Система органов управления экономикой страны.

В 1931 г. при СНК СССР образовалась специальная комиссия, которая была наделена правами наркомата и занималась разработкой планов на ближайшие «пятилетки».

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности.

Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. были объединены Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС.

Ликвидировались коллегии наркоматов, которые позднее были восстановлены. При народных комиссариатах формировались специальные советы в количестве 40–70 человек, в их полномочия входило решение текущих вопросов организаций и предприятий (это временные органы).

В связи с изменением хозяйственной политики страны в 1930–1931 гг. была проведена кредитная реформа.

Cущность кредитной реформы: возросла роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Практически только ему принадлежало право кредитования и получения вкладов от населения. Хозяйственные органы и учреждения не могли осуществлять взаимное кредитование, это было исключительным правом Государственного банка. В его полномочия входил контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций.

В 1930-е гг. наметилась общая тенденция к полному контролю государства за экономической сферой страны. XVII съезд ВКП(б) выступил с предложением ликвидировать функциональную систему управления, что и последовало в форме постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г.

Вводилась новая производственная и производственно-территориальная система управления. С этого момента в хозяйственной среде запрещались объединения, тресты, все более расширялась связь центральных хозяйственных органов с крупнейшими подчиненными им предприятиями.

Промышленность СССР расширялась, получала большую специализацию. Руководство этой сферой осуществляли специально сформированные новые комиссариаты.

Промышленность работала в рамках государственных планов всеобщей индустриализации.

Аграрная сфера экономики также претерпела изменения, но сохранился ряд общих принципов социалистической модели общества:

1. собственность на землю, недра, воды и леса могла быть только государственная;

2. запрещение всех видов сделок с землей, кроме «трудовой аренды» земли, т. е. для возделывания ее собственным трудом;

3. запрещение использования наемного труда для обработки земли;

4. виды землепользования: общинный, участковый и товарищеский.

В аграрном хозяйстве страны главное место занимала политика коллективизации. Формировались колхозы повсеместно. 1 марта 1930 г. СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР был утвержден первый «Примерный устав сельскохозяйственной артели», определяющий деятельность колхозов.

Система органов управления экономикой страны. - student2.ru

Образование СССР. Общественно-политическое развитие страны в 1920-е - 1930-е годы.

Образование СССР.

Важное значение для внутренней стабилизации Советского государства имело его национально-государственное переустройство. В период гражданской войны сложился военно-политический союз Советских Республик. Переход к миру потребовал нового подхода к национально-государственному строительству. В ходе борьбы за решение этой проблемы победила идея создания Союза Советских Республик. 30 декабря 1922 г. 1-й съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).

Вначале в состав СССР входили: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Федерация (ЗСФСР). В дальнейшем были образованы новые союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР (1925). Таджикская ССР (1929), Казахская ССР и Киргизкая ССР (1936). В 1936 г. упраздняется Закавказская Федерация и образуются Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, непосредственно вошедшие в Союз ССР.

В январе 1924 г. II съезд Советов СССР одобрил Конституцию СССР. Высшим органом власти она объявила Всесоюзный съезд Советов, а между съездами – ЦИК СССР, состоящий из двух палат; Союзного Совета и Совета Национальностей; высшим исполнительным органом – Совет Народных Комиссаров СССР (СНК).

Форсированное строительство государственного социализма. В 1928 г. с НЭП было по-кончено. Сталинское руководство перешло к форсированному строительству социализма. Оно по-ставило цель ускоренно осуществить индустриализацию страны и массовую коллективизацию сельского хозяйства.

Курс на социалистическую индустриализацию был задан еще XIV съездом ВКП(б), состояв-шимся в декабре 1925 г. Этот курс проводился в жизнь в годы предвоенных пятилеток. Приоритет отдавался тяжелой промышленности и ее сердцевине – машиностроению. На этой основе плани-ровалось осуществить реконструкцию всех отраслей народного хозяйства, укрепить обороноспо-собность страны и обеспечить экономическую независимость СССР.

Плановыми заданиями на первую пятилетку (1928-1932) предлагалось увеличить промыш-ленное производство по сравнению с 1928 г. почти в три раза, а за вторую пятилетку (1933-1937) – в два раза от достигнутого в 1932 г. На третью пятилетку (1938-1942) намечалось новое удвоение промышленного производства. За 12 довоенных лет (1928-1940 гг.) страна совершила беспреце-дентный рывок в росте промышленной продукции. В стране вступило в строй около 9 тыс. крупных промышленных предприятий. Производство электроэнергии возросло с 5 млрд. кВ-ч – в 1928 г. до 48 млрд. кВ-ч – в 1940 г.(в десять раз); добыча нефти увеличилась с 11,6 млн.т до 31,1 млн.т (почти в три раза); выплавка чугуна возросла с 3,3 млн.т до 14,9 млн.т (в четыре раза). По абсолютным объемам производства СССР уже в 1937 г. вышел на первое место в Европе и на второе месте в мире после США.

Индустриализация страны обеспечила Советскому Союзу экономическую самостоятель-ность, создала условия для реконструкции всех отраслей народного хозяйства, укрепила обороноспособность, способствовала количественному и качественному росту рабочего класса и научно-технической интеллигенции.

Ускоренными темпами осуществлялась и массовая коллективизация сельского хозяйства. Она проводилась насильственно, с применением мер террора и беззакония. В течение 1930-1931 гг. было выселено в отдаленные районы страны 381 тыс. кулацких семей.

