Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.

13. Если количество обнаруженных при выборочной проверке недостоверных и недействительныхподписей составит 25 иболее процентов от количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка в указанном выше порядке еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей.

14. Если суммарное количество недостоверных и недействительныхподписей, выявленных при выборочной проверке, составит 25 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 5 и 13 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится.

15. Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.

16. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату, федеральному списку кандидатов составляется протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей, количество проверенных подписей, количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания этих подписей недостовернымиили недействительными. Протокол прилагается к соответствующему решению избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения избирательной комиссией не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям политической партии, избирательного блока не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. В случае обнаружения недостаточного количества достоверных подписей избирателей или обнаружения 25 иболее процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подлежащих проверке, кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными с указанием номера папки, подписного листа и номера строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.

Статья 47. Регистрация федерального списка кандидатов, кандидата

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов (а в отношении политической партии, избирательного блока, внесших для регистрации федерального списка кандидатов избирательный залог -после поступления избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) обязана принять решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка.

11.Окружная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов (а в отношении кандидатов, внесших для регистрации избирательный залог - послепоступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) обязана принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.

12.При регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующейполитической партией, избирательным блоком.

1-3. В решении о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов указываются ее дата и время.

3. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном федеральном списке кандидатов, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от политической партии, избирательного блока. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, не может одновременно состоять в зарегистрированном списке кандидатов другойполитической партии,другогоизбирательного блока.

4. Одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по федеральному избирательному округу и по одному из одномандатных избирательных округов, если кандидат и федеральный список кандидатов были выдвинуты одной и той же политической партией, одним и тем жеизбирательным блоком.

5. В случае нарушения правил регистрации кандидата, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, действительной считается регистрация кандидата, решение о которой принято раньше, а решение о регистрации, принятое позже, аннулируетсясоответствующей избирательной комиссией, если в течение суток после принятия более позднего решения о регистрациизарегистрированный кандидат не подаст заявление об отказе от регистрации, состоявшейся раньше.

6. Приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата, федеральный список кандидатов, соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату, либо уполномоченным представителям политической партии, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права(отсутствие пассивного избирательного права у отдельных кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов политической партии, избирательного блока, может служить основанием только для их исключения из заверенного федерального списка кандидатов);

б) для кандидатов, федеральных списков кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», а также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов,

г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов подписей в местах, где сбор подписей запрещен;

д) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов или обнаружение 25 иболее процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке (если в избирательную комиссию были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов, и при этомдля регистрации не был внесен избирательный залог);

е) недостоверность сведений, представляемых кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 статьи 37, подпунктом «а» пункта 4 статьи 40настоящего Федерального закона (недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в федеральный список кандидатов политической партии, избирательного блока, может служить основанием только для ихисключения из заверенного федерального списка кандидатов);

ж) несоздание кандидатом, политической партией, избирательным блокомизбирательного фонда;

з) использование кандидатом, политической партией, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Федеральным законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

и) превышение кандидатом, политической партией, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного настоящим Федеральным законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

к) превышение числа кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению политической партии, избирательного блока об исключении кандидатов из списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, более чем на 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов;

л) установленный судебным решением факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока пункта 1 статьи 60 настоящего Федерального закона;

м) использование кандидатом (в том числе из федерального списка кандидатов), его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;

н) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата политической партией, избирательным блоком одновременно в одномандатном избирательном округе и в составе федерального списка кандидатов, а также основания, предусмотренные пунктом 6 статьи 51 настоящего Федерального закона.

7. Факт сбора, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию кандидатом, политической партией, избирательным блоком в поддержку данного кандидата, соответствующего федерального списка кандидатов не может являться основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога после представления подписей избирателей не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.

8. В случае обнаружения признаков нарушения закона, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения закона ирешения вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

10. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, а решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок.

11. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации.

111. Соответствующие избирательные комиссии передают средствам массовой информации зарегистрированные федеральные списки кандидатов со сведениями о зарегистрированныхкандидатах из указанных списков и сведения о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, в течение 48 часов после регистрации. Перечень сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

112. Окружные и территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах и федеральных списках кандидатов с указанием сведений, перечисленных в пунктах 7 и 8 статьи 37, пунктах 1 и 4 статьи 40 настоящего Федерального закона. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, об изменениях в составах избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о выбытии зарегистрированных кандидатов из федеральных списков кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах и политических партиях, избирательных блоках размещаются в той же последовательности, что и в избирательных бюллетенях.

12. Если за 35 дней до дня голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по федеральному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один федеральный список кандидатов либо будет зарегистрирован только один такой список, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Статья 32. Выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации избирательным объединением, избирательным блоком

Выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации производится на съезде (конференции) избирательного объединения.

Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.

Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатом на должность Президента Российской Федерации лицо, не являющееся членом входящих в них общественных объединений.

Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протокол с решением съезда (конференции) общественного объединения о выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства.

Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения Министерством юстиции Российской Федерации, зарегистрированный устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.

Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с документами, указанными в частях пятой и шестой настоящей статьи, представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протоколы съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений.

Статья 33. Выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации непосредственно избирателями

Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Инициативная группа избирателей обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы избирателей о выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации, назначении уполномоченных представителей инициативной группы избирателей и доверенность, оформленная на них в установленном законом порядке.

В ходатайстве инициативной группы избирателей указываются:

фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата на должность Президента Российской Федерации;

фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы избирателей.

Статья 34. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации

Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего Федерального закона, в течение пяти дней со дня их поступления обязана принять решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей и выдать им регистрационные свидетельства.

В случае отказа в регистрации уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей выдается мотивированное постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.

С момента получения регистрационных свидетельств уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации. До получения регистрационных свидетельств проводить сбор подписей не допускается.

Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в Приложениях N 1 и N 2 к настоящему Федеральному закону.

При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.

При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, кроме указанных данных в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.

Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи.

Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных. В каждом подписном листе должно быть указано наименование субъекта Российской Федерации, где проводился сбор подписей избирателей.

Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены федеральным законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.

Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.

После окончания сбора подписей уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока и инициативных групп избирателей подсчитывают число собранных подписей избирателей по каждому субъекту Российской Федерации, где проводился их сбор, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, а также общее число подписей избирателей.

Подписные листы, сброшюрованные по соответствующему субъекту Российской Федерации и пронумерованные, итоговый протокол, заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность Президента Российской Федерации и декларация о доходах кандидата за два года, предшествующих году выборов, по установленной законом форме передаются уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей до 18 часов не позднее чем за 60 дней до дня выборов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает указанным уполномоченным представителям подтверждение в письменной форме о приеме документов.

В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации число подписей избирателей, которые должны быть собраны в соответствии с частью первой настоящей статьи, сокращается наполовину.

ГАРАНТ:

См. Разъяснения о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента РФ, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей в Центральную избирательную комиссию РФ, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 22 января 1996 г. N 69/583-II

Статья 35. Регистрация кандидата на должность Президента Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации требованиям настоящего Федерального закона и не позднее чем за 50 дней до дня выборов принимает решение о регистрации кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидатов.

При проверке Центральной избирательной комиссией Российской Федерации правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей, а также кандидаты на должность Президента Российской Федерации и их доверенные лица.

В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации организует проверку подписных листов.

В регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации может быть отказано только в случае нарушения Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выносит мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации. Указанное решение доводится до сведения лица, которому отказано в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации.

Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней. Решение Верховного Суда Российской Федерации по результатам ее рассмотрения является окончательным.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.

В случае, если в срок, указанный в части первой настоящей статьи, будет зарегистрировано менее двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации, выборы откладываются по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Если на день выборов останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы откладываются по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на 100 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Наши рекомендации