Понятие и характеристика политической системы 3 страница
Начало официальному оформлению политики в отношении политических партий и инакомыслия положила XII Всесоюзная партийная конференция (август 1922 г.). Она приняла резолюцию «Об антисоветских партиях и течениях», заложившую политическую основу для «законности» применения политического насилия. В резолюции ставилась задача применения репрессий к политиканствующим верхушкам мнимо беспартийной, буржуазно-демократической интеллигенции. «Репрессии, — отмечалось в ней, — диктуются революционной целесообразностью, когда речь идет о подавлении тех отживающих групп, которые пытаются захватить старые позиции». В резолюции также отмечалось, что в среде «антисоветского лагеря», к которому были отнесены практически все оставшиеся политические партии, идет процесс расслоения, и в целях ускорения этого процесса предлагалось проведение массовых репрессий, что вскоре и было осуществлено.
Пытаясь хотя как-то оправдать преследования политических противников, большевистские власти в 1922 г. развернули на страницах печати широкую кампанию по дискредитации действий меньшевиков и эсеров в годы революции и Гражданской войны. Апофеозом этой кампании стал ряд открытых судебных процессов над представителями социалистических партий. Самым громким
среди них был процесс по делу ЦК и отдельных членов иных организаций партии социалистов-революционеров. Трибунал обвинил группу лидеров партии эсеров в организации заговоров с целью свержения советской власти, пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам, а также в контрреволюционной агитации и пропаганде и приговорил их к высшей мере наказания — расстрелу, но исполнение приговора отложил.
В 1923 г. в соответствии с решением властей по стране прокатилась еще одна волна массовых репрессий. В результате новые тысячи социалистов, уличенных или подозреваемых в нелегальной подрывной деятельности, оказались в тюрьмах, концентрационных лагерях или были расстреляны.
Разгромленные и деморализованные остатки социалистических партий в начале 20-х гг. еще пытались как-то организоваться и предлагать свои решения политических и экономических проблем. Проводились дискуссии, собирались конференции и собрания. Но восстановить свое влияние они уже были не в силах. К тому же лучшие кадры партий оказались либо за решеткой, либо в изгнании, либо отошли от дел. К середине 1923 г. стало понятно, что в борьбе с большевиками социалистическая оппозиция окончательно потерпела организационный и политический крах. Уставшая от войн, разрухи и голода, страна смирилась с новой властью, участь противников большевизма была предрешена. Как альтернативная политическая сила социалистическая оппозиция ушла в небытие, а с ней и целая эпоха революционного идеализма и романтизма в российской истории.
Готовя разгром эсеро-меньшевистской оппозиции, большевики немало постарались, чтобы придать ему в глазах российской и международной общественности видимость правовой акции, направленной на обеспечение «социалистической законности». Руководство РКП(б) понимало, что в мирное время только насильственными методами на основе партийно-политических решений действовать больше нельзя. Нужны были иные, в том числе юридические, средства и основания для ликвидации политического инакомыслия. Отсюда вытекала задача освятить политический произвол и насилие именем закона.
Считалось, что главное предназначение права и закона — обеспечивать легитимность власти. Такое отношение к праву и закону исходило из убеждения, что диктатура пролетариата — это система государственной власти, не ограниченная формальными правовыми установлениями. Она опирается на силу и волю победившего рабочего класса в лице коммунистической партии. Под революционной законностью стали понимать тот правопорядок, который «при-
418 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
знан целесообразным верховными органами пролетарской диктатуры и является общеобязательным». На практике это вело к подмене принципа законности принципом революционной целесообразности, оправдывающим любое насилие и произвол, если они отвечают интересам революции.
В результате правового нигилизма в большевизме сложилось упрощенное, вульгарное отношение к закону, подчиненного политике. Характеризуя основы советской судебной системы, Ленин прямо указывал на ее политическую природу: «Мы не признаем судов внеклассовых». Это подразумевало примат классовых целей и интересов над интересами истины, справедливости и права.
Что означал принцип революционной целесообразности на деле, одними из первых испытали на себе оппозиционные социалистические партии. В январе 1922 г. Ленин пишет руководителям ВЧК: «Дело теперь только в чисто технических мерах, ведущих к тому, чтобы наши суды усилили (и сделали более быстрой) репрессию против меньшевиков». Это же обстоятельство Ленин требовал учесть и в проекте УК, настаивая на «усилении репрессий против политических врагов советской власти и агентов буржуазии (в особенности меньшевиков и эсеров); проведение этой репрессии ревтрибуналами в наиболее быстром и революционно-целесообразном порядке; воздействие на судей и членов ревтрибуналов через партию в смысле улучшения деятельности и усиления репрессий».
