Папа Иннокентий III (1198-1216 гг.). Крестовые походы
В лице Иннокентия III папство выступило во всем блеске своего могущества. По своим личным качествам Иннокентий был выдающимся человеком своего времени. Он обладал железной волей, неукротимой энергией, был гибким политиком, любил поэзию и музыку, что свидетельствовало о его высоком образовании. Поэтому вступление на папский престол этого даровитого человека в 37-летнем возрасте не было случайным.
Иннокентий целиком усвоил воззрение Григория на государство как
учреждение человеческое. Церковь он сравнивал с солнцем, государство–
с луной. Как луна заимствует свой свет от солнца, и по величине и своим
свойствам ниже солнца, так и королевская власть заимствует блеск своего
достоинства у папской власти, Царь царей, Иисус Христос, учредил
царство и священство таким образом, чтобы царство было священническим и священство царственным. Апостолу Петру Господь предоставил власть управлять не только Церковью, но и государством. Эти воззрения нашли полное выражение в деятельности Иннокентия, и он выступил, действи-тельно, абсолютным монархом всего католического мира, уничтожал послед-ние следы самостоятельности светской власти.
В Риме представителем императорской власти был префект, которого Иннокентий заставил присягнуть папскому престолу и принять из своих рук инвеституру не в форме меча– символа светской власти, а в форме мантии и серебряной чаши. От граждан города он также потребовал себе присяги. Из средней и южной Италии Иннокентий III выгнал императорских феодалов и расширил владения церковной области.
В 1197 году, после смерти императора Генриха VI, он активно вмешался в борьбу за германскую корону. Поскольку наследнику императора было только три года, между германскими князьями произошли разногласия относительно нового императора. Из двух претендентов на корону, Оттона Саксонского и Филиппа Швабского, Иннокентий признал первого.
Но когда Оттон стал заявлять свои права на Италию и хотел подчинить своей власти и папскую область, папа отлучил его от церкви, лишил император-ской короны и объявил немецких князей свободными от всяких обязанностей по отношению к императору. По указанию папы, императором провозглашен был Фридрих, сын ГенрихаVI. Он показал свою силу и королю Франции Филиппу Августу, вмешавшись в его семейное дело. Папа потребовал, чтобы король сошелся с удаленной им в монастырь королевой Ингебургой и расторг свой брак с датской принцессой Агнессой. Чтобы сломить упорного короля, папа наложил интердикт на всю Францию со всеми последствиями этой
ужасной меры.
Иннокентий установил также контроль над Испанией, Португалией,
Венгрией, Польшей и скандинавскими государствами. Даже в славянских
Государствах – Далмации и Болгарии – утверждено было его господство.
Основанная в результатеIV крестового похода Латинская империя в
Константинополе послужила для Иннокентия опорным пунктом утверждения, хотя и временного, своего главенства и на Востоке. Таким
образом, политика ИннокентияIII завершила полный свой круг.
Католический мир превратился в теократическую монархию. В сфере
гражданского управления папа выступил высшим вершителем государст-венных вопросов. Цари и народы трепетали от папского гнева.
Правление Иннокентия III ознаменовалось созданием еще одного
нововведения, на несколько столетий карающим мечом вошедшего в
жизнь Европы – инквизиции. Этот священный трибунал, «Sactum oficium»,
непосредственно подчинялся папе и обслуживался монахами-доминикан-цами. Инквизиции принадлежало право суда и расправы над всеми, заподозренными в ереси, без различия происхождения и пола.
Инквизиция сыграла значительную роль в борьбе с иудаизмом, мусульман-ством, а также с протестантизмом.
В сфере церковного управления он фактически выступал не как наместник апостола Петра, а как наместник Иисуса Христа.
На всех соборах, где присутствовал папа, начиная с Иннокентия, постанов-ления выносились от его имени. Соборы имели только совещательное значение.
Издание новых церковных законов и отмена прежних составляли теперь
неотъемлемое право папы. Таким оставил после себя папство Иннокентий
III, скончавшись на 55-м году жизни.
БИЛЕТ № 18
2. Краткий обзор деятельности римских пап XX- XXI веков
Папа Пий Х(1903-1914 гг.)
Во время своего понтификата папа Пий Х провел реформу в римской
курии, сократив существовавшие до него 37 конгрегаций до 19. Он способствовал созданию Кодекса католического права, который был
утвержден папой Бенедиктом ХV в1917 году. Пий Х решительно выступал против модернистских течений в Римо-Католической Церкви. В 1951 году он был причислен к лику святых.
Папа Бенедикт ХV (1914-1922 гг.)
