Кейнсианская модель государственного регулирования экономики.

Новый метод исследования – метод макроэкономического анализа

Причины кризиса Кейнс сводит к психологическим законам.

Основной психологический закон:

· «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление , однако не в такой же мере, в какой растет доход».

Люди склонны увеличивать свое потребление с увеличением дохода.

· Закон предпочтения ликвидности – «предприятия склонны больше держать деньги в банке, чем инвестировать».

Вводит механизм принятия решений.

В условиях спада необходимо:

· «Стимулировать капиталовложения путем влияния на норму %, чтобы он был не очень высоко, для этого необходимо выпускать дополнительные деньги, в результате возможна умеренная инфляция»;

· Увеличить государственные расходы в целях компенсации недостающего частного спроса;

· Регулировать ставку налогообложения с целью повышения потребительского и производственного спроса.

Сниж Р, Рост ссудного%
На основе изучения характеристик фазы кризиса Кейнс разработал меры регулирования. – Рост гос. Расходов, снижение налоговой ставки, снижение ставки% – стимулирование AD.

Кризис

Рост Р Подъем

Правила бюджетной политики (политики доходов и расходов):

1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год.

2. На подъеме – сдерживающая политика – меры, обратные мерам в период кризиса.

Концепция мультипликатора.

Мультипликатор – зависимость изменения дохода от небольшого изменения инвестиций. Он должен помочь выяснить, насколько изменяется доход по отношению ко вновь производимым инвестициям.

– Увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением потребительского спроса, причем в большей степени, чем первого.

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики. - student2.ru

Формула бескризисного производства:

Г –> ↑Д I –> ↑доходов I –> ↑Д II –> ↑доходов II => ↑ Дэ

– Рост доходов работников, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары. Следовательно, растут выпуск и доходы в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь это вызывает расширение производства и доходов в «третичном» секторе. Первоначальный «толчок» к расширению производства будет нарастать по принципу цепной связи между отраслями.

На практике эффект мультипликатора проявляет себя:

· Не мгновенно, а как бы «растягивается» на некоторый период;

· При наличии неиспользованных производственных мощностей и незанятой рабочей силы;

· Эффекты мультипликатора могут наслаиваться и добавляться;

· В жизни действует многосложный мультипликатор;

· Мультипликатор применяется в кризис.

Недостатки:

· Мультипликатор не учитывал НТР;

· На практике он оказался меньше единицы;

· Не учел техническое строение капитала, стоимостное строение капитала.

С/V – органическое строение капитала (Маркс).

Основными направлениями государственного воздействия на инвестиционную активность у Кейнса выступают:

· Бюджетно-налоговое регулирование, предполагающее манипулирование государственными закупками и трансфертными платежами, налогами;

· Кредитно-денежное регулирование, включающее замораживание номинальной и снижение реальной заработной платы, повышение цен, регулирование процентной ставки, кредитование;

· Использование «умеренной инфляции», позволяющей через повышение цен оживлять деловую активность и повышать занятость, и «регулируемой инфляции», эмиссия денег при их недостатке;

· Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы, с целью увеличения «спроса» и повышения денежного спроса массовых покупателей;

· Социальное обеспечение.

Концепция «экономического роста» (Неокейнсианство)

· Целью теории экономического роста является определение путей обеспечения устойчивых темпов экономического роста;

· Неокейснианцы исследуют экономику в категориях постоянных темпов роста, в отличие от Кейнса, который рассматривает процессы воспроизводства в течение краткосрочных периодов.

·

Инструменты: рост государственных расходов; дискриционная финансовая политика (рост расходов), недискриционная политика (политика встроенных стабилизаторов).

Для действия правительства Эл. Хансен рекомендовал:

· Встроенные механизмы гибкости (прогрессивное налогообложение, система страхование безработицы, система поддержания цен на продукцию фермерских хозяйств.)

Эл. Хансен создает систему «сверхмультипликатора»:

· Это механизм взаимодействия мультипликатора и акселератора;

· «Если дана эволюция инвестиций, мультипликатор говорит нам, как будет развиваться доход. Если дана эволюция дохода, акселератор говорит нам, каково поведение инвестиций»;

· Мультипликатор выводит экономику из застоя…

Неконсервативная модель государственного регулирования экономики:

Причины краха кейнсианства:

1. Изменение условий воспроизводства;

2. Изменение характера экономического цикла;

3. Появление феномена стагфляции;

4. Развитие малого бизнеса.

Основная задача неоконсерваторов – создание системы мер для долгосрочного экономического роста, борьба с инфляцией.

70-е – эпоха нестабильности и риска.