В мае 1922 г., накануне известного процесса над эсерами, на сессии ВЦИК обсуждался новый УК. Некоторые участники сессии высказались за исключение расстрела как меры наказания за контрреволюционную деятельность. Однако это предложение было категорически отвергнуто. Более того, Ленин настоял на расширении перечня статей, предусматривающих расстрел, объясняя это необходимостью «открыто выставить принципиальное и политически правдивое (а не только юридически узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора, его необходимость, его пределы. Суд должен не устранять террор: обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать или узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». Эти положения легли в основу печально известной ст. 58 УК РСФСР, по которой в скором времени было осуждено большинство участников процесса над эсеровской партией.
Следующим шагом в этом направлении стало фактическое закрепление за руководством большевистской партии права последнего слова по всем судебным политическим делам. С этой целью в сентябре 1926 г. при ЦК ВКП(б) была создана специальная комиссия, которой поручалось изучать все обвинительные заключения
23. Государство и законодательство о политических партиях
по политическим делам в стране, отбирать наиболее значимые из них и представлять соответствующую информацию в Политбюро для получения директив с последующей передачей их в местные судебные органы. Формально прямых указаний по существу рассматриваемых дел комиссия не давала, но, учитывая подчиненное положение, в котором оказались к тому времени суды, нетрудно догадаться, какой могла быть их реакция.
В феврале 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об утверждении Положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» полномочия контрольных органов над деятельностью общественных объединений были еще более расширены. В их компетенцию был включен надзор не только за законностью функционирования объединений, их финансовой и хозяйственной деятельностью, но и за общим состоянием дел как путем проведения проверок на месте, так и путем получения периодических отчетов о работе обществ и союзов. Кроме того, при наличии отрицательного заключения компетентных органов они получи право отвода кандидатур учредителей обществ и союзов и требования замены их новыми.
В ЗО-е гг. борьба с действительными и мнимыми врагами советской власти приобретает еще больший размах. Если до сих пор она велась избирательно, с конкретными политическими партиями и группами, то теперь — со всеми, кто представлял хотя бы потенциальную опасность для режима. В результате организованная политическая оппозиция власти коммунистов была искоренена полностью. Шумные показательные процессы над мифическими Трудовой крестьянской партией и так называемой Промпартией наглядно показали, что реальных противников у ВКП(б) не осталось. Выступая в ноябре 1936 г. на Чрезвычайном VIII всесоюзном съезде Советов при обсуждении новой Конституции СССР, И.В. Сталин, продолжая дело В.И. Ленина, имел полное основание заявить, что в стране нет почвы для существования других политических партий, кроме коммунистической. Это положение было закреплено и в самой Конституции, в которой компартия характеризовалась как «передовой отряд» и «руководящее ядро» советского общества.
Таким образом, к концу 30-х гг. однопартийная система политической власти в Советском Союзе сложилась окончательно. Она опиралась на безраздельное господство партии во всех органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Через своих представителей в руководстве профессиональных, общественных, культурных и иных массовых организаций трудящихся партия контролировала все сферы жизни общества. В ее руках находился и карательно-репрессивный аппарат. В этом смысле можно гово-
420 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
рить об историческом феномене партии-государства, когда имеет место полное слияние функций общественной по своей природе политической организации с функциями государственной власти и государства.
Однако насильственная ликвидация организованной оппозиции однопартийной диктатуре в начале 30-х гг. не означала, что источники инакомыслия в стране были искоренены. И в те годы, и в более позднее время имели место отдельные попытки создания нелегальных групп, ставивших целью борьбу с партократическим режимом. Их деятельность носила «охранительный» характер, имела целью не столько ограничить власть коммунистов, сколько полнее реализовать гуманистический потенциал социализма. Первые выступления антисоветского характера, связанные с деятельностью правозащитников, относятся к периоду «оттепели» 60-х гг. В 70-е гг. эти выступления вылились в движение, получившее название диссидентского. Его отличительной особенностью были антикоммунизм и антисоветизм. Не просто критика сталинизма, а борьба с политическим строем и коммунистической идеологией стала его главной задачей. Итог деятельности всех этих групп был всегда один: тюрьма, ссылка, психиатрическая лечебница, высылка за границу.
