Военные действия в нидерландах, бельгии и франции.10 мвя-24 июня 1940 г. 6 страница

На следующий день на заседании бюро Национального совета Сопротивления П. Вийон решительно выступил против перемирия. «Было бы неслыханным позором для Парижа,— заявил он,— пропустить через Париж отступающие немецкие дивизии, которые завтра же подвергнут разрушениям другую часть Франции». Вий-она горячо поддержал председатель Парижского комитета освобождения А. То лле. Однако, когда вопрос был поставлен на голосование, большинство членов НСС проголосовало за перемирие. По городу продолжали передавать распоряжение прекратить огонь.

Но бойцы Сопротивления не собирались подчиняться этим призывам. В Париже по указанию Роль-Танги воздвигались баррикады. К вечеру 21 августа уже был освобожден 61 квартал и некоторые пригороды столицы. Гитлеровцы также не прекратили огня; они атаковали здания, занятые ФФИ, стреляли по бойцам Сопротивления и мирным жителям города. Одновременно они выводили свои войска из Парижа. Партизанские отряды сжимали немецкие опорные пункты в кольцо.

Чтобы ускорить освобождение Парижа, Роль-Танги принял меры для переброски в столицу соединений ФФИ из освобожден-

179 «L'Humanité», 21.VIII 1944.

îsu ^_ Massiet. La préparation et la bataille de Paris, p. 135.

Бой на площади Французского театра в Париже

ных местностей Парижского района 181. В это время де Голль тоже торопил союзников двинуться на Париж. «В Париже могут возникнуть серьезные беспорядки, особенно учитывая почти полное отсутствие в городе полицейских сил и немецких войск»,— писал он Эйзенхауэру 182. Последний послал 2-ю бронетанковую дивизию под командованием Леклерка. Но битва в столице была уже в стадии завершения. 25 августа генерал Леклерк и Роль-Танги приняли капитуляцию от коменданта Парижа фон Хольти-ца. В тот же день в Париж прибыл де Голль.

На следующий день на Елисейских полях состоялся парад, а в Соборе Парижской богоматери — торжественное богослужение в честь освобождения Парижа. Правда, обстановка в городе была еще неспокойной, кое-где продолжались бои, а перед богослужением вся площадь возле собора подверглась обстрелу. Но столица Франции была свободна.

С первого же часа своего пребывания в Париже де Голль предпринял решительные действия, чтобы изолировать участников движения Сопротивления и не дать им возможности выступать в качестве представителей власти. Он отказался немедленно встре-

1Я1 ПжІ.. р. 172.

,8~ Ш. де Голль. Военные мемуары, т. II. стр. 849.

Поражение в войне и движение Сопротивления 2Ь6

титься с руководителями движения. Лишь приняв парад парижской полиции во дворе префектуры Парижа, де Голль направился в здание городской ратуши, где собрались члены НСС и Парижского комитета освобождения.

В своих мемуарах Эйзенхауэр пишет, что де Голль просил его «временно одолжить» ему две американские дивизии, чтобы «продемонстрировать силу и прочно укрепить свои позиции» ,83.

Де Голль огорчался, что не располагает возможностью снять французские войска с фронта, чтобы направить их в те города и департаменты, где освобождение проходило без участия союзников |8\ Все же в Тулузу и в район Пиренеев была послана моторизованная бригада спаги, которую до этого держали в Алжире для «обеспечения суверенитета» Франции.

Еще до начала восстания в Париже правительство Виши бесславно сошло со сцены. Вскоре Лавалю, Петену и другим было приказано выехать в Бельфор, который на какое-то время превратился в столицу коллаборационистов. Но и там они продержались недолго. 7 сентября все вишисты по распоряжению гитлеровских властей были вывезены в маленький городок Шварцвальда Зигмарин-ген, где они и просуществовали до окончательного крушения гитлеровского рейха.