Общая характеристика неоконсерватизма:

· Ограничение вмешательства государства в экономику;

· Основные саморегуляторы – гибкая цена, гибкая з/п, гибкая ставка %;

· На первом месте – денежно-кредитные рычаги регулирования;

· Отход от использования государственных расходов как инструмента стабилизации цикла;

· Акцент делается на долгосрочном стимулировании путем снижения масштабов налогообложения и степени перераспределения национального дохода через прогрессивную систему налогообложения.

2а. Монетаризм: теория и практика

Основные положения монетарной теории:

1. Рынок обладает способностью автоматического саморегулирования;

2. Причина кризисных явлений вмешательство государства в экономику;

3. Лозунг монетаризма: «Деньги имеют значение».

Денежное правило М. Фридмена:

· «Необходимо увеличивать предложение денег постоянным темпом независимо от состояния экономики»;

· На практике: изменение денежной массы в соответствии с изменением ВНП – таргетирование денежной массы в обращении.

Механизм воздействия:

Увеличение предложения денег влияет на экономику посредством воздействия на «портфель активов», в который входят: наличные деньги, ценные бумаги, производственные активы, предметы длительного пользования…

Изменение предложения денег через операции на открытом рынке влияет на учетную ставку %, изменяет цены ценных бумаг и влияет на цены прочих активов. Т. о., изменение предложения денег вынуждает владельцев ценных бумаг и денег корректировать объемы своих расходов и посредством данного механизма влияет на портфель активов в целом, в результате, на всю экономику.

Условия применения монетарных идей:

· Высокая эластичность цен;

· Значительная взаимозаменяемость ресурсов;

· Эффективная антимононопольня политика.

На практике

Денежно-кредитная политика

Общая характеристика

Цели ДКП:

· Стратегические: экономической рост, стабильность цен, полная занятость;

· Тактические: фиксация объема денежной массы, фиксация ставки процента.

Подходы к осуществлению ДКП:

· Монетарный: связан с регулированием денежной массы в обращении (таргетирование денежной массы);

· Кейнсианский: политика дорогих и дешевых денег.

Типы ДКП:

1. Мягкая, жесткая;

2. Экспансивная (экспансионистская), рестриктивная (рестрикционная, контрактивная).

Мягкая:

· Направлена на поддержание определенного уровня учетной ставки процента;

· Осуществляется для привлечения инвестиций, для обеспечения реального роста объема ВНП.

Жесткая:

· Направлена на поддержание на определенном уровне количества денег в обращении;

· Осуществляется для обеспечения стабильности цен.

Инструменты ДК регулирования:

1. По объектам воздействия: кредитная экспансия, кредитная рестрикция;

2. По форме: прямые и косвенные.

3. По характеру: качественные и количественные.

Роль Центрального банка в процессе макроэкономического регулирования.

Задачи ЦБ:

1. ЦБ – единый эмиссионный центр;

2. ЦБ – банк правительства;

3. ЦБ – орган стабильности национальной денежной системы;

4. ЦБ – банк банков;

5. ЦБ – орган банковского надзора;

6. ЦБ – кредитор последней инстанции.

Внутренние факторы:

· Распределение ответственности в руководстве ЦЮ;

· Кадровый состав;

· Организационная структура ЦБ;

· Статус филиалов.

Внешние факторы:

· Система законов;

· Степень независимости ЦБ от органов государственной власти;

· Взаимоотношения ЦБ с банковской системой.

Система законов:

· Конституция;

· «Закон о Центральном Банке»;

· «Закон о банковской деятельности».

Функции ЦБ:

1. Регулирующая:

· ЦБ осуществляет контроль за организациями всех субъектов ДК системы;

· ЦБ является кредитором последней инстанции, т.е. осуществляет рефинансирование.

2. Контролирующая: связана с тем, что ЦБ предъявляет требования к количественному и качественному составу субъектов ДК системы.

3. Информационно- исследовательская.

Стратегии ЦБ – два основных подхода

· ЦБ регулирует темпы роста денежной массы в обращении (придерживаются государства, которые ориентируются на внутренние показатели);

· ЦБ регулирует валютный курс (часть европейских государств; государства, которые ориентируются на внешние показатели).

Два аспекта независимости ЦЮ:

· Экономическая независимость (возможность использовать ЦБ все свои инструменты без каких либо ограничений);

· Политическая независимость.

Объективные факторы, влияющие на ЦБ:

· Участие государства в капитале ЦБ и распределении прибыли;

· Процедура назначения или выбора управления ЦБ;

· Степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ;

· Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного воздействия.

Субъективные;

Взаимоотношений между правительством и руководством ЦБ.

Механизмы ДК регулирования

Наши рекомендации