Боясь массовых народных волнений, и сам партийный режим со временем стал испытывать необходимость в переменах. Поворотным пунктом в этом отношении стал XX съезд КПСС (1956 г.), который сопровождался разоблачением культа личности Сталина, началом массовой реабилитации репрессированных, определенным осуждением методов партийного руководства. Начатый съездом процесс политического обновления общества носил ограниченный, часто внутрисистемный характер, рассчитанный на то, чтобы не поколебать, а наоборот, укрепить, сделать более эффективной монополию коммунистической партии на власть, освободив ее от наиболее одиозных извращений сталинизма.
В последующие годы начался застой в КПСС и ее перерождение. В тот период партия все более приобретает черты чиновничье-бюрократической корпоративной организации, оторванной от нужд народа и озабоченной только сохранением своей власти в обществе. Даже редкие попытки социально-экономических и политических преобразований на практике выливаются в чисто идеологические кампании, призванные укрепить авторитет компартии. В 1977 г. монопольное положение КПСС в советской политической системе получает окончательное оформление в новой Конституции СССР, законодательно закрепившей роль партии как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы».
23. Государство и законодательство о политических партиях
В начале 80-х гг. коммунистическую партию лихорадила частая смена высшего руководства. Экономическая и общественно-политическая жизнь была фактически парализована, Многие готовы были восставать против власти. Все это больше усиливало стагнацию в партии и обществе, требовало коренных политических и экономических перемен. Начало процессу реформирования однопартийной системы политической власти было положено в 1985 г. с приходом нового партийного руководства во главе с М.С. Горбачевым. Определенным стимулом к тому послужило обсуждение «новой редакции» Программы КПСС, проходившее под девизом «совершенствование социализма». Вскоре, однако, эта задача была вытеснена идеей перестройки.
XIX партконференция приняла ряд принципиальных решений, направленных на обновление системы единой партийно-государственной власти, в которой правившая партия была непосредственно вмонтирована в структуру государственного управления, играя в ней роль руководящего центра. Одним из средств для этого была реформа избирательной системы. Согласно новому избирательному закону, помимо квот для КПСС, профсоюзов, комсомола, право выдвижения кандидатов предоставлялось и другим корпоративным организациям и гражданам по месту жительства. Несмотря на активные усилия партноменклатуры взять этот процесс под свой контроль, новые избирательные правила в большей степени, чем ожидалось, сумели пошатнуть устои однопартийности. Изменение избирательного законодательства имело следствием появление легальной оппозиции пока в неорганизованных, скрытых формах, но фактически являвшейся прообразом будущей многопартийности.
Жизнь людей в стране ухудшалась, граждане открыто на митингах выражали свое недовольство властью, коммунистами. Формирование на этом фоне избирательных блоков и самостоятельных новых политических организаций и объединений, многие из которых были настроены антисоветски и антикоммунистически, свидетельствовало о закате эры безраздельного господства КПСС и советской власти. В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. В новой редакции ст. 51 была закреплена возможность образования и других политических партий.
Рост многопартийности заставил разваливающуюся КПСС, государство принять меры к тому, чтобы как-то упорядочить процесс, поставить его в определенные рамки. В октябре 1990 г. принимается Закон СССР «Об общественных объединениях». По существу, это была вторая в истории попытка модернизировать форму поли-
I
422 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
тического правления государства, созревшего в условиях острого социального кризиса, когда правящий режим диктатуры оказался перед лицом стихийно нарастающего потока общественно-политической активности народных масс, угрожающей самому его существованию. Первая такая попытка в начале века, как известно, закончилась неудачей. Царский режим не захотел тогда довести до конца демократическую трансформацию централизованной государственной власти по примеру западных государств, что привело к углублению пропасти между ним и обществом и в конечном счете к краху России. Теперь, спустя почти 100 лет, предпринималась новая попытка создать условия для формирования в стране представительной, партийной демократии как института гражданского общества. Но она также была обречена на неудачу.