Одна из самых трагических глав истории Франции подошла к концу. За эти четыре года французский народ пережил горечь поражения и позор предательства, познал тягчайшие муки, которые обрушили на человечество германские фашисты, но в те же годы он явил миру замечательные образцы стойкости и отваги, мужества и героизма. В патриотической борьбе против оккупантов и предателей, в которой участвовали разные силы, главной была Французская коммунистическая партия, «партия расстрелянных»: 75 тыс. членов ее погибли за свободу и независимость родины.

Начиналась новая страница развития страны, также полная острой борьбы между силами, по-разному понимавшими перспективы, открытые победой над гитлеровцами, и стремившимися по-своему использовать плоды этой победы, доставшиеся французскому народу столь дорогой ценой.

183 D. Eisenhower. Crusade in Europe. London, 1949, p. 297.

184 Ch. de Caulk. Mémoires de guerre. Le Salut. Paris, 1959, p. 9.

ВРЕМЕННЫЙ РЕЖИМ

РАССТАНОВКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ И БОРЬБА ЗА СОЦИАЛЬНЫЕ

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

1 Іериод Временного режима, когда новая структура государства только начала складываться, юридически завершился в конце 1946 г. принятием конституции и формированием высших органов власти Четвертой республики. Однако характерная для всей дальнейшей 12-летней истории этой республики расстановка партийно-политических сил, как и основы ее курса на международной арене, полностью определилась несколько позже — весной 1947 г.

В момент освобождения Франция переживала огромный подъем левых, демократических сил; позиции же правых, реакционных элементов были сильнейшим образом подорваны. Четыре года сотрудничества с национальным врагом скомпрометировали значительную часть правого лагеря — монополистов, верхушку армии, церкви, чиновничества. Государственный аппарат, в течение полутора веков выдерживавший любые бури и потрясения, утратил свою устойчивость; система старых буржуазных партий оказалась опрокинутой. О неизбежности такого рода последствий предупреждал сам генерал де Голль уже в начале войны: «Те, кто надеется после того, как прозвучит последний выстрел, найти Францию в политическом, социальном и моральном отношениях такой же, какой они знали ее прежде, глубоко ошибаются» '.

1 Ch. de Gaulle. Discours aux Français. 18 juin 1940—2 janvier 1944. Alger, s. c!., p. 203.

Временный режим

288

В июле — августе 1944 г. на значительной части страны (особенно к югу от Луары) департаментские комитеты национального освобождения, поддержанные частями Французских внутренних сил (ФФИ), патриотической гвардии и милиции, создавали народные трибуналы, сурово наказывали предателей, боролись с саботажем «пятой колонны», отстраняли прогнившую старую администрацию, налаживали снабжение за счет богачей и спекулянтов. Помещения коллаборационистских организаций и газет конфисковывались и передавались патриотическим группировкам. В течение нескольких недель существовало нечто вроде двоевластия, при котором одна из властей, Национальный совет Сопротивления, на определенных условиях поддерживала другую—Временное правительство. В начале октября 1944 г. в Авиньоне собрался съезд комитетов национального освобождения 40 департаментов — Генеральные штаты — при участии НСС во главе с секретарем ВКТ Луи Сайяном, сразу после освобождения сменившим Бидо на посту председателя НСС2.

Крах режима Виши вызвал в правящем лагере определенную перегруппировку. Главной задачей французской буржуазии стала отныне ликвидация движения Сопротивления сначала как органа новой власти, а затем и как самостоятельной политической силы, объединившей (вне рамок прежних партий) коммунистов, социалистов, католиков в борьбе за полное осуществление программы НСС. В крупные города были назначены «комиссары республики», в департаменты — префекты, в соответствии с ордонансом Временного правительства от 21 апреля 1944 г. приступившие к постепенному восстановлению довоенных муниципальных и генеральных советов, хотя состав их совершенно не отвечал новой обстановке3.

