Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

· социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

· отрасль духовного производства (НИОКР);

· особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).


2. Классификации наук:

· по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

· по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.


3. Функции науки:

· культурно-мировоззренческая,

· познавательно-объяснительная,

· прогностическая,

· социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:

· постепенное развитие науки;

· развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

· развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

· развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:

· объективность;

· развитость понятийного аппарата (категориальность);

· рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

· проверяемость;

· высокий уровень обобщения;

· универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

· использование специальных способов и методов познавательной деятельности.


8. Уровни, формы и методы научного познания

Уровни Эмпирический Теоретический
Формы - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. - вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Методы (строгость и объективность) · наблюдение; · эксперимент; · измерение; · классификация; · систематизация; · описание; · сравнение. · Единство исторического и логического · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация · Математическое моделирование


9. Универсальные методы научного познания:

· анализ – разложение целого на части;

· синтез – воссоединение целого из частей;

· дедукция – выведение общего положения из фактов;

· дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

· аналогия – сходство нетождественных объектов;

· моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

· абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

· идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.


10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:

1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика

3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение


12.Социальное и гуманитарное знание:

Общественные науки
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия
Результат исследования
Социальное знание Гуманитарное знание
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Особенности: · Понимание · Обращение к текстам · Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы

13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1. Особенности социального познания:

1.1. субъект и объект познания совпадают;

1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4. сложность объекта познания – общества;

1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.


2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3. виды социальных фактов:

3.3.1. действия, поступки;

3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3. словесные (вербальные) действия.

3.4. Оценка социального факта:

3.4.1. свойства изучаемого объекта;

3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3. познавательные цели исследователя;

3.4.4. личная позиция исследователя;

3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

Наши рекомендации