникам начали выплачивать зарплату, они получили паспорта, а с ними свободу выбора места жительства и рода деятельности. В апреле 1957 г. Н.С. Хрущев объявил об отмене обязательной подписки на государственные займы, что существенно повысило жизненный уровень населения. Важнейшей проблемой, которую успешно решал Н.С. Хрущев, был жилищный кризис. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 миллиона человек.

Одной из основных экономических проблем этого периода оставался низкий уровень развития сельского хозяйства. С целью преодоления недостатка производства продовольствия председатель Совета Министров СССР Г.М. Маленков в 1953 г. выступал за расширение приусадебных участков колхозников. С 1953 г. в колхозах стали применять прогрессивную систему оплаты труда – ежемесячное или ежеквартальное денежное авансирование колхозников за трудодни, выработанные в общественном хозяйстве, в 2,5 раза снизился сельхозналог. Повышены были государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Все это привело к подъему аграрного производства. Однако после отстранения Маленкова от дел (1955 г.) предложенные им реформы были постепенно свернуты.

Политика Н.С. Хрущева в отношении аграрного сектора была весьма противоречивой. В 1954–1958 гг. государство направило на развитие сельского хозяйства около 100 млрд. рублей, однако, эти капиталовложения не оправдали себя. Чрезмерная централизация управления хозяйством не позволяла колхозникам проявить экономическую инициативу. Кроме того, труженики села по-прежнему не были заинтересованы в результатах своего труда. А получение колхозниками паспортов привело к тому, что крестьяне стали покидать деревни, стремясь устроиться на работу в город, где экономические и социальные условия были лучше. С 1954 г. Н.С. Хрущев пытался решить продовольственную проблему, настаивая на повсеместном внедрении посадок кукурузы. Кроме того, в 1954 г. по его инициативе началось освоение целинных земель Казахстана, южного Урала и южной Сибири. С 1954 по 1960 гг. в этих регионах было распахано почти 42 млн. га. Однако ожидаемого результата данная мера не принесла. Массовая распашка способствовала эрозии тонкого плодородного слоя этих земель. Количество произведенного там зерна постоянно сокращалось. С 1958 г. происходит резкий поворот в аграрной политике Н.С. Хрущева. Снова усиливается нажим на колхозы. 31 марта 1958 г. был принят Закон «О дальнейшем улучшении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», в соответствии с которым колхозы обязаны были в принудительном порядке выкупать всю технику МТС. Еще одной мерой стало массовое преобразование колхозов в совхозы с целью превращения всей собственности в общенародную (государственную). В конце 1950-х – начале 1960-х правительство провело очередную кампанию по сокращению размеров личных подсобных хозяйств колхозников, урезав их максимальную площадь до 1 сотки. Кроме того, власти решили ограничить поголовье домашнего скота, находящегося в частном владении. На базе крупных колхозов и совхозов создавались «агрограды» – поселки, где крестьян переселяли в многоэтажные дома, лишая их личного хозяйства. Пропаганда называла появление «агроградов» проявлением прогрессивного «стирания грани между городом и деревней». Жители сел и деревень вынуждены были продавать «лишний скот» государству по чрезвычайно низким ценам. Многие колхозники предпочитали резать скот и вырубать плодовые деревья, чтобы не отдавать свое имущество за бесценок государству. В тот же период финансирование аграрного сектора было резко сокращено. Все эти меры провели к провалу семилетнего (1959–1965 гг.) плана развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема обострялась. В июне 1962 г. произошло «временное» повышение цен на масло и мясо (на 25% и 30% соответственно). Тогда же советским правительством впервые была осуществлена покупка хлеба за границей. Повышение цен на продовольствие, сопровождавшееся снижением расценок в промышленности, также находившейся в кризисе, вызвало даже массовые митинги протеста в некоторых городах. Самой крупной стала 7-тысячная демонстрация рабочих в Новочеркасске, для разгона которой применялись танки.

Важнейшей чертой экономического развития СССР в середине 1950-х гг. является научно-техническая революция (НТР). В 1954 г. в Обнинске начала работать первая в мире атомная электростанция, в 1959 г. на воду спущен атомный ледокол «Ленин». В 1956 г. Нобелевскую премию получил основоположник химической физики Н.Н. Семенов. Под руководством М.В. Келдыша и С.П. Королева в 1957 г. создан первый искусственный спутник земли, а также космический корабль «Восток», на котором 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.

Однако следует заметить, что все эти исследования проводились в рамках военно-промышленного комплекса (ВПК). «Мирный атом» осваивался физиками лаборатории И.В. Курчатова, главной целью которой являлось создание и усовершенствование ядерного оружия (1949 г. – атомная бомба, 1953 г. – первая в мире водородная бомба). Разработки выдающегося конструктора С.П. Королева помимо освоения космоса заключались в создании баллистических ракет. В середине 1950-х гг. ВПК составлял по официальным данным около 22% всего промышленного производства в СССР. Вообще же в 1953 г. доля промышленности группы «А» составляла более 70% в общем объеме промышленного производства. Призывы Н.С. Хрущева «догнать и перегнать Америку» касались всего экономического развития страны, но выполнимы были только в отношении ВПК.

