Федеральная система управления ВЭД – высшие органы государственной власти России
Что касается непосредственно Российской Федерации то основы государственного устройства страны, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены в Конституции Российской Федерации.
Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией России, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть в России осуществляется в лице Федерального собрания (Парламента РФ), который является представительным и законодательным органом. Федеральное собрание состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению законодательной власти наряду с другими вопросами относится принятие законов, обязательных к применению на всей территории Российской Федерации, а также назначение на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других вопросов.
Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом. Основное назначение судебной системы применительно к сфере внешнеэкономической деятельности -защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. Преимущества судебного порядка защиты очевидны. Суд независим и подчиняется только Закону.
Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь.
К исполнительной властиотносятся Президент и Правительство Российской Федерации.
Президент, избираемый на основе всенародного голосования, является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В своей деятельности по управлению ВЭД он работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на ряд совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Госсовет и другие Советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений. Администрация Президента – рабочий орган, созданный для обеспечения деятельности Президента, реализации его конституционных полномочий. Президент издает Указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и Федеральным законам.
В соответствии со ст.110 Конституции РФ исполнительную власть также осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.
В соответствии с Федеральным законом №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в ведении исполнительной власти Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности находятся:
· формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;
· защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;
· государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;
· установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;
· заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
· осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью на основании и в соответствии с Конституцией, Федеральными законами, Указами Президента РФ.
3.1.3. Федеральные министерства и их функции в сфере регулирования ВЭД
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указами Президента. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции между ними поделены следующим образом: министерства вырабатывают и реализуют государственную политику, службы осуществляют контроль и надзор, агентства предоставляют государственные услуги, управляют госимуществом, ведут реестры