И тематика контрольных работ
ИСТОРИЯ РОССИИ
Методические рекомендации
О методике выполнения письменных
Контрольных работ
Составной частью изучения курса отечественной истории является выполнение студентами-заочниками письменных контрольных работ. Контрольная работа выявляет приобретенные студентами знания по определенной учебной теме, показывает умение правильно формулировать и обосновывать теоретические положения, кругозор студента, его начитанность. Кроме того, она выявляет пробелы в знаниях студента по данной теме, допущенные им ошибки. Чтобы контрольная работа отвечала предъявляемым требованиям, автор должен обнаружить знания по всей
теме, а не только по одному из ее разделов.
Студенты выбирают одну из предложенных тем контрольных работ согласно последней цифре в номере студенческого билета или зачетной книжки.
Выбрав тему, студенты должны приступить к изучению литературы, рекомендованной в данном методическом пособии, затем подобрать материалы к теме.
Рекомендуемый объем контрольной работы: или 10-15 печатных страниц формата А4 (шрифт 14). Страницы должны быть пронумерованы. Работу необходимо писать без помарок и сокращенных слов.. В контрольной работе обязательно должны присутствовать ссылки на использованные источники и литературу с указанием страниц. Сносками должны оформляться прямое цитирование, использование конкретных цифр, фактов, суждения и оценки историков.
В список литературы включаются лишь использованные студентом работы, ссылки на которые имеются в тексте.
При написании контрольной работы в качества источника студенты могут использовать электронные материалы, на которые также следует оформлять сноски. Обращаем ваше внимание на то, что прямое копирование этих материалов и представление их в качестве контрольной работы недопустимо.
Получив обратно контрольную работу, студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями рецензента. Если работа не зачтена, следует написать новую по той же теме, с учетом советов и рекомендаций преподавателя-рецензента. Контрольные работы выполняются в сроки, указанные в учебном плане студента. Эти сроки являются предельными. Запаздывание с предоставлением контрольных работ приведет к тому, что преподаватель не успеет отрецензировать работу до сессии (следует иметь в виду, что срок проверки работы преподавателем – 10 дней) и студент может лишиться возможности сдачи экзамена по отечественной истории в экзаменационную сессию.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1. Самодержавие и реформы в России в начале ХХ в.
План
1.Эволюция российской политической системы (Манифест 17 октября 1905 г. и Основные законы Российской империи 1906 г.).
2.Начало российского парламентаризма и его особенности.
3.Альтернативы решения крестьянского вопроса в России.
Аграрная реформа П.А Столыпина и ее итоги. Оценка столыпинской модернизации в исторической литературе.
Литература
Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.
Политические партии России: история и современность. М., 2000.
Демин В.А. Фракции II Государственной думы // Вопросы истории. 2006.
№ 10.
Искендеров А.А. Закат империи. М., 2001.
Кара-Мурза С.Г. Столыпин – отец русской революции. М., 2002.
Малышева О.Г. Думская монархия: рождение, становление, крах. М., 2001.
Политические партии России: история и современность. М., 2000.
Спиридович А. Большевизм: от зарождения до прихода к власти. М., 2005.
Туманова А.С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний. // Отечественная история. 2005. № 5.
Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001.
Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие
// Отечественная история. 2004. № 6
Федоров Б.Г. Петр Столыпин: «Я верю в Россию». СПб., 2002.
Тема 2. Россия в условиях Первой мировой войны
И общенационального кризиса
План
1. Мировой политический кризис 1914 г. Причины Первой мировой войны.
2. Участие России в Первой мировой войне.
3. Влияние войны на экономическую и политическую ситуацию в стране. Нарастание общенационального кризиса.
Литература
Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.
Голоса истории: Материалы по истории Первой мировой войны.
Политические партии и общество России в 1914–1917 гг. М., 1999.
История России. Теории изучения. Двадцатый век: Учеб. пособие
/ Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2001. Кн. 2.
Новейшая отечественная история. XX век: В 2 кн.: Учебник / Под
ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова. М., 2004. Кн.1.
Поршнева О.С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период Первой мировой войны (1914 – март 1918 г.). Екатеринбург, 2000.
Россия и первая мировая война: материалы международного коллоквиума / Отв. ред. Н.Н. Смирнов. СПб., 1999.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005.
