Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные

Науки

Место в системе социально-гуманитарных наук – социальная философия, история, культурология,

План

1. Понятие науки

2. Классификации наук:

2.1. по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

2.2. по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

3. Функции науки:

3.1. культурно-мировоззренческая,

3.2. познавательно-объяснительная,

3.3. прогностическая,

3.4. социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Особенности научного познания:

4.1. объективность;

4.2. развитость понятийного аппарата (категориальность);

4.3. рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

4.4. проверяемость;

4.5. высокий уровень обобщения;

4.6. универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

4.7. использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

5. Методы научного познания

5.1. эмпирические

5.2. теоретические

5.3. универсальные

6. Классификация наук:

6.1. естественно-научные

6.2. социально-гуманитарные

6.3. точные

7. Современная наука – непосредственная производительная сила
общества.

7.1. Специфика современной науки:

7.1.1. возросшие возможности воздействия на природу и общества;

7.1.2. сложный технический и технологический потенциал;

7.1.3. непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда
людей;

7.1.4. возможность изучения микро- и макромиров.

7.2. Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые
ими исследования:

7.2.1. двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов
оружия массового поражения);

7.2.2. нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование
живых организмов);

7.2.3. негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на
природу;

7.3. Необходимость сохранения гуманистической сущности науки

Понятия

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

  • социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
  • отрасль духовного производства (НИОКР);
  • особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

Схемы

Уровни, формы и методы научного познания

Уровни Эмпирический Теоретический
Формы - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. - вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Методы (строгость и объективность) наблюдение; эксперимент; измерение; классификация; систематизация; описание; сравнение. Единство исторического и логического Восхождение от абстрактного к конкретному Формализация Математизация Математическое моделирование

Практикум

Эссе

«Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама». (А.И. Герцен)

«Наука – это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)

«Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)

Образование, его значение для личности и общества

Место в системе социально-гуманитарных наук:социология, философия

План:

1. Что такое образование?

2. Функции образования.

2.1. экономическая

2.2. социальная

2.3. культурная

2.4. укрепление национальной безопасности

2.5. укрепление демократического общества

3. Основные пути получения образования:

3.1. самообразование

3.2. систематическое

4. Ступени образования:

4.1. дошкольное

4.2. начальное

4.3. основное

4.4. среднее

4.5. профессиональное

5. Направления (тенденции) развития образования в современном мире

5.1. гуманизация

5.2. гуманитаризация

5.3. интернационализация

5.4. компьютеризация

5.5. демократизация

6. Российская система образования

6.1. сеть образовательных учреждений

6.2. совокупность образовательных стандартов и программ

6.3. органы управления образованием

6.4. комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

7. Роль образования в жизни человека.

Схемы

Функция образования

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные - student2.ru

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные - student2.ru

Понятия

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Гуманизация образования — ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума.

Общие тенденции в развитии образования

Гуманитаризация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых.

Информатизация образования – это довольно сложная современная тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, базирующихся на использовании ИКТ для обучения.

Интернационализация образования – это процесс, суть которого заключается в активном введении международного компонента во все функциональные сферы вуза.

Практикум

Наши рекомендации