Бенедикт ХV создал в1917 году особую конгрегацию по делам
Восточных Церквей, которая должна была добиваться подчинения
католицизму всех христианских Церквей на Балканах, Ближнем Востоке, а также Русской Православной Церкви, при нем заметно активизировалась
миссионерская деятельность Ватикана в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке, были установлены дипломатические отношения с Китаем (1918),
Францией (1920) и странами Прибалтики.
Папа Пий XI (1922-1939 гг.)
При Пие XI было подписано Латеранское соглашение(1929), в силу которого был решен «римский вопрос». После подписания Латеранского
договора о создании государства Ватикан папа предпринял строительство
новых зданий и перестройку старых в Ватикане. За время понтификата
Пия XI было заключено18 конкордатов с разными государствами, опубликовано30 энциклик, установлено 128 новых диоцезов, созданы
десятки новых учреждений при курии, в том числе астрономическая обсер-ватория и Ватиканская Академия наук.
Папа Пий ХII (1939-1958 гг.)
Пий ХII Был избран на кафедру Римской церкви12 марта1939 года.
Он стремился к тому, чтобы духом католицизма были проникнуты все
стороны в области человеческой деятельности, что очень характерно для
Рима. От него осталось значительное количество (20 томов) булл, энциклик и публичных обращений учительного, истолковательного
характера к самым разнообразным группам людей. Известны его
энциклики: «Humani generis» (Род человеческий) (1950), «Evangelii
praecone» (Евангельское провозглашение) (1951). В последней энциклике
папа выразил мысли о необходимости «отуземить» Римско-Католическую
Церковь в Азии и Африке, создав кадры духовенства местного происхождения. Папа Пий ХII канонизировал пап ПияX, Пия XI и
Иннокентия I. Он провозгласил 1 мая церковным праздником, а
покровителем трудящихся праведного Иосифа – обручника. В 1950 г. папа
установил второй мариальный догмат о воскресении и телесном вознесении Девы Марии на небо.
Папа Иоанн ХХIII (1958-1963 гг.)
Иоанн ХХIII был избран 12 октября 1958 года, через три дня после смерти папы Пия ХII. Несмотря на столь краткий понтификат, папа Иоанн XXIII очень много сделал полезного для решения актуальных проблем Римско-Католический Церкви. В отличие от своих предшественников, папа Иоанн XXIII прежде всего обновил систему руководства Католической Церковью. Чтобы обеспечить нужды Католической церкви, он увеличил кардинальскую коллегию до 75 человек. Для изучения епархиальных проблем возобновил в1960 году деятельность Римского Синода, который не собирался здесь с ХV века.
Наконец, папа Иоанн XXIII внезапно объявил о своем решении созвать Собор всей Католической церкви. В своей энциклике «Ad Petri
cathedram» от 3 июля 1959 года папа указал на три задачи, ставшие перед
Собором: «Главная цель Собора заключается в поступательном развитии
католической веры, в обновлении христианской жизни верующих, в
применении церковной дисциплины к условиям нашего времени. И это
явит благолепное зрелище истины, единства и любви, лицезрение которых,
мы верим, будет для тех, кто отделен от нас, благостным призывом искать
и обрести единение».
Иными словами, папа Иоанн XXIII, созывая II Ватиканский собор, ставил перед всем католическим миром цель очищения от вековых наслоений, реорганизации и обновления церковной жизни, чтобы приспособить церковную жизнь к изменившемуся сознанию в секулярном мире, приспособить к психологическим, культурным, бытовым условиям жизни верующих нашего времени, чтобы показать её как основанную на заветах Христа и более соответствующую евангельскому духу, а также устранить созданные греховными людьми многие препятствия к единению христиан.
Второй Ватиканский собор открылся 11 сентября 1962 года и
продолжался с перерывами между сессиями до1965 года. На открытии
присутствовало 2510 соборных отцов и официальных представителей от 86
государств. Как положительное явление следует отметить, что после
чрезвычайно долгого разрыва и отсутствия официальных контактов между
Римско-Католической и Русской Православной Церквами на Второй
Ватиканский собор были приглашены и посланы наблюдатели от Русской
Православной Церкви – протоиерей Виталий Боровой, профессор
Ленинградской духовной академии, протоиерей Ливерий Воронов,
Архимандрит (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский)
Владимир (Котляров) и архимандрит (ныне митрополит Крутицкий и
Коломенский) Ювеналий (Поярков). Её наблюдатели вникали в ход соборных обсуждений и проявляли живой интерес ко всему, что могло бы
способствовать в будущем установлению братских христианских отношений с Римско-Католической Церковью на почве взаимопонимания
и совместных стремлений внести вклад в дело мира и прогресса
человечества. Понтификат папы Иоанна XXIII может быть охарактери-зован как служение миру.