Туполев Б.М. Происхождение Первой мировой войны // Новая и новейшая история. 2002. № 4, 5.
Уткин А.И. Забытая трагедия. Россия в I мировой войне. М., 2002.
План
1. Назревание общенационального кризиса в России в конце 1916 – начале 1917 г.
2. Крушение монархии в России. Двоевластие.
3. Альтернативы развития России в ходе революции. Причины победы большевиков в октябре 1917 г.
Литература
Васьковский О.А., Тертышный А.Т. Феномен диктатуры пролетариата. 1917 год в оценке историков. Екатеринбург, 1994.
Волин В.М. Неизвестная революция: 1917–1921 гг. М., 2005.
Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.
Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март-апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. № 2.
Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России
1917 г. и роль ее лидеров // Вопросы истории. 2005. № 7.
Гребенкин И.Н. Генерал Л.Г. Корнилов: штрихи к портрету // Отечественная история. 2005. № 4.
Керенский А.Ф. Русская революция 1917 г. М., 2005.
Мельгунов С.П. Как большевики захватили власть: Октябрьский
переворот 1917г. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции. М., 2005.
Новейшая история России 1914–2002 гг.: Учеб. пособие / Под. ред.
М.В. Ходякова. М., 2004.
Спиридович А. Большевизм: от зарождения до прихода к власти. М., 2005.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005.
Холяев СВ. Три Февраля 1917 г. // Вопросы истории. 2003. № 7.
В 1918–1920 гг.
План
1. Причины Гражданской войны в России. Столкновение
альтернативных вариантов построения российской государственности.
2. Этапы Гражданской войны и интервенции.
3. Экономическая политика советского правительства в 1918–1920 гг.
4. Причины победы советской власти и поражения белого
движения в Гражданской войне.
Литература
Акульшин П.В., Гребенкин И.Н. Первый Кубанский («Ледяной»)
поход Добровольческой Армии // Вопросы истории. 2006. № 6.
Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. А.Т. Тер-
тышного. Екатеринбург, 1995.
Голуб П. Из истории Гражданской войны в России // Диалог. 2001.
№ 3–4. Гражданская война в России 1917–1922 гг. / Под ред. С. Карпенко. М., 2006.
Кара-Мурза С. Советская цивилизация. М., 2002.
Коновалова О.В. К истории Гражданской войны в России:
В.М. Чернов, эсеры и Директория // Отечественная история. 2006. № 5.
Новейшая история России 1914–2002 гг.: Учеб. пособие / Под.
ред. М.В. Ходякова. М., 2004.
Посадский А.В. Гражданская война в России под углом зрения политической конфликтологии // ПОЛИС. 2002. № 3.
Пушкарева И.М. Продовольственная политика деникинского правительства // Отечественная история. 2004. № 5.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005.
Цветков В.Ж. Белое движение в России в 1917–1922 гг. // Вопросы истории. 2000. № 7.
План
1. Международное и внутреннее положение Советской России после окончания Гражданской войны.
2. Нэповская модель развития: содержание, противоречия,
результаты.
Литература
Барсенков А.С. История России. 1938–2002: Учеб. пособие. М., 2003.
Борисова Л.В. Нэп в зеркале показательных процессов по взяточничеству и хозяйственным преступлениям // Отечественная история. 2006. № 1.
Верт Н. История советского государства. М., 2006.
Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.
Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. М., 2005.
История России IX–ХХ вв. / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. М., 2002.
Курс отечественной истории IX–XX вв. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе // Под ред. Л.И. Ольштинского. М., 2000. Гл. Х, XI.
Семин В.П. Отечественная история: Учеб. пособие. М., 2006.
Файн Л.Е. Нэповский эксперимент над российской кооперацией //
Вопросы истории. 2001. № 7.
Шмелев Г.И., Ятребинская Г.А. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание: Документы и материалы, ноябрь 1920 –
декабрь 1936 гг. // Вопросы истории. 2001. № 6.
В конце 1920-х – 1930-е годы
План
1. Поиски модели развития страны. Модернизация промышленности.
2. Социально-экономическая политика Советской власти в деревне, ее последствия.
3. Политический режим Советского государства в 1930-е годы.
Литература
Верт Н. История Советского государства. М., 2006.