Результаты массовой коллективизации свидетельствуют о том, что к концу первой пятилетки в СССР было коллективизировано 61,5%, а к концу второй пятилетки – 93% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло падение сельскохозяйственного производства. Так, например, поголовье крупного рогатого скота с 1928 по 1934 г. сократилось с 60 до 33 млн. голов. Политика форсированной коллективизации привела в 1932-1933 гг. к голоду в районах Северного Кавказа, Поволжья, Украины, Западной Сибири и Казахстана. В этих житницах страны несколько миллионов (по оценкам историков, от 3 до 7 млн.) человек умерли от голода. Однако следует от-метить, что за годы предвоенных пятилеток среднегодовое производство зерна в СССР, состав-лявшее в 1928-1929 гг. 73,6 млн.т, в 1938-1940 гг. возросло до 77,9 млн.т, мяса в убойном весе – с 4,3 до 4,5 млн.т, молока – с 26,3 до 27,6 млн.т.

Несмотря на то, что коллективизация проходила болезненно, при серьезных перегибах и ошибках в темпах и методах ее осуществления, она способствовала росту производительности труда, увеличению объемов сельскохозяйственного производства, обеспечила возможность создания надежного продовольственного фонда, что имело немаловажное значение для экономической победы в Великой Отечественной войне.

Но вместе с тем массовая коллективизация привела к значительному изменению уклада жизни крестьянства, подчинив его командно-волевым методам сталинского режима.

Изменения в обществе, которые произошли за первые две пятилетки (1928-1937), нашли отражение в Конституции СССР, принятой в декабре 1936 г. В этой Конституции политической основной СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, а экономической основой – социалистическая собственность на средства производства. Высшим органом государственной власти (вместо съезда) стал Верховный Совет, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Изменилось также избирательное право: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании.

Конституция СССР 1936 г. являлась скорее демократическим фасадом тоталитарного государства, чем отражением реальности. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что именно на 1936-1938 гг. приходится пик массовых сталинских репрессий. Именно в эти годы по приказу Сталина были проведены громкие судебные политические процессы.

В итоге первых двух пятилеток в СССР была создана социальная система, которая определяется как «государственный социализм». Социализм – потому что произошли обобществление всех средств производства, ликвидация частной собственности. Государственный – функции распоряжения собственностью и политическая власть стали осуществляться партийно-государственным аппаратом, номенклатурой и в определяющей степени их вождем – И.В. Сталиным.

Планово-централизованное управление экономикой. Сталинское руководство страной осуществлялось через «приводные ремни» – партию, Советы, профсоюзы, комсомол и другие общественные организации. В центре разрабатывались и принимались пятилетние, годовые, квартальные планы, которые имели силу закона и подлежали неуклонному выполнению. Они дополнялись директивами, решениями, указаниями.

Сначала командно-директивные методы руководства сложились в промышленности. Планы-директивы доводились не только до отраслей, но и до отдельных предприятий. В ходе массовой коллективизации директивное планирование и руководство распространились и на аграрный сектор, а затем постепенно и на все народное хозяйство, и на все общество. Это означало, что в конце 20-30-х гг. в СССР сложилась планово-распределительная экономика, в которой преобладали директивные и внеэкономические методы руководства, жесткая централизация управления. Этому способствовали сращивание партии и государства, огосударствление общественных организаций, режим личной власти Сталина, формальная демократия, массовые репрессии.

Складывание такой системы управления было тесно связано с образованием и укреплением культа личности Сталина в конце 20-х – 30-е гг. Явление культа личности – это возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, подмена руководства партии, ликвидация демократии, установление диктаторского режима.

Общественно-политическое развитие СССР в конце 1920—1930-х HYPERLINK "http://www.shpora.su/obshhestvenno-politicheskoe-razvitie-sssr-v-konce-1920-1930-x-gg/"гг

В период с 1928 по 1937 гг. в СССР было окончательно сформировано тоталитарное государство.
Рыночные механизмы были заложены государственным регулированием, а во всех сферах жизни общества был установлен режим тотального контроля, осуществляющегося партийно-государственным аппаратом.
Наблюдались и другие признаки тоталитарной системы:
1) многопартийность;
2) отсутствие оппозиции;
3) сращивание государственного и партийного аппарата;
4) фактическая ликвидация разделения властей;
5) уничтожение политических и гражданских свобод;
6) унификация общественной жизни;
7) культ руководителя страны;
8) контроль за обществом при помощи всеохватывающих массовых общественных организаций.
На вершине политической пирамиды оказался генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин.
К началу 1930-х гг. он устранил всех оппозиционеров и претендентов на власть и утвердил в СССР режим личной диктатуры. Основными структурами данной политической системы были:
1) партия;2) управления ЦК ВКП(б);3) Политбюро;
4) органы государственной безопасности, действовавшие под прямым руководством И. В. Сталина.
Массовые репрессии как один из главных инструментов режима преследовали несколько целей:
1) устранение противников сталинских методов строительства социализма;
2) уничтожение свободомыслящей части нации;
3) удержание партийной и государственной машины в постоянном напряжении.
Строго регламентирующие не только поведение, но и мышление каждого своего члена, идеологизированные официальные организации были призваны с детства воспитывать человека в духе норм коммунистической морали.
По сути, каждая из них была лишь той или иной модификацией государственной идеологии для разных социальных групп. Так, наиболее привилегированным и почетным было членство в ВКП(б) (около 2 млн человек) и Советах (около 3,6 млн депутатов и активистов). Для молодежи существовал ВЛКСМ (комсомол) и пионерская организация. Для рабочих и служащих были профсоюзы, а для интеллигенции — союзы, зависящие от рода деятельности.
Логическим продолжением политического курса партии стало принятие 5 декабря 1936 г. на VIII всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР. В ней было закреплено создание двух форм собственности:
1) государственной;2) колхозно-кооперативной.
Система государственной власти также претерпела изменения:
1) высшим органом оставался Верховный совет СССР;
2) в перерывах между его сессиями властными полномочиями обладал Президиум Верховного совета.

Наши рекомендации