В своей последней энциклике «Pacem in terris» (Мир на земле), обнародованной в соборе святого Петра в Риме 11 апреля 1963 года, папа
Иоанн XXIII заявил, что по данной ему от Бога власти, он «считает своим
долгом заклинать всех людей и в особенности правительства не щадить
усилий, чтобы направить развитие событий на путь, согласный с разумом и
гуманностью». Это высказывание Главы Римской Церкви нашло живой
отклик среди мировой общественности. 3 июня 1963 года последовала
кончина папы, не успевшего довести до конца свои начинания.
Папа ПавелVI (1963-1978 гг.)
21 июня 1963 года конклав кардиналов избрал на папский престол
папу Павла VI (1963-1978 гг.). Новый папа продолжал курс внешней
политики, начатый его предшественником. Он приветствовал подписание
Договора о запрещении ядерных испытаний. При нем продолжал свою
деятельность Второй Ватиканский Собор, перед которым были поставлены
задачи: глубоко изучить состояние церковных дел во всем их
многообразии, реформировать и внутренне обновить Церковь,
способствовать единению христиан и начать «диалог с миром». Эту цель
поддерживали в курии сторонники папы – обновленцы, которые при
обсуждении различных схем одержали победу над интегристами. На2-й и
3-й сессиях были обсуждены и одобрены конституции «О Божественном
откровении», «О Церкви», «О святой литургии» и декреты «О миссионер-ской деятельности», «Об экуменизме», «О духовном образовании», «Об отношении церкви к нехристианским религиям».
В догматической конституции «О церкви» было подтверждено учение о непогрешимости папских определений ex cathedra.
В отношении литургии было разрешено совершать ее не на латинском, а на национальных языках, сократив время богослужения и
упростив церковный обряд. Были сокращены до минимума и посты.
Монахам и ксендзам разрешалось носить светскую одежду.
В конституции «О Церкви» было принято учреждение национальных
епископских конференций, которые с санкции Ватикана принимают
самостоятельные решения с учётом конкретных условий той или иной
страны.
На четвертой сессии папа Павел VI официально объявил об
учреждении постоянно действующего при папе Синода епископов, в котором будут представлены все национальные епископаты. Сессия
приняла также декларацию «О религиозной свободе», т.е. признание
Церковью принципа свободы совести. Собор выразил уверенность, что
единственно истинная религия содержится в Католической церкви.
В день закрытия Собора7 декабря 1965 года был опубликован
папский декрет о реорганизации священной канцелярии (бывшей инквизиции) в конгрегацию по вопросам вероучения.
В 1966 году был упразднен индекс запрещенных книг (Силлабус), а в
1975 году, согласно новому положению о кардинальской коллегии,
кардиналы, достигшие 80-летнего возраста, лишались права голоса на
конклаве, избирающем нового папу.
Всеобщее внимание привлекли две энциклики папы Павла VI
«Ecclesiam suam» («Своей Церкви» (1964) – первый программный
документ папы и«Populorum progressio» («Развитие народов») (1967).
Главная тема первой энциклики– это диалог Римско-Католической Церкви
с внешним миром, во второй энциклике папа осуждает национализм,
расизм, абсолютное право на частную собственность и призывает
католиков сотрудничать со всеми людьми доброй воли без каких-либо
исключений.
За 15-летний свой понтификат папа Павел VI осовременил курию,
значительно увеличил число кардинальской коллегии за счёт представи-телей стран Азии, Африки и Латинской Америки, учредил секретариаты по контактам с нехристианским миром по вопросам диалога с неверующими, по единству христиан, обязал 75-летних епископов подавать в отставку.
При папе Павле VI были установлены дипломатические отношения с
24-мя государствами. И он лично принял глав 54-х государств.
Папа посетил Иерусалим, Индию, США, Португалию, Турцию,
Колумбию, Гонконг, Индонезию, а также и другие страны, Всемирный
Совет Церквей в Женеве.
Папа Иоанн-Павел I (1978)
Иоанн-Павел I был избран на папский престол 25 августа 1978 года и
спустя 33 дня после своего самого короткого в истории Римско-
Католической Церкви понтификатства скоропостижно скончался. За своё
короткое пребывание на папском престоле Иоанн-Павел I не успел издать
ни одной энциклики.
Папа Иоанн-Павел II (1978-2005)
Папа Иоанн-Павел II был избран16 октября1978 года. Иоанн-Павел
II (в мире Кароль Войтыла) родился в1920 году в местечке Водовейцы, р-н
Кракова (Польша) в семье железнодорожника. Окончил гимназию. В годы
немецкой оккупации был рабочим, шахтером. В 1946 году стал
священником, затем учился в Риме, Франции и Бельгии. В 1958 году стал
епископом, в1964 году назначен архиепископом Краковским, а с 1967
года – кардиналом. Владел несколькими языками. Уже в первый год своего
понтификата папа Иоанн-Павел II посетил Доминиканскую Республику,
Мексику, Ирландию, США, Турцию и Польшу.