Власть и советское общество в 1917–1930-е годы: новые источники // Отечественная история. 2000. № 1. Гусляров Е.Н. Сталин в жизни: систематизир.свод воспоминаний современников, док.эпохи, версий
историков. М., 2003.
Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.
Выбор пути. История России 1939–2000 / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001.
История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д., 1999.
Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е годы // Вопросы
истории. 2001. № 10.
Прудникова Е. Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий. М.,2006.
Хмара Н.И. Из опыта национально-государственного строительства в СССР (1920–1930-е годы) // Отечественная история. 2006. № 3.
Чемоданов И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной
коллективизации // Вопросы истории. 2006. № 2. С. 156-162.
Шмелев Г.И., Ятребинская Г.А. Трагедия советской деревни.
Коллективизация и раскулачивание: Документы и материалы, ноябрь
1920 – декабрь 1936 г. // Вопросы истории. 2001. № 6.
План
1. Нападение фашистской Германии на СССР. Методы мобилизации сил и средств страны на отпор врагу. Битва за Москву.
2. Организация коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
3. Завершение войны. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Цена победы.
Литература
Боффа Д. История Советского Союза. М., 1990.
Васильев А.Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне //
Вопросы истории. 2005. № 1.
Гареев М.А. Об объективном освещении военной истории России
// Новая и новейшая история. 2006. № 5.
Горьков Ю.А. Государственный Комитет обороны постановляет (1941–1945) . М., 2002.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 2 т. М., 2002.
Исаев А.В. Антисуворов. Большая ложь маленького человечка. М., 2004.
Кожинов В.В. Великая война России. М., 2005.
Мартиросян А. Трагедия 22 июня: блицкриг или измена. М., 2006.
Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. М., 2002.
Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1997.
Пыхалов И. Великая Оболганная война. М., 2006.
Свищев В. Начало Великой Отечественной войны. Подготовка Германии и СССР к войне. М., 2003. Т. 1.
1941 год: В 2 кн. / Сост. Л.Е. Решин и др. М., 1998.
Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2003.
Тема 8. Холодная война:
План
1. Послевоенный мир. Истоки «холодной войны».
2. Противостояние двух систем в середине 1950-х – середине 1980-х годов.
3. Кризис и распад биполярной системы международных отношений. Окончание холодной войны.
Литература
Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. М., 1990.
Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 1964–1994. М., 1996.
Выбор пути. История России 1939–2000 / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001.
Злобин И.В. По пути усиления «холодной войны» // Вопросы истории. 2000. № 1.
Новейшая отечественная история ХХ в. / Под ред. Э.М. Щагина,
В.В. Лубкова. М., 2004.
Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945–1985); новые прочтения. М., 1995.
Сталинское десятилетие «холодной войны»: факты и гипотезы М.,1999.
Гг.
План
1. Политическое и духовное развитие советского общества в 1945 – середине 1950-х годов.
2. Основные тенденции общественно-политической жизни страны середины 1950-х – середины 1980-х годов.
3. Трансформация советской политической системы в 1985–1991 гг.: замыслы и результаты.
Литература
Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса
1964-1994. М., 1996.
Выбор пути. История России 1939-2000 / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001.
Алексеев В.В, Алексеева Е.В. Распад СССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. 2003. №5.
Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю (1985–1991). М., 2002.
Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М., 2000.
Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953. М., 2000.
Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М., 2002.
Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. М., 1998.
Согрин В.В. Политическая история современной России (1985–2001): от Горбачева до Путина. М., 2001.
Фроянов И.Я. Погружение в бездну. Россия на исходе XX века. СПб., 1999.
План
1. Основные направления и этапы внешней политики России.
2. Формирование российской государственности после распада СССР: приоритеты и результаты.
3. Проблемы социально-экономического развития страны в 90-е годы
XX в. – в начале XXI в.
Литература
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России (1938–2002). М., 2003.
Выбор пути. История России 1939–2000 / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина, А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001.
Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация от Великой победы до наших дней. М., 2001. Кн. 2.
Кива А. Несистемный режим. Что же построено в нашей стране? // Свободная мысль. 2004. № 10.
Медведев Р. Время Путина. Россия на рубеже веков. М., 2002.
Меньшиков С. Наш капитализм: между олигархическим и бюрократическим // Свободная мысль. 2004. № 10.
