Кейнсианская модель государственного регулирования экономики.
Новый метод исследования – метод макроэкономического анализа
Причины кризиса Кейнс сводит к психологическим законам.
Основной психологический закон:
· «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление , однако не в такой же мере, в какой растет доход».
Люди склонны увеличивать свое потребление с увеличением дохода.
· Закон предпочтения ликвидности – «предприятия склонны больше держать деньги в банке, чем инвестировать».
Вводит механизм принятия решений.
В условиях спада необходимо:
· «Стимулировать капиталовложения путем влияния на норму %, чтобы он был не очень высоко, для этого необходимо выпускать дополнительные деньги, в результате возможна умеренная инфляция»;
· Увеличить государственные расходы в целях компенсации недостающего частного спроса;
· Регулировать ставку налогообложения с целью повышения потребительского и производственного спроса.
Сниж Р, Рост ссудного% |
Кризис
Рост Р Подъем
Правила бюджетной политики (политики доходов и расходов):
1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год.
2. На подъеме – сдерживающая политика – меры, обратные мерам в период кризиса.
Концепция мультипликатора.
Мультипликатор – зависимость изменения дохода от небольшого изменения инвестиций. Он должен помочь выяснить, насколько изменяется доход по отношению ко вновь производимым инвестициям.
– Увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением потребительского спроса, причем в большей степени, чем первого.
Формула бескризисного производства:
Г –> ↑Д I –> ↑доходов I –> ↑Д II –> ↑доходов II => ↑ Дэ
– Рост доходов работников, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары. Следовательно, растут выпуск и доходы в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь это вызывает расширение производства и доходов в «третичном» секторе. Первоначальный «толчок» к расширению производства будет нарастать по принципу цепной связи между отраслями.
На практике эффект мультипликатора проявляет себя:
· Не мгновенно, а как бы «растягивается» на некоторый период;
· При наличии неиспользованных производственных мощностей и незанятой рабочей силы;
· Эффекты мультипликатора могут наслаиваться и добавляться;
· В жизни действует многосложный мультипликатор;
· Мультипликатор применяется в кризис.
Недостатки:
· Мультипликатор не учитывал НТР;
· На практике он оказался меньше единицы;
· Не учел техническое строение капитала, стоимостное строение капитала.
С/V – органическое строение капитала (Маркс).
Основными направлениями государственного воздействия на инвестиционную активность у Кейнса выступают:
· Бюджетно-налоговое регулирование, предполагающее манипулирование государственными закупками и трансфертными платежами, налогами;
· Кредитно-денежное регулирование, включающее замораживание номинальной и снижение реальной заработной платы, повышение цен, регулирование процентной ставки, кредитование;
· Использование «умеренной инфляции», позволяющей через повышение цен оживлять деловую активность и повышать занятость, и «регулируемой инфляции», эмиссия денег при их недостатке;
· Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы, с целью увеличения «спроса» и повышения денежного спроса массовых покупателей;
· Социальное обеспечение.
Концепция «экономического роста» (Неокейнсианство)
· Целью теории экономического роста является определение путей обеспечения устойчивых темпов экономического роста;
· Неокейснианцы исследуют экономику в категориях постоянных темпов роста, в отличие от Кейнса, который рассматривает процессы воспроизводства в течение краткосрочных периодов.
·
Инструменты: рост государственных расходов; дискриционная финансовая политика (рост расходов), недискриционная политика (политика встроенных стабилизаторов).
Для действия правительства Эл. Хансен рекомендовал:
· Встроенные механизмы гибкости (прогрессивное налогообложение, система страхование безработицы, система поддержания цен на продукцию фермерских хозяйств.)
Эл. Хансен создает систему «сверхмультипликатора»:
· Это механизм взаимодействия мультипликатора и акселератора;
· «Если дана эволюция инвестиций, мультипликатор говорит нам, как будет развиваться доход. Если дана эволюция дохода, акселератор говорит нам, каково поведение инвестиций»;
· Мультипликатор выводит экономику из застоя…
Неконсервативная модель государственного регулирования экономики:
Причины краха кейнсианства:
1. Изменение условий воспроизводства;
2. Изменение характера экономического цикла;
3. Появление феномена стагфляции;
4. Развитие малого бизнеса.
Основная задача неоконсерваторов – создание системы мер для долгосрочного экономического роста, борьба с инфляцией.
70-е – эпоха нестабильности и риска.