По предложению Г.М. Маленкова, этот перекос в развитии народного хозяйства начали преодолевать с помощью увеличения финансирования промышленности группы «Б». Это дало определенный позитивный результат. Например, количество продукции пищевой промышленности к 1955 г. выросло почти в 2 раза. Но и тут отставка Маленкова стала началом иной государственной политики. Эскалация гонки вооружений требовала усиленного развития тяжелой промышленности и ВПК. В начале 1960-х гг. доля промышленности группы «А» достигла уже 75%.

Сложившаяся в народном хозяйстве система экономических отношений оказалась невосприимчивой к достижениям научно-технического прогресса, а попытки решать данную проблему в рамках чрезмерно централизованной системы продемонстрировали свою бесплодность. Старания, опираясь на командно-административные методы, широко внедрить достижения НТР в сферу производства оказались малоэффективными. Низкая результативность этих методов проявилась уже в конце 50-х гг. и выразилась в падении роста производительности труда. В 1957 г. Н.С. Хрущев попытался решить проблему чрезмерной централизации управления хозяйством введением нового – территориального принципа экономического администрирования. В Законе «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» было сказано: «Установить, что управление промышленностью и строительством должно осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образуется совет народного хозяйства... В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством упразднить следующие общесоюзные министерства СССР …». Создание совнархозов в условиях сохранения жесткой системы планирования привело к нарушению хозяйственных связей между регионами и, как следствие, к новому разбуханию бюрократического аппарата.

Решением проблемы нехватки рабочих рук на производстве должна была стать начавшаяся в 1958 г. реформа образования. В декабре 1958 г. был принят Закон «О реформировании средней школы», в соответствии с которым к середине 60-х гг. должен был произойти переход к 8-летнему обязательному образованию, срок среднего образования увеличивался до 11 лет. Закончив 8 классов, ученик должен был выбирать, где ему продолжать образование – в профессионально-техническом училище (сеть ПТУ создана в 1959 г.) или окончить оставшиеся три класса, в которых вводилось трудовое обучение. Несмотря на удлинение срока среднего образования, большинство, конечно, старалось полностью окончить школу. Ожидаемого притока молодых рабочих на производство не произошло.

Предпринимались и попытки возродить трудовой энтузиазм населения. Так, в Движение ударников коммунистического труда, начавшееся в 1958 г. по инициативе московских железнодорожников, «включались все новые и новые трудовые коллективы».

Впервые о переходе к «развернутому строительству коммунизма» было объявлено в1959 г. на XXI съезде КПСС. Начало построения коммунизма в Советском Союзе декларировалось и в новой Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС, проходившем в октябре 1961 г.

Отставка Н.С. Хрущева

В ходе экономического кризиса начала 1960-х гг., в особенности расстрела рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962 г.), авторитет Н.С. Хрущева в обществе резко упал. Стремясь укрепить свое положение, на XXII съезде КПСС он снова пытался «разыграть карту» десталинизации. Из партии исключались члены «антипартийной группы» Г.М. Маленков, В.М. Молотов. Л.М. Каганович и др. Было принято решение о выносе из Мавзолея гроба с телом И.В. Сталина и захоронении его у Кремлевской стены. Однако это не усилило позиций Н.С. Хрущева, наоборот, большей частью общества все эти действия воспринимались как стремление популистскими решениями отвлечь внимание людей от реальных проблем страны. Партийная номенклатура же увидела в новом витке десталинизации опасность для прочности своего положения. В руководящем партийно-хозяйственном аппарате распространилось недовольство как волюнтаристскими методами руководства Хрущева и постоянными перетрясками руководящих кадров, так и его попытками усилить личную ответственность номенклатурных работников за порученное дело.

Весной 1964 г. началась подготовка заговора против Хрущева. Председатель КПК и секретарь ЦК Н.А. Шелепин, руководитель КГБ В.Е. Семичастный, председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н.Г. Игнатов провели переговоры с членами президиума ЦК и местными партийными секретарями. Среди организаторов заговора были также председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев; главный идеолог партии, член президиума ЦК М.А. Суслов; министр обороны маршал М.Я. Малиновский.

14 октября 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Постановление Президиума ЦК КПСС гласило: «Занимая посты первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР и сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС, решая важнейшие вопросы без должного коллективного обсуждения».

Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро, вместо Первого появилась должность Генерального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост – Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

СССР в 60–80-е гг.

Наши рекомендации