28 августа главой Временного правительства был издан приказ о ликвидации Французских внутренних сил, насчитывавших около полумиллиона человек. 15 сентября были распущены грозные органы возмездия — народные трибуналы. Следующим шагом в том же направлении явилось решение Временного правительства от 28 октября 1944 г. о разоружении патриотической гвардии и милиции, подчинявшихся департаментским комитетам национального освобождения и военному комитету НСС (КОМАК). Воинские группы Сопротивления были демобилизованы или рассеяны по обычным армейским частям. Руководство вооруженными силами — становым хребтом государственного аппарата в период войны — перешло в руки представителей воинских частей Сражающейся Франции или вишистской «армии перемирия». Это серьезно затормозило демократизацию кадрового офицерского корпуса, не

2 Бггдо стал министром иностранных дел Временного правительства.

3 А. Манусевич. Борьба за демократию по Франции. М., 1947, стр. 91.

289

Временный режим

раз в истории Франции служившего оплотом правых антиреспубликанских элементов 4.

Выступая на пленуме ЦК ФКП 21 января 1945 г., М. Торез подчеркивал: «Мы, коммунисты, не выдвигаем в настоящее время требований социалистического или коммунистического характера. Мы говорим это, не боясь показаться мягкими в глазах тех, у кого постоянно на языке слово «революция»... Мы откровенно говорим, что нас занимает сейчас только одно, ибо только одно занимает народ — выиграть войну» 5. В резолюциях пленума указывалось, что комитеты национального освобождения не должны подменять местную и департаментскую администрацию, а НСС — правительство; задачей этих органов, созданных народом в освободительной борьбе, должна была стать мобилизация и организация масс на максимально полное проведение в жизнь программы НСС. Партия дала в тот момент решительный отпор предложениям о насильственном захвате власти, осуществление которых с учетом прежде всего продолжающейся войны, а также наличия на территории страны англо-французских войск, могло бы привести к негативным последствиям.

После роспуска ФФИ политическая роль организаций Сопротивления значительно уменьшилась, чему способствовала также раскольническая позиция руководителей некоторых из них. В июне 1945 г. внутри второй по численности организации Сопротивления — Движения за национальное освобождение (МЛН) — развернулась острая борьба по вопросу о слиянии с Национальным фронтом. Часть МЛН, возглавлявшаяся Э. д'Астье де ля Вижери, была за слияние, другая, во главе с лидером социалистов Андре Филипом, Эженом Клодиус-Пети и писателем Андре Мальро, против него. Последние, прикрываясь антикоммунистической демагогией, осуществили 16 июля раскол и объединились с другими, менее крупными организациями в блок, который принял название Демократического и социалистического союза Сопротивления (ЮДСР). Этот блок постепенно переродился в мелкую буржуазную партию либерально-центристского оттенка 6.

В период от освобождения французской территории до окончания второй мировой войны насущной задачей страны было восстановление ее позиций на международной арене. Решить данную

i P. M. de la Gorce. La République et son armée. Paris, 1962, p. 439.

5 «L'Humanité», 23.1 1945.

6 «ЮДСР во многих отношениях выступает как радикализм, омоложенный испытаниями Сопротивления», — писали авторы работы о французских политических партиях Мальтер и Бенуа (см. /. Malterre, P. Benoist. Les partis politiques français. Paris, 1956, p. 96).

LitrupiiH Франции, т. 3

Временный режим

290

задачу можно было только максимально активным участием в заключительном этапе великой битвы против фашизма. Эта общая цель сплотила все основные политические группировки вокруг Временного правительства во главе с генералом де Голлем.

