История: ее предмет и основные научные категории. Современные теории изучения исторического процесса.

История: ее предмет и основные научные категории. Современные теории изучения исторического процесса.

История – это наука о прошлом чел-ва.

Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами

Предметом науки истории может явл-ся соц., полит, экон, демогр., этнограф. история. Так же история личности, история города. Опред. предмета истории субъективно, зависит от мировоззрения данного историка, или гр. историков, а также от идеологии гос-ва.

НАУЧНЫЕ КАТЕГОРИИ

Историческое время - движется только вперед. Основные периодизации истории чел-ва. До конца 18 в. историки выделяли эпохи по правлению государей. В конце 18 в. франц. историки выд. эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце серед. 19 в. историки-материалисты разд. историю чел-ва на общ-эконом. формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В серед. 19 в. историки-либералы и историки-технологи разд. историю чел-ва на : традиц(ограрн), индустр, постиндустр(информацин).

Историческое пространство - совокупность природно-географических, эконом., полит., общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием географических и климат. факторов формируются быт народов, занятия, психология.

Исторический факт: Простое - это реальное событие прошлого. Сложное – это те, кот. треб. объяснения истор. интерпретации.

Исторические источники (выд. неск. гр.): писмен, вещественные(археология), этнографич, фольклорн, лингвист, кино и фотодокум-ты.

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ

1.Религиозная теория. предметом изуч. в ней явл-ся духовн. составл. чел-ка, связь чел-ка с высшим разумом, творцом Суть всех религ. сост. в пониман. крат-ти существ. матер-го составл. тела и вечности души. Гл. вопр. в люб. рел. сост. в спасении души. В православии: спастись могут все. В католицизме и протестантизме: спастись могут только богатые. В иудаизме: спасутся только иудеи. Ход чел-ой истории состоит из 2 периодов:1)от сотворения мира до рождения Иисуса Христа. 2)от рождения Иисуса Христа до конца мира.

2.Всемирно-историческая. Предметом изучения в ней явл-ся общий мировой прогресс чел-ва, позвол. получить матер. блага чел-ку. Европоцентризм. Передовые регионы (Западная Европа и Северная Америка) и отсталые, догоняющие регионы (Восточная Европа, Азия, Африка и др.)В этой теории выделяются 3 направления: марксистское, либеральное, технологическое.

1. Материалистическое - отдает приоритет в развит. общ-ва, общ-ых отнош., связанных с формами собств. на основные средства произ-ва: земля, её недра, заводы, фабрики. Формы собств.: частная, собственная, общенародная.

2. Либеральное - Отдает приоритет в изучении прогрессу – развитию личности и обеспечению ее индивидуальных свобод. (Элемент противопоставления человека обществу, человек и общество). Все страны придут к цивилизации, которая ассоциируется с сегодняшним обществом в Западной Европе. В процессе исторического прогресса возникают альтернативы. Одна альтернатива – цивилизованная, а другая – нецивилизованная. В результате прогресса во всех странах победит цивилизованная альтернатива развития..

3. Технологическое - Отдает приоритет в изучении прогрессу – технологическому, научным открытиям. (Человек и техника).

Все страны на основе научно-технического прогресса в результате конвергенции (слияния) придут к одному общественно-политическому строю, основанному на западноевропейских либеральных ценностях. Прогресс прежде всего выражен в фундаментальных, технологических открытиях и не зависит от политического строя государств.

3. Локальный подход. Подход предполагает ,что смысл жизни чел-ка, а следовательно и смысл его прошлого –в здоровье, долголетии, и гармонии с окружением. Укрепить свое здоровье и своих близких, продлить долголетие возможно лишь на пути единства с природой (человек-часть природы)

Культура Киеской Руси.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.

Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.

В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.

Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. "В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.

Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.

Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира.

Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

История: ее предмет и основные научные категории. Современные теории изучения исторического процесса.

История – это наука о прошлом чел-ва.

Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами

Предметом науки истории может явл-ся соц., полит, экон, демогр., этнограф. история. Так же история личности, история города. Опред. предмета истории субъективно, зависит от мировоззрения данного историка, или гр. историков, а также от идеологии гос-ва.

НАУЧНЫЕ КАТЕГОРИИ

Историческое время - движется только вперед. Основные периодизации истории чел-ва. До конца 18 в. историки выделяли эпохи по правлению государей. В конце 18 в. франц. историки выд. эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце серед. 19 в. историки-материалисты разд. историю чел-ва на общ-эконом. формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В серед. 19 в. историки-либералы и историки-технологи разд. историю чел-ва на : традиц(ограрн), индустр, постиндустр(информацин).

Историческое пространство - совокупность природно-географических, эконом., полит., общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием географических и климат. факторов формируются быт народов, занятия, психология.

Исторический факт: Простое - это реальное событие прошлого. Сложное – это те, кот. треб. объяснения истор. интерпретации.

Исторические источники (выд. неск. гр.): писмен, вещественные(археология), этнографич, фольклорн, лингвист, кино и фотодокум-ты.

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ

1.Религиозная теория. предметом изуч. в ней явл-ся духовн. составл. чел-ка, связь чел-ка с высшим разумом, творцом Суть всех религ. сост. в пониман. крат-ти существ. матер-го составл. тела и вечности души. Гл. вопр. в люб. рел. сост. в спасении души. В православии: спастись могут все. В католицизме и протестантизме: спастись могут только богатые. В иудаизме: спасутся только иудеи. Ход чел-ой истории состоит из 2 периодов:1)от сотворения мира до рождения Иисуса Христа. 2)от рождения Иисуса Христа до конца мира.

2.Всемирно-историческая. Предметом изучения в ней явл-ся общий мировой прогресс чел-ва, позвол. получить матер. блага чел-ку. Европоцентризм. Передовые регионы (Западная Европа и Северная Америка) и отсталые, догоняющие регионы (Восточная Европа, Азия, Африка и др.)В этой теории выделяются 3 направления: марксистское, либеральное, технологическое.

1. Материалистическое - отдает приоритет в развит. общ-ва, общ-ых отнош., связанных с формами собств. на основные средства произ-ва: земля, её недра, заводы, фабрики. Формы собств.: частная, собственная, общенародная.

2. Либеральное - Отдает приоритет в изучении прогрессу – развитию личности и обеспечению ее индивидуальных свобод. (Элемент противопоставления человека обществу, человек и общество). Все страны придут к цивилизации, которая ассоциируется с сегодняшним обществом в Западной Европе. В процессе исторического прогресса возникают альтернативы. Одна альтернатива – цивилизованная, а другая – нецивилизованная. В результате прогресса во всех странах победит цивилизованная альтернатива развития..

3. Технологическое - Отдает приоритет в изучении прогрессу – технологическому, научным открытиям. (Человек и техника).

Все страны на основе научно-технического прогресса в результате конвергенции (слияния) придут к одному общественно-политическому строю, основанному на западноевропейских либеральных ценностях. Прогресс прежде всего выражен в фундаментальных, технологических открытиях и не зависит от политического строя государств.

3. Локальный подход. Подход предполагает ,что смысл жизни чел-ка, а следовательно и смысл его прошлого –в здоровье, долголетии, и гармонии с окружением. Укрепить свое здоровье и своих близких, продлить долголетие возможно лишь на пути единства с природой (человек-часть природы)

Наши рекомендации