С узаконением многопартийности возникла реальная возможность для институционализации различного рода неформальных объединений и реорганизации их в политические партии. В 1990— 1991гг. сформировались основные политические партии либерально-демократической направленности — Социал-демократическая, Демократическая, Республиканская, Крестьянская, Народная партия свободной России, Движение демократических реформ, Либерально-демократическая партия Советского Союза и др. Одновременно шло интенсивное образование организаций национал-патриотической ориентации — Республиканской народной партии, движения «Русское национальное единство». На несколько течений и организаций распался Национально-патриотический фронт «Память». В тот же период были созданы объединения с «ретроспективной» идеологией — Конституционно-демократическая партия — партия народной свободы, Движение социалистов-народников, Союз русского народа, ряд монархических организаций.
Однако с ростом оппозиции вызрела и новая революционная ситуация в СССР. Неудачи реформ в советском обществе, дальнейшее ухудшение жизни людей, кровавые конфликты в республиках, августовский путч в Москве, политические интриги лидеров — все это обострилось к концу 1991—1992 гг. и привило к развалу советского государства. Указом Президента Б.Н. Ельцина «О деятельности КПСС и КП РСФСР» от 6 ноября 1991 г. были приостановлены и признаны незаконными деятельность КПССи КП РСФСР на всей территории страны. В Указе, в частности, отмечалось, что «КПССникогда не была партией. Это был особый механизм формирования и реализации политической власти путем сращивания с государственными или их прямым подчинением КПСС.Руководящие структуры КПССосуществляли свою собственную диктатуру, создавали за государственный счет имущественную основу для неог-
23. Государство и законодательство о политических партиях
раниченный власти. Деятельность структур партии в установленном порядке не зарегистрирована и осуществлялась с грубыми нарушениями закона».
Указами Президента были преобразованы органы КГБ (Указ от 26 ноября 1991 г.), объявлено о формировании новой российской армии (Указ от 7 мая 1992 г.), созданы новые органы власти на местах. В ходе новой демократической революции было разрушено то, на что опиралась КПСС. С введением частной собственности и появлением богатых и бедных произошла смена общественного строя. Новое российское демократическое государство, отвергая насилие и тоталитаризм, дало возможность многим партиям реформироваться и укрепиться, а также создало реальные условия для дальнейшего развития законодательства о политических партиях и общественных объединениях, развития демократии в стране.
Идейные и тактические разногласия самих коммунистов привели к образованию на левом фланге радикальных партий — Российской коммунистической рабочей партии, движения «Трудовая Россия» и др. и партий неокоммунистического толка — КПРФ и Аграрной партии России, выступающих за создание умеренно-демократических партий парламентского типа.
Дальнейшее углубление и развитие законодательство об общественных объединениях получило в Конституции РФ 1993 г. В ней подтверждается право каждого на объединение, что служит юридической основой образования и деятельности этих общественных институтов, включая политические партии. Хотя о партиях в Конституции РФ специально не упоминается, но право на их создание вытекает из смысла ч. 3 ст. 13, признающей в России политическое многообразие и многопартийность. Кроме того, ч. 4 той же статьи закрепляет принцип равенства всех общественных объединений.
Согласно основному закону право на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать либо не вступать в существующие общественные объединения, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Конституция РФ закрепляет в качестве одной из важнейших гарантий свободы объединений соблюдение принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем. Одновременно основной закон гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным
~
424 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В Конституции РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Они создаются гражданами по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления, могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев. Предусмотрено право граждан, их объединений обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, применяемым или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем законы.
Свобода объединения, однако, имеет свои пределы и не может использоваться в антиобщественных целях. Основной закон запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменении конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В российском обществе в декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу первого созыва. Это были нетрадиционные выборы. Они проходили после разгона Верховного Совета в Москве 3—4 октября в рамках новых политических правил, установленных новым российским государством, в обстановке довольно высокой общественно-политической напряженности.
1 октября 1993 г. Президент издал Указ «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти в переходный период». В нем был определен численный состав Государственной Думы в количестве 450 человек, одна половина которых избирается по пропорциональной системе по общефедеральным спискам избирательных объединений, а вторая половина — по мажоритарной системе в одномандатных округах с голосованием в один тур.
23. Государство и законодательство о политических партиях
По итогам голосования из 13 избирательных объединений, принимавших участие в выборах по партийным спискам, только восемь преодолели установленный 5-процентный барьер: Либерально-демократическая партия России получила 24,6 % голосов и соответственно 58 депутатских мест, блок «Выбор России» — 15 % (40), Коммунистическая партия РФ — 11,2 % (32), Аграрная партия России — 8 % (21), блок «Явлинский — Болдырев — Лукин» (Яблоко) — 7,7 % (20), Демократическая партия России — 5,6 % (14), Партия российского единства и согласия — 5,8 % (17), политическое движение «Женщины России» — 8,7 % (21).