Правящие круги США и Великобритании всячески пытались воспользоваться ослаблением Франции, чтобы свести к минимуму ее участие в послевоенном урегулировании, прибрать к рукам французские колониальные владения и т. д. Англия, в частности, усиленно и небезуспешно пыталась ликвидировать французские позиции на Ближнем Востоке — в Сирии и Ливане, в связи с чем отношения между Парижем и Лондоном в конце 1944 — начале 1945 г. серьезно обострились. Командование вооруженными силами союзников систематически дискриминировало французские войска при снабжении их оружием и боеприпасами. «Со дня высадки во Франции до дня капитуляции Германии наши союзники поставили нам оружия меньше, чем нужно для оснащения одного крупного воинского соединения»,— подчеркивал генерал де Голль 7. При проведении боевых операций интересы Франции нередко приносились в жертву (например, только решительная оппозиция де Голля предотвратила эвакуацию Страсбурга во время контрнаступления германских войск в Арденнах зимой 1944— 1945 гг.).

Учитывая сложившуюся обстановку, Временное правительство пришло к выводу, что поднять международный престиж Франции можно только сближением с ее естественным союзником — СССР. В ноябре — декабре 1944 г. французская правительственная делегация во главе с генералом де Голлем посетила Советский Союз.

В ходе переговоров с советскими руководителями был подвергнут обсуждению широкий круг вопросов — о сотрудничестве на заключительном этапе войны, послевоенном урегулировании, границах (французская сторона с пониманием отнеслась к установлению западных границ Польши по Одеру и Нейсе), отношениях Франции с Польским комитетом национального освобождения и т. д. В центре внимания постоянно находилась германская проблема. «Франция трижды подвергалась германскому вторжению...— подчеркнул де Голль.— Франция и Россия являются теми странами, которые находятся под непосредственной германской угрозой и которые платят дороже всех во время германских вторжений, когда эта угроза превращается в агрессию. Таким образом, Фрап-

'' Ch. de Caulh. MémoiTs de gueire, t. Ш. Le SaU.t. 1944—1946. Paris, 1959, p. 32.

291

Временный режим

цию и Советский Союз можно назвать первым этажом безопасности» .

10 декабря 1944 г. в Москве был подписан Договор о союзе и взаимной помощи между СССР и Французской республикой. Он предусматривал продолжение чойны до окончательной победы над Германией, отказ от сепаратных переговоров с ней и обязательство «по окончании нынешней войны с Германией совместно предпринимать все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы возможной любую новую попытку агрессии с ее стороны» (ст. 3). Особо оговаривалось, что стороны «обязуются не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против одной из Высоких Договаривающихся Сторон (ст. 5) 9,

Заключение франко-советского договора имело огромное значение для повышения престижа и укрепления позиций Франции как одной из великих держав. Он решающим образом помог французской дипломатии в ее борьбе против попыток правящих кругов США и Великобритании третировать Париж как «величину, которой можно пренебречь». Французское общественное мнение встретило подписание договора с единодушным одобрением. «Не исключено, что в ближайшие 20 лет Германия, возродив свою мощь, снова сможет стать опасностью. Именно на этот случай и заключен франко-советский договор»,— писала влиятельная парижская газета «Монд» 10.

Разгром и капитуляция гитлеровской Германии в мае 1945 г. положили конец войне на Европейском континенте. Франция вышла из нее ослабленной, измученной, разоренной четырехлетним хозяйничанием оккупантов.

По официальным данным, было разрушено 2100 тыс. зданий, повреждено 253 тыс. крестьянских хозяйств, 195 500 промышленных предприятий. Из 101 доменной печи к концу войны функционировало лишь 7, добыча угля упала вчетверо, объем сельскохозяйственной продукции — вдвое. Было выведено из строя 2/3 транспортных средств, финансы глубоко подорваны массовым выпуском платежных средств режимом Виши, а затем англо-американскими войсками.

Окончание войны поставило Францию перед сложными и острыми задачами ликвидации экономической разрухи, определения

s «Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Документы и материалы». М, 1959, стр. 375—376.

9 Там же, стр. 384—385.

10 «Le Monde», 18.XII 1944.

10*

Времснтлй режим

292

конституционного устройства, выработки основ внешней политики. Вся полнота власти была фактически сосредоточена в руках главы Временного правительства де Голл.я. «Национальное единодушие», существовавшее вплоть до заключительного этапа войны, быстро рассыпалось. Многочисленные партии, отражавшие противоречивые интересы различных классов французского общества, столкнулись в ожесточенной борьбе за власть, исход которой должен был предопределить дальнейшие пути развития страны на много лет вперед.

