Восточные славяне: теории происхождения, общественный строй, занятия, верования.

Различные представления о происхождения славян.

а) Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров.

в) В. О. Ключевский следует известиям готского историка Иордана: первоначально славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны.

д) Б.А. Рыбаков, отвергая все названные и неназванные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов.

Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. Позднее, в период неолита и в течение бронзового века, Эти племена стали расселяться, связь между ними ослабевала, и создались языковые группы. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных славян.

Общественный строй восточных славян.

В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.

Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя. Слово "князь" происходит от общеславянского "кнез", означающего "вождь". Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись ("Повесть Временных лет") называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.

До VII века занятиями славян были охота, рыболовство, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел), подсечное земледелие. В земледелии возникли новые большие изменения: а) залежная и переложная система обработки земли; б) двух- и трехпольная система земледелия; в) происходит рост количества выращиваемых культур: ржи, ячменя, пшеницы, овса, конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки, гороха. Существовали следующие виды ремесла: ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др.

Религией, которую исповедовали восточные славяне было язычество (многобожье). Наши предки почитали силы природы. Первое место по значимости принадлежало Даждьбогу - богу Солнца, почитавшемуся как источник тепла и света. Другим важным божеством был Перун – бог грома и молнии. Кроме того он был покровителем дружинников и военного дела. Праздник Перуна отмечался ежегодно – 20 июля, и в этот день ему приносили в жертву быка или петуха. Также славяне поклонялись Сварогу – богу неба и покровителю ремесленников, Стрибогу – богу ветров, Мокоши – богине земли и плодородия, покровительнице женского рукоделия. Сварог – бог неба и огня небесного, по поверьям древних славян разбивал лучами – стрелами небесный покров. Внешний культ божеств у славян был не развит. Храмы не строились, на открытых местах ставили идолов, которым приносили жертвы, иногда человеческие. Славяне верили в то, что души мертвых могут бродить по миру живых (русалки). Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребне, на ручке ножа или на кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка ил красивый рисунок на ткани. Большую надежду славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, а иногда прибегая к грубым ругательствам, древние славяне стремились прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху и т.д. Позднее многие языческие праздники были приурочены к христианским: проводы зимы – к Масленице, Коляды – к Рождеству и Святкам, Купала и русалии – к Иванову дню.


3. Образование Древнерусского государства. Норманнская и антиннорманская теории.

Под государством мы понимаем механизм политической власти:

1)на определенной территории

2)с определенной системой органов управления

3)с необходимым действием законов

4)формированием органов принуждения

Возникновение гос-ва закономерный этап в развитие общества. На него влияют множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.

Черты формирования гос-ва

1)пространственная и геополитическая ситуация - российского гос-во занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных границ в пределах большого равнинного пр-ва.

2)в ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

3)потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Норманнская теория – (Государство создано варягами-норманнами. Термин «Русь» – варяжского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор) направление в историографии, сторонники которого считают норманов ( варягов ) основателями славянского государства. Концепция скандинавского происхождения государства у славян связана с фрагментом из «Повести временных лет », в котором сообщалось, что в 862 г. для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам ("руси") с предложением занять княжеский престол. В результате Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске.

«Норманнская теория» была выдвинута в 18 в. немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером. Они попытались научно доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Этой концепции является утверждение, что славяне в силу своей неподготовленности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. По их мнению, государственность была привнесена славянам извне.

Антинорманисты –(Государство создано славянами. Термин «Русь» славянского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор) ученые, противники так называемой «норманской теории » возникновения Древнерусского государства . Первым антинорманистом был М.В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет », он сделал вывод о том, что первым славянским князем был Кий , который жил с братьями и сестрой в Киеве. Анализируя легенду о призвании варягов ильменскими словенами, племенами чудь, меря и др. в 862 г., некоторые историки на основании сделанного Нестором перевода имен скандинавских князей считают, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало. В то же время ряд исследователей признают, что в основе легенды лежит исторический факт в княжения в Новгороде скандинава, положившего начало династии Рюриковичей, которая вскоре ассимилировалась с местным населением. Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их призвания.

Наши рекомендации