Общая характеристика неоконсерватизма:
· Ограничение вмешательства государства в экономику;
· Основные саморегуляторы – гибкая цена, гибкая з/п, гибкая ставка %;
· На первом месте – денежно-кредитные рычаги регулирования;
· Отход от использования государственных расходов как инструмента стабилизации цикла;
· Акцент делается на долгосрочном стимулировании путем снижения масштабов налогообложения и степени перераспределения национального дохода через прогрессивную систему налогообложения.
2а. Монетаризм: теория и практика
Основные положения монетарной теории:
1. Рынок обладает способностью автоматического саморегулирования;
2. Причина кризисных явлений вмешательство государства в экономику;
3. Лозунг монетаризма: «Деньги имеют значение».
Денежное правило М. Фридмена:
· «Необходимо увеличивать предложение денег постоянным темпом независимо от состояния экономики»;
· На практике: изменение денежной массы в соответствии с изменением ВНП – таргетирование денежной массы в обращении.
Механизм воздействия:
Увеличение предложения денег влияет на экономику посредством воздействия на «портфель активов», в который входят: наличные деньги, ценные бумаги, производственные активы, предметы длительного пользования…
Изменение предложения денег через операции на открытом рынке влияет на учетную ставку %, изменяет цены ценных бумаг и влияет на цены прочих активов. Т. о., изменение предложения денег вынуждает владельцев ценных бумаг и денег корректировать объемы своих расходов и посредством данного механизма влияет на портфель активов в целом, в результате, на всю экономику.
Условия применения монетарных идей:
· Высокая эластичность цен;
· Значительная взаимозаменяемость ресурсов;
· Эффективная антимононопольня политика.
На практике
Денежно-кредитная политика
Общая характеристика
Цели ДКП:
· Стратегические: экономической рост, стабильность цен, полная занятость;
· Тактические: фиксация объема денежной массы, фиксация ставки процента.
Подходы к осуществлению ДКП:
· Монетарный: связан с регулированием денежной массы в обращении (таргетирование денежной массы);
· Кейнсианский: политика дорогих и дешевых денег.
Типы ДКП:
1. Мягкая, жесткая;
2. Экспансивная (экспансионистская), рестриктивная (рестрикционная, контрактивная).
Мягкая:
· Направлена на поддержание определенного уровня учетной ставки процента;
· Осуществляется для привлечения инвестиций, для обеспечения реального роста объема ВНП.
Жесткая:
· Направлена на поддержание на определенном уровне количества денег в обращении;
· Осуществляется для обеспечения стабильности цен.
Инструменты ДК регулирования:
1. По объектам воздействия: кредитная экспансия, кредитная рестрикция;
2. По форме: прямые и косвенные.
3. По характеру: качественные и количественные.
Роль Центрального банка в процессе макроэкономического регулирования.
Задачи ЦБ:
1. ЦБ – единый эмиссионный центр;
2. ЦБ – банк правительства;
3. ЦБ – орган стабильности национальной денежной системы;
4. ЦБ – банк банков;
5. ЦБ – орган банковского надзора;
6. ЦБ – кредитор последней инстанции.
Внутренние факторы:
· Распределение ответственности в руководстве ЦЮ;
· Кадровый состав;
· Организационная структура ЦБ;
· Статус филиалов.
Внешние факторы:
· Система законов;
· Степень независимости ЦБ от органов государственной власти;
· Взаимоотношения ЦБ с банковской системой.
Система законов:
· Конституция;
· «Закон о Центральном Банке»;
· «Закон о банковской деятельности».
Функции ЦБ:
1. Регулирующая:
· ЦБ осуществляет контроль за организациями всех субъектов ДК системы;
· ЦБ является кредитором последней инстанции, т.е. осуществляет рефинансирование.
2. Контролирующая: связана с тем, что ЦБ предъявляет требования к количественному и качественному составу субъектов ДК системы.
3. Информационно- исследовательская.
Стратегии ЦБ – два основных подхода
· ЦБ регулирует темпы роста денежной массы в обращении (придерживаются государства, которые ориентируются на внутренние показатели);
· ЦБ регулирует валютный курс (часть европейских государств; государства, которые ориентируются на внешние показатели).
Два аспекта независимости ЦЮ:
· Экономическая независимость (возможность использовать ЦБ все свои инструменты без каких либо ограничений);
· Политическая независимость.
Объективные факторы, влияющие на ЦБ:
· Участие государства в капитале ЦБ и распределении прибыли;
· Процедура назначения или выбора управления ЦБ;
· Степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ;
· Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного воздействия.
Субъективные;
Взаимоотношений между правительством и руководством ЦБ.
Механизмы ДК регулирования