Структура исторического исследования в методологии истории р.ю. виппера. проблема исторического факта. идеи циклизма в теории исторического процесса.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ». В. ДИЛЬТЕЙ

Философия жизни в Германии.

Она развивалась в рамках критической философии истории, направленной против позитивизма и затем марксизма.

Теоретики: Вильгельм Дильтей, Георг Зиммель, Освальд Шпенглер, у истоков стоял Фридрих Ницше. Наибольшее влияние применительно исторической науки оказало творчество Вильгельма Дильтея (1833 -1911), на втором плане Зиммель (1858 – 1918).

Философия жизни- иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.

Вильгельм Дильтей (1833— 1911) — немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни, литературовед, введший впервые понятие так называемых наук о духе.

Он стал основателем так называемой "академической" "философии жизни" в Германии, стремящейся истолковать исторический процесс и соответственно изменить понимание смысла и задач исторической науки.

Труды: «Введение в науки о духе», «Построение исторического метода в науках о духе».

Науки о духе Дильтей противопоставляет наукам о ПРИРОДЕ. Здесь его позиция отличается от точки зрения его современников - позитивистов - философов, считающих все науки в принципе однородными.

Дильтей утверждает, что "природу мы объясняем, душевную жизнь понимаем". Дильтей, утверждая, что предметом наук о духе является ЖИЗНЬ. То есть по Дильтею, познание жизни или душевных явлений, что является предметом наук о духе - это понимание, оно достоверно, истинно, но интуитивно и, по сути дела, иррационально. Познание же природы - это предметное знание, это объяснение. Оно рационально, осуществляется с помощью логических категорий, рассудочных понятий. Но оно не достоверно, гипотетично и не схватывает самой сути бытия.

У Дильтея методом наук о духе провозглашается непосредственное переживание исторических событий и их истолкование.

Дильтей не отвергает науку. Скорее он хочет ее иррационализировать, внести в нее иррациональное начало, создав тем самым какой-то совершенно новый, необычный тип науки, в которой логика играет третьестепенную роль.

Самая общая задача, которую ставил Дильтей, состояла в том, чтобы единой методологией охватить всю историю духа.

Методологию наук о духе Дильтей нашел в ПСИХОЛОГИИ. Дильтей утверждает, что любая область наук о духе нуждается в психологии для понимания своего предмета.

ОПИСАТЕЛЬНУЮ психологию предлагает Дильтей в качестве основы для наук о духе. Описательная же психология не ставит своей целью давать причинные объяснения психических явлений, она хочет лишь описывать переживаемые человеком душевные состояния.

Решение многих проблем Дильтей в последний период своей жизни увидел в древнем искусстве ГЕРМЕНЕВТИКИ (исскуство толковать), которое, считал Дильтей, может дать возможность реконструировать и восстановить реальность прошлого на основании документов, источников, исторических памятников и произведений, запечатлевших эту историческую реальность.

Герменевтика у Дильтея становится специфическим и универсальным методом философии.

История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы» индивидуальной структуры.

Изучение исторического процесса он заменял изучением (описанием) психического развития личности: почти все его исследования — биографии или биографические очерки.

Он утверждал, что в отличие от естественных наук, избравших в качестве метода объяснение, история ставит перед собой задачу понимания, т. е. интуитивного проникновения в психику людей прошлого. Понимание как особый метод предполагает специфический набор познавательных средств, отличных от рационального инструментария, используемого в естественнонаучном познании. У каждого может быть свое понимание прошлого и его важнейших событий, обусловленное личностными качествами.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. ЗИММЕЛЬ

Зиммель Георг (1858-1918) - немецкий философ-идеалист и социолог. В дальнейшем Зиммель становится одним из наиболее значительных представителей "философии жизни", разрабатывая преимущественно проблемы философии культуры.

• "Жизнь" понимается Зиммелем как процесс творческого становления.

• В работах по социологии 1890-1900-х гг. З. выступает основоположником т. н. формальной социологии. Круг его социологических интересов весьма широк: власть и насилие; социальная дифференциация; отчуждение; взаимоотношения общества и индивида; социология культуры, города, семьи и пола; социология конфликта; социология религии. И это далеко не полный перечень.