Первые столкновения политических сил развернулись вокруг вопроса о чистке и наказании коллаборационистов. Правые элементы, движимые чувством классовой солидарности, старались любой ценой оградить предателей от справедливого возмездия, сохранить в неприкосновенности костяк государственного аппарата, верой и правдой служившего режиму Виши и. Суды, разбиравшие дела по обвинению в коллаборационизме и состоявшие в значительной мере из старых судейских чиновников, как правило, объявляли смягчающими обстоятельствами «верность присяге», «выполнение приказа свыше» и т. д. Всего был вынесен 2071 смертный приговор и 39 900 приговоров о лишении свободы. Однако 2/з первых не были приведены в исполнение 12, к 1950 г. в заключении оставался всего 4791 человек (впоследствии они также были амнистированы). Из 20 тыс. чиновников, повинных в сотрудничестве с национальным врагом, лишь 5 тыс. были отстранены от должности.

Другой острый спорный вопрос касался путей выхода из экономической разрухи. Среди самой буржуазии не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. Так, министр экономики радикал П. Мендес-Франг предлагал во имя предотвращения инфляции, с одной стороны, заморозить заработную плату и цены, а с другой — блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Это ущемило бы как рабочий класс, так и довольно широкие круги мелкой и средней буржуазии (особенно деревенской), нажившейся в годы войны на спекуляции. Глава Временного правительства предпочел проект министра финансов Р. Пленена — выпуск крупного внутреннего займа, спасавшего военные прибыли. Способствуя усилению инфляционных тенденций, росту цен, это больнее всего ущемляло

11 Л. Манцс.свич. Борьба эа демократию по Франуин. стр. 92—93. гг Расстреляны были только самые одиозные фигуры, в их числе Лаваль, шеф виишстской «милиции» Дарнан, журналисты Люшер, Бразийяк, Дриё ля Рошель. Смертный пршовор маршалу Петену генерал де Голль заменил пожизненным заключением (см. /. Fauvet. La IVe République. Paris, 1959, p. 32-33).

293

Временный режим

лиц наемного труда и давало определенные выгоды собственническим слоям, тем самым скрепляя единый фронт буржуазии перед лицом пролетариата. Мендес-Франс в знак протеста подал в отставку.

Гораздо более принципиальный характер приобрела борьба сил демократии и реакции в вопросе о структурных реформах экономики. Программа Национального совета Сопротивления предусматривала «установление подлинной экономической и социальной демократии», в частности «возврат нации монополизированных основных средств производства — плодов общего труда, источников энергии, минеральных богатств, страховых компаний и крупнейших банков»; «доступ рабочих, имеющих необходимую квалификацию, к руководству и управлению в рамках предприятия, а трудящихся— к управлению экономикой»; «право на труд и на отдых»; «разработку общего плана социального обеспечения с целью гарантировать всем гражданам средства к существованию, если они неспособны заработать их сами трудом» 13.

Естественно, что эти справедливые требования были встречены буржуазией с резкой враждебностью. Не будучи в состоянии полностью сорвать намеченные реформы, предпринимательские круги и буржуазные политические группировки стремились при поддержке реакционного высшего чиновничества ограничить масштабы национализации, добиться максимальной компенсации прежним владельцам, помешать трудящимся принять эффективное участие в управлении национализированным сектором, наконец, взвалить основные тяготы по финансированию системы социального обеспечения на плечи трудящихся масс |4.

Борьба вокруг национализации и социальных реформ закончилась компромиссом, отражавшим соотношение классовых сил в стране. Национализации подверглись такие отрасли, как угледобыча, газовая промышленность, электроэнергетика, морское судоходство, воздушный транспорт, авиапромышленность, автомобильные заводы «Рено», центральное эмиссионное учреждение — Французский банк, четыре крупнейших депозитных банка, сберегательные кассы, страховые компании. Сам этот факт имел несомненно прогрессивное значение, дав решительный толчок процессу восстановления и реконструкции французской экономики на новой технической основе. Государственный сектор стал материальной базой осуществления планов экономического развития страны.