В соответствии с Законом об общественных объединениях все представленные в Государственной Думе политические партии образовали самостоятельные фракции. С точки зрения обеспечения реальной многопартийности, формирование партийных фракций как специфического института парламентской демократии имело большое значение, так как они не только впервые в отечественной истории получили официальный юридический статус, но и стали полноправными участниками законодательного процесса. В развитие действующего законодательства Регламент Государственной Думы первого созыва предусматривал самые широкие полномочия партийных фракций: по партийно-политическому принципу формировались все руководящие органы палаты, ее комитетов и комиссий; через своих представителей фракции могли выступать с законодательными инициативами и проектами постановлений Государственной Думы, обращаться с запросами к любому государственному органу или должностному лицу; им было предоставлено право организации парламентских слушаний, круглых столов, семинаров по проблемам законотворческой деятельности, проведения пресс-конференций, встреч с избирателями. Тем самым политическим партиям были созданы все необходимые правовые и организационные возможности для реализации ими своей функции представительства общественных интересов на законодательном уровне.
Практика избирательных кампаний после 1993 г., массовое возникновение избирательных объединений и блоков потребовали внесения корректив в федеральное законодательство об общественных объединениях. Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ограничившись общим определением избирательного объединения как общественного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, этой задачи не решил. Более того, расширительное толкование понятия «избирательное объединение» в условиях почти полной неразвитости инсти-
I
426 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
тута политических партий и неясности их политико-юридического статуса привело к тому, что право участвовать в выборах получили множество блоков и общественных объединений, не являющихся по существу политическими, что, в свою очередь, могло еще больше запутать избирателя.
Полностью не решил этой задачи и Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Подтвердив действие норм аналогичного Закона 1993 г. в части, касающейся особенностей регистрации и деятельности политических партий, он разделил понятия «общественное объединение» и «общественная организация» (как разновидности общественного объединения, основанного на членстве). Однако Закон не внес соответствующих уточнений, касающихся особого статуса общественно-политических объединений. Более того, определив существование в уставе общественных объединений записи о праве на участие в выборах достаточным основанием для признания за ними права на выдвижение собственного списка кандидатов по общефедеральному округу, Закон фактически устранил различие прав участия в выборах между политическими партиями, общественно-политическими движениями и иными общественными объединениями и тем самым изменил содержание правосубъектности общественных объединений в избирательном процессе.
Эта новация стала причиной того, что на парламентских выборах 1995 г. количество потенциальных участников кампании выросло почти вдвое. Если в 1993 г. списки кандидатов в депутаты Государственной Думы первоначально выдвинули 35 общественных объединений, то в 1995 г. их стало уже 69, из которых 43 были зарегистрированы ЦИК России для участия в выборах (на прошлых выборах — 13).
Тем не менее итоги избирательной кампании 1995 г. дают основание утверждать, что за два прошедших года демократическое Российское государство совершило серьезный шаг как в укреплении самих партий, так и в развитии политико-правовой культуры общества, сделав многопартийность устойчивой реальностью. Если на выборах 1993 г. 5-процентный барьер преодолели восемь избирательных объединений, то в 1995 г. это сумели сделать только четыре. В новом составе Государственной Думы значительно больше по сравнению с 1993 г. оказалось количество депутатов, избранных непосредственно от различных партий, движений и блоков. Соответственно почти в 2 раза (со 127 до 77) уменьшилось число депутатов, выдвигавшихся не от партий и движений, а от групп избирателей и имевших статус независимых кандидатов.
23. Государство и законодательство о политических партиях
Опыт проведения выборов в Государственную Думу второго созыва сделал очевидной необходимость более четкого определения статуса общественно-политических объединений, в частности их права на участие в выборах в качестве избирательных объединений. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1997 г. с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В нем содержится качественно новая правовая трактовка избирательного объединения как политического общественного объединения (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными уставными целями которого являются участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления путем выдвижения кандидатов, участие в организации и деятельности этих органов. Таким образом, в основу законодательного определения политического общественного объединения был положен комплексный функциональный критерий, позволяющий отделить политические объединения от неполитических.