Важнейшие работы: 'Проблемы философии истории' (1892), 'Философия денег' (1900), 'Социология' (1908), 'Конфликт современной культуры' (1918). В 1906 г. вышла его работа 'Религия'. На русский язык переведен ряд работ, в том числе 'Религия. Социально-психологический этюд'.

• Возникновение интеллекта и появление денег знаменуют вступление общества в 'исторический' период.

• Фактически Зиммель - один из основоположников структурно-функционального подхода к изучению общественной жизни: социальное взаимодействие предполагает единство взаимодействующих индивидов (его форму). Это и есть для Зиммеля главный объект социологического исследования - социация, взаимодействие индивидов и его формы.

К числу культурных форм, регулирующих человеческие отношения, относится и религия (наряду с языком, моралью и правом, политикой и т.д.).Сущностное ядро современной культуры, полагал Зиммель, образуют интеллект и деньги. Именно они дифференцируют и одновременно связывают воедино, интегрируют различные элементы социокультурного космоса - от экономических отношений до способов выражения эмоциональных состояний.

Культурные формы неизбежно рано или поздно 'затвердевают', 'кристаллизуются', 'объективируются', переставая служить адекватным выражением жизни, становясь тормозом на пути саморазвития и самореализации жизни. В этом - неразрешимая 'трагедия культуры', ее отчуждение от непосредственного индивидуального существования.

Натуралистический или эмпириокритицистский - 1881-1900 гг. К нему принадлежат работы Зиммеля "О социальной дифференциации. Социологические и психологические исследования" (1890); «Введение в науку о морали. Критика основных этических понятий" (2 тома, 1892— 1893), первый вариант исследования "Проблемы философии истории" (1892).

Определенное влияние на Зиммеля в это время оказывают марксизм, дарвинизм, английский вариант позитивизма. Считается, что на этом этапе теоретические взгляды Зиммеля еще не сформировались окончательно, от многих из них ученый впоследствии отказался, поэтому данный период эволюции его воззрений исследован в отечественной историографии весьма слабо.

Переходом ко второму - неокантианскому этапу 1900-1910 гг. стала работа Зиммеля "Философия денег" (1900). Позже были написаны "Кант и Гёте" (1906), "Социология. Исследования форм социализации" (1908), "Общество двоих" (1908), в 1905 г. существенно переработаны "Проблемы философии истории". В них Зиммель присоединяется к неокантианскому разделению наук по методу.

Для третьего этапа творчества 3иммеля (1910 – 1918 гг.) характерным представляется окончательный переход к философии жизни. Его начало связано с работой 1910 г. «Главные проблемы философии", после чего Зиммель приступает к написанию «Философии культуры», над которой работает до 1918 г.

  Значительное внимание Зиммель уделил исследованию социальных конфликтов. Для него конфликты — это неотъемлемые атрибуты социальной жизни, ее практических и духовных, ценностных и нормативных, идеологических и политических, моральных и правовых проявлений. Одна из причин этого коренится в особенностях природы людей, в их психофизиологических качествах: индивиды изначально предрасположены не только к сотрудничеству и организованности, но и к дезорганизации и деструктивным проявлениям, сопровождающимся столкновениями-конфликтами.

Далеко не всегда конфликты заслуживают негативной оценки, ибо отнюдь не все из них ведут к разрушению социальных структур и к вредоносным социальным изменениям. Зачастую они служат сохранению разномасштабных социальных целостностей и тем самым выполняют конструктивные функции. Наиболее пригодны для этого не слишком острые и не слишком масштабные конфликты.

Острота и динамика конфликта напрямую зависит от эмоциональной вовлеченности его участников в существо спорных вопросов. Чем выше накал эмоций и страстей, чем сплоченнее противостоящие друг другу группы, чем больше существует оснований для каждой из них считать победу самоцелью, тем более бурным оказывается столкновение и тем более тяжелыми и разрушительными могут оказаться его последствия.


Наши рекомендации