Папа Иоанн-Павел II в1979 году издал свою первую энциклику –
«Redemptor hominis» (Спаситель человечества), программный документ,
содержащий главные идеи, которые он намеревался осуществить в своем
понтификальном служении Римско-Католической Церкви и миру.
В первый год своего понтификата он возвел в кардинальское звание
14 епископов. Статс-секретарем Ватикана был назначен кардинал
Агостино Казороли.
В 1980 году папа Иоанн-Павел II посетил шесть африканских стран, где совершал богослужения, проповедовал, рукополагал епископов и священников. В том же году он посетил Францию целью решения проблемы, связанной с раскольнической группировкой епископа Лефевра,
противника «обновленческих» модернистских решений Второго
Ватиканского собора.
В 1981 году в Риме на папу было совершено покушение турецким террористом Али Агаджа.
В 1986 году папа Иоанн-Павел II впервые посетил римскую синагогу, где в своей речи назвал иудеев «старшими братьями».
В 1989 году глава РКЦ принял Генерального секретаря ЦК КПСС
М.С. Горбачева, а спустя год между Ватиканом и СССР были установлены
официальные дипломатические отношения.
В1991 году папа назначает шесть епископских и апостольских
администаторов (представителей) в Россию, Белоруссию и Казахстан.
В 1995 году во время пребывания в Филиппинах и совершения мессы папа Иоанн-Павел II просил прощение за зло, причиненное в прошлом католиками представителям других конфессий.
В 1998 году он посетил Кубу. Были совершены визиты в православные страны: Румынию (1999 год), Грузию (2001 год), Грецию (2001 год). Понтифик также просил прощения за разорение православных
святынь Константинополя католиками-крестоносцами.
Будучи с визитом в Израиле (2000 год) папа молился у Стены плача.
В 2001 году он посетил Украину.
В 2003 году папа Иоанн-Павел II принял в Ватикане Президента
Российской Федерации В.В. Путина, а в 2004 году понтифик передал в дар
Русской Православной Церкви ценный список Казанской иконы Божией Матери, хранившийся в его личной капелле.
За все время своего понтификата папа Иоанн-Павел II возвел в сан
кардинала201 иерарха, беатифицировал папу Иоанна XXIII и280 новых
святых РКЦ. Папа признавал себя «наследником и последователем
Второго Ватиканского Собора», а в своих многочисленных выступлениях
неоднократно высказывался в пользу социальной справедливости, за
«глобальную евангелизацию» мира.
Скончался Иоанн-Павел II 2 апреля2005 года. В марте 2007 г. высшим руководством Римско-Католической Церкви папа Иоанн-Павел II был причислен к лику блаженных, что явилось первым шагом к его
канонизации.
Папа Бенедикт XVI (с 2005 г.)
Возглавляющий в настоящее время Римско-Католическую Церковь
папа Бенедикт XVI был избран на папский престол 19 апреля 2005 года.
Новоизбранный понтифик (в мире Йозеф Ратцингер) родился16 апреля
1927 года в Баварском городе Маркл-ам-Инн (Германия). В 1943 году 16-летний семинарист и воспитанник «гитлерюгенд» Йозеф был призван в
армию. В1945 году, будучи немецким солдатом, попал в лагерь
союзников. В1951 году он был рукоположен в сан священника. В1959
года И. Ратцингер стал преподавателем кафедры теологии Бонского
университета, а в 1966 году – главным экспертом в области догматической
теологии Тюбингенского университета. В 1972 году в противовес
марксистских, антиклерикальных публикаций в Германии Ратцингер
основал популярный журнал «Communio». В1977 году будущий понтифик
был возведен в сан кардинала, участвовал во Втором Ватиканском соборе.
С 1981 года кардинал И. Ратцингер состоял деканом Коллегии кардиналов
и возглавлял конгрегацию по вопросам римско-католического вероучения.
В своих посланиях кардинал призывал европейцев обратиться к
христианским ценностям, защищать доктрину веры и морали в
католическом мире. Он выступал против сексуальных извращений,
клонирования и разводов, а спасение для мировой цивилизации предлагал искать в христианстве.
Папа Бенедикт XVI объявил о своем намерении продолжать линию папы Иоанна Павла II. Он заявил о своей решимости бороться за единство Церкви и развивать экуменический диалог и сотрудничество между всеми христиан-скими церквями.
В начале 2007 года с деловым визитом Ватикан посетил Президент
Российской Федерации В.В. Путин.
БИЛЕТ № 19