Панова В.В. Россия в «большой восьмерке» мировых держав: ис-
тория взаимоотношений // Новая и новейшая история. 2005. № 3.
Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России
1993 года: Хроника событий и комментарий историка // Отечественная
история. 2002. № 4, 5.
Плискевич Н.Н. Российская приватизация: Революция или эволюционный переход // Общественные науки и современность. 1999. № 4.
Согрин В.В. 1985–2005: три превращения современной России //
Отечественная история. 2005. № 5.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005.
Фроянов И.Я. Погружение в бездну: Россия на исходе ХХ века.
СПб., 1999.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Методические рекомендации
и тематика контрольных работ
для студентов заочного отделения
Пермь 2013
История России – часть общеисторической науки. Предметом ее изучения являются закономерности социально-экономического, политического и культурного развития нашей страны.
Наша цивилизация – неотъемлемая часть мировой, поэтому невозможно изучать отечественную историю иначе как в контексте мирового развития, как часть мирового исторического процесса.
Курс отечественной истории решает ряд конкретных задач, имеет определенные социальные функции. Во-первых, познавательную функцию, состоящую в изучении исторического пути нашего народа, в объективном изложении всех явлений и процессов в истории страны, позитивного
и негативного опыта, накопленного в ходе этого пути. Анализ
ошибок вчерашнего дня дает возможность избежать ошибок сегодня и завтра. Во-вторых, функцию практически-политическую. Еще древние римляне говорили, что история – учительница жизни. Без осмысления исторических фактов развития общества невозможно выработать научно обоснованный курс его дальнейшего развития. Чтобы определить, куда и как идти обществу, нужно знать, откуда и как оно пришло, знать его исторический путь. В-третьих, функцию мировоззренческую. Мировоззрение
может быть научным лишь опираясь на объективную реальность. Не зная исторических фактов, люди оказываются в плену псевдо-исторических, идеологизированных представлений и гипотез, история становится политикой, обращенной в прошлое. Задача курса – объективное освещение многовекового опыта. Изучение истории приучает рассматривать явление не изолированно, а во взаимодействии с прошлым и последующим ходом развития событий. В-четвертых, история обладает огромным воспитательным воздействием. Она формирует такие качества как патриотизм, показывает роль личности в развитии общества, моральные и
нравственные ценности человека в их развитии. Нельзя быть гражданином своей страны, не зная ее истории. В современной исторической науке существуют различные концептуальные подходы к изучению отечественной истории. В настоящее время нет единого официально утвержденного учебника по этому курсу. Наиболее сложные вопросы будут освещены в лекциях, которые читаются преподавателями в ходе зачетно-экзаменационной сессии. При написании контрольных работ, при
подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену рекомендуется использовать следующую литературу:
Отечественная история: Учеб.-метод. комплекс / Под ред. А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001, 2002, 2003.
Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.
Выбор пути. История России. 1939–2000 / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001.
Зуев М.Н. История России. М., 2006.
Кириллов В.В. История России: Учеб пособие. М., 2006.
История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.
История России / Под ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. М., 2000.
История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2000.
История России: разные конструкции истории – разный смысл жизни / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2005.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005.
История России IX–XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. М., 2002.
Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. М., 2003.
Новейшая отечественная история. XX век: В 2 кн.: Учебник /
Под ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова. М., 2004.
О самостоятельной работе студентов с литературой
Для студента-заочника, который лишен возможности ежедневно встречаться с преподавателями, систематическая работа с документами и литературой – основной метод изучения курса.
Приступая к изучению темы, необходимо руководствоваться указаниями преподавателя, данными на установочной сессии, изучить рекомендуемую литературу, документы, материалы. Прежде чем приступить к изучению произведения или документа, следует внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и конспекта лекции. Начинать работу нужно с предварительного общего ознакомления с книгой. Следует обратить внимание на полное название работы, подзаголовок и т.п., затем ознакомиться с оглавлением, научно-справочным аппаратом: ссылками на источники, примечаниями, приложениями. Следующий и самый важный этап работы над источником – внимательное чтение его с начала до конца. Очень важно определить главные идеи книги и глубоко в них разобраться. Если понимание книги затрудняется встречающимися в ней неясными словами, терминами, рекомендуется пользоваться при чтении справочниками, словарями иностранных слов, политическими и энциклопедическими словарями.