Основные научные школы и современные экономические теории

Таким образом, заслуги классической школы экономической мысли состоят в том, что ее представители:

--главным объектом изучения сделали сферу производства, а не обращения;

--раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства нации;

доказали, что экономика должна регулироваться рыночными отношениями и имеет свои законы, которые объективны, то есть не зависят от вмешательства государства.

Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

В первой половине 50-х гг. ХХ в. отдельные положения учения Кейнса были пересмотрены и развиты в работах таких представителей неокейнсианского направления, как Р. Харрод, Э. Хансен, Е. Домар, Дж. Робинсон. Основное внимание они уделяют экономической динамике, исходят из необходимости систематического прямого государственного регулирования экономики, а не косвенного, как у Кейнса. Неокейнсианцы разрабатывают модели экономического роста, предусматривающие инвестиции в научные исследования, новую технику и современную инфраструктуру, что требует, по их мнению, государственной поддержки в виде финансирования.

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания механизмов государственного регулирования экономики и свободного рынка. Только так, по их мнению, можно обеспечить устойчивость и безукоризненное развитие экономики. В связи с этим американским экономистом П. Самуэльсоном была выдвинута концепция неоклассического синтеза, которая считается основной в современной экономической науке. Согласно этому научному направлению сочетание государственного производства и частного предпринимательства представляет собой смешанную экономику, являющуюся наиболее эффективной в современных экономических условиях.

3). Предмет, функции экономической теории. Категории, экономические законы.
экономическая теория – это общественная наука, которая изучает экономические отношения, складывающиеся при взаимодействии людей и отдельных социальных групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ с целью удовлетворения неограниченных потребностей при ограниченных ресурсах на различных уровнях экономики. Следовательно, предмет экономической теории достаточно обширен.
Исследуя экономические явления и процессы, законы и закономерности их протекания, механизм хозяйствования, экономическая теория выполняет ряд функций, основными из которых являются следующие:

-- научно - познавательная (теоретическая), которая проявляется в описании фактов, изучении и объяснении сложных явлений экономической жизни, раскрытии законов, управляющих общественным производством;

-- методологическая, заключающаяся в том, что экономическая теория служит фундаментом для конкретных прикладных экономических наук, дает теоретическое обоснование необходимости иметодику осуществления того или иного экономического мероприятия;

--практическая (прагматическая), состоящая в том, что экономическая теория не только объясняет экономические явления, но и раскрывает пути и варианты их совершенствования, уточняет экономическую политику государства;

-- прогностическая, предполагающая разработку научных прогнозов и выявление перспектив общественного развития;
-- критическая, которая выражается в выработке критического подхода к рассматриваемым явлениям, выделении их преимуществ и недостатков, а также в определении целесообразности использования полученных результатов.

Экономические категории – это теоретические, научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства экономических явлений и соотношения между ними. Примерами таких категорий являются товар, деньги, меновая стоимость, цена и т.п.

В свою очередь, экономические законы представляют собой существенные, устойчивые, повторяющиеся, причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Экономические законы, как и другие законы природы, объективны, то есть они не зависят от сознания того, знаем мы об их существовании или не знаем. Так, законы рынка – закон спроса, закон предложения, закон конкуренции – существуют независимо от того, известно о них участникам рыночных отношений или нет.

4). Потребности как предпосылки производства.
Жизнь человека, где бы он ни обитал и чем бы ни занимался, прежде всего, определяется необходимостью удовлетворять свои потребности.

Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

Потребности личности и общества многообразны, безграничны, полностью неутолимы. Поскольку потребности разнообразны, их можно классифицировать. Так, с точки зрения уровня развития выделяют элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности. В зависимости от социальной структуры общества различают потребности общества в целом, потребности отдельных социальных групп, потребности отдельных людей.
В современной экономической литературе чаще всего встречается классификация потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные) потребности. Первичные – это потребности в еде, питье, одежде и т.п. Это самые насущные потребности человека. Вторичные потребности связаны, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека.

Выделяют также эластичные и неэластичные потребности. Первичные потребности неэластичны, они более жесткие. Вторичные потребности близки к эластичным потребностям. Кроме того, различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и нерациональные (потребности в курении, употреблении наркотиков или алкоголя).

Классификация потребностей:
Физиологические потребности необходимы для выживания. Это потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психических опасностей со стороны окружающего мира (необходимость страхования от несчастного случая, потребность в поиске надежной работы). Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включают необходимость чувствовать свою принадлежность к чему или кому-либо, чувствовать, что тебя понимают и принимают другие, ощущать социальное взаимодействие, привязанность и поддержку.

Потребности в уважении включают потребности в уважении со стороны окружающих, признании. Потребности в самовыражении – это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, в личных достижениях, в компетентности и росте как личности.

5). Ресурсы (факторы) производства.
Для осуществления процесса производства необходимы ресурсы, то есть все то, что может быть использовано для производства. Все ресурсы подразделяются на следующие большие группы:

1.Природные ресурсы –естественные, имеющиеся в природе компоненты: земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые.

2.Материальные ресурсы – все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства и имеют материально-вещественную форму.

3.Трудовые ресурсы – экономически активное, трудоспособное население.

4.Финансовые ресурсы – все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства.

5.Информационные ресурсы – данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий.
По мере развития производства люди выяснили, что ресурсы обладают особенностью быть ограниченными. Различают абсолютную ограниченность ресурсов, когда существует абсолютный недостаток или дефицит определенных ресурсов для удовлетворения всех имеющихся потребностей, и относительную ограниченность ресурсов, при которой определенное сужение потребностей делает ресурсы достаточными.
Факторы производства – это уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Причем, ресурсы могут быть разрозненными, а факторы производства всегда существуют во взаимодействии.

Экономической теорией выделяются три основных фактора производства: земля, капитал и труд.Земля рассматривается как используемые в производстве естественные, природные ресурсы. Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности средств, используемых для производства. Это необходимые в производстве финансовые и материальные ресурсы (деньги, оборудование, производственные помещения, транспорт, средства связи т.д.). Труд как фактор производства представляет собой процесс расходования рабочей силы человека.

Наши рекомендации