13 «U Année politique 1944—1945». Paris, 1946, р 430—431.

14 См. «Проблемы экономики и политики Франции после второй мировой войны». М., 1962, сто. 123.

Временный режим

294

Однако монополиям удалось добиться внушительной компенсации за национализированные предприятия, в большинстве случаев убыточные. Полученные средства были вложены в более передовые и рентабельные отрасли. Иными словами, национализация полностью осталась в рамках государственно-монополистического капитализма 15.

Более существенными оказались завоевания французских трудящихся в социальной области. Именно в период Временного режима, когда политические позиции прогрессивных сил были чрезвычайно прочными, были заложены основы системы социального обеспечения, в то время самой передовой в капиталистическом мире. Она включала семейные пособия для многодетных, страхование по болезни, беременности, старости и т. д. Все эти реформы отнюдь не были «дарованы» трудящимся сверху, по инициативе правящих кругов, а явились результатом активного давления масс — «вмешательства народа», успеху которого благоприятствовала сложившаяся в стране расстановка партийно-политических сил 1в.

Наиболее активную роль в политической борьбе играли три группировки — коммунисты, социалисты и католики, поддерживавшие основные пункты программы НСС: необходимость принятия новой, более демократической конституции, национализации важнейших отраслей промышленности, проведения коренных социальных реформ, чистки государственного аппарата и сурового наказания предателей. Как и в годы оккупации, авангардом демократических сил являлась Французская коммунистическая партия, опиравшаяся на поддержку большинства профсоюзов Всеобщей конфедерации труда.

Период оккупации и временного режима был вторым после Народного фронта переломным этаном на пути превращения ФКП в мощную партию масс. Бессмертные подвиги коммунистов—героев Сопротивления убедительно разоблачили всю фальшь и лицемерие обвинений ФКП в «антипатриотизме», значительно ослабили насаждавшиеся десятилетиями антикоммунистические предрассудки. «Список наших мучеников длинен и полон скорби, но он блещет славой, мужеством и величием,— говорилось в документах X съезда ФКП.— Своей великолепной смелостью они завоевали неотъемлемое право на признательность родины... Вся их жизнь была примером гражданственности и патриотизма, вся их деятельность сливалась с глубоко национальной политикой Французской ком-

15 А. И. Покровский. Практика против теории. Новые явления во французской экономике и идейная борьба. IV1., 1965, стр. 104—109.

16 «Histoire du Parti communiste français (Manuel)». Paris, 1964, p. 485—490.

295

Временный режим

мунистической партии, направленной на защиту Франции и ее народа» 17.

X съезд ФКП, заседавший в Париже 26—30 июня 1945 г., подвел итоги всемирно-историческим событиям периода второй мировой войны. Воздав должное героической борьбе коммунистов за свободу и независимость Франции, съезд указал на необходимость срочного решения трех основных задач: обеспечения прочного мира, подъема разрушенного народного хозяйства страны, демократического обновления ее государственных институтов. В отчетном докладе съезду генеральный секретарь партии М. Торез показал, что необходимое условие экономического подъема — подрыв могущества трестов путем быстрейшей национализации основных отраслей промышленности. Говоря о демократизации как важнейшей предпосылке оздоровления политической обстановки в стране, М. Торез подчеркнул: «Народ Франции заявил о своей преданности демократии, о стремлении к переменам в духе обновления и расширения демократии». Однако, продолжал он, «этой воле народа противостоят опасные антидемократические тенденции, попытки заключить союз с силами, сыгравшими в прошлом наиболее пагубную роль, вернуться к методам и людям прошлого, короче говоря, влить новое вино в старые мехи* 8.

Ответом буржуазии на рост влияния коммунистов как следствие подвига, совершенного ими в годы войны и оккупации, было выдвижение на авансцену крупной католической партии. Под прикрытием утонченной социальной демагогии она пыталась проникнуть в ряды левых, куда до тех пор путь клерикалам был наглухо закрыт. В ноябре 1944 г. представители мелкой довоенной партии народных демократов и «социал-христианской» лиги «Молодая республика» основали новую партию — Народно-республиканское движение (МРП).

Провозгласив себя «партией верности» генералу де Голлю, во всеуслышание заявляя о своем горячем сочувствии идеалам политической свободы и социальной справедливости, лидеры МРП пытались стереть с католической церкви клеймо непримиримого врага республики и демократии, приобретенное ею на протяжении полутора столетий. Героизмом католиков—героев Сопротивления новая партия стремилась прикрыть позорное сотрудничество значительной части церковной иерархии с режимом Виши, приоста-

17 «Sept ans de luttes ardentes au service du peuple contre l'hitlérisme, pour une France libre, démocratique et indépendente». Rapport du Comité Central pour le Xe Congrès National du Parti communiste français. Paris, 1945. p. 3.

18 M. Thorez. Une politique française. Renaissance, Démocratie, Unité. Paris, 1945, p. 49.

Временный режим

296

новить бурный рост популярности марксизма 19. Вожди МРПope-мились сорвать радикальную чистку государственного аппарата, возможно более ограничить масштабы национализации, сделать условия ее максимально благоприятными для частного сектора, урезать права парламента; они упорно отстаивали традиционное требование всех правых элементов — восстановление бюджетных субсидий частным церковным школам.

Промежуточное, центристское положение между левым и правым флангами партий Сопротивления — ФКП и МРП — занимала Французская социалистическая партия (СФИО). От ее позиции во многом зависел дальнейший ход событий: в случае налаживания прочного единства действий рабочего класса колеблющиеся мелкобуржуазные элементы и часть рабочих, шедшие за МРП, могли качнуться влево, что обеспечило бы последовательную демократизацию страны. Напротив, раскол рядов пролетариата расчищал дорогу для контрнаступления сил реакции.

Открытую оппозицию программе Сопротивления составляли две старые политические группировки французской буржуазии — радикалы и правые, которые резко критиковали национализацию, социальные реформы, чистку чиновничества от коллаборационистов, судебные процессы над предателями и требовали возврата к конституции 1875 г. Однако обе эти группировки переживали глубокий внутренний кризис и оказались на втором плане, играя роль вспомогательной силы, резерва господствующего класса.

Партия радикалов и радикал-социалистов никак не могла похвастаться серьезными заслугами в борьбе против гитлеровских оккупантов. В глазах широких масс ее вожди отождествлялись с прогнившим режимом Третьей республики, позорной мюнхенской сделкой, разгромом и капитуляцией 1940 г. Отдавая себе отчет в падении авторитета партии среди ее обычной мелкобуржуазной клиентуры, лидеры радикалов пытались маневрировать, искать союзников то слева, то справа.

Сравнительно немногочисленное левое крыло (Пьер Кот, Жак Кейзер и др.) стремилось действовать в духе лучших традиций радикализма: оно требовало наладить тесное сотрудничество с ФКП и СФИО на почве совместной борьбы против клерикальной угрозы, олицетворявшейся МРП, и авторитарных поползновений

19 Аналогичная тенденция наметилась и в ряде других стран. Католическая церковь оказалась главной идейной и организационной силой, которая была противопоставлена неизмеримо возросшему авторитету международного коммунистического движения Западной Европы; почти одновременно в Италии была основана демохристианская партия, в Западной Германии — христи-анско-демократический союз, в Бельгии — социально-христианская партия, в Австрии — народная партия и т. д. (см. А. Ефремов. Французский народ в борьбе за мир и демократию. М., 1954, стр. 7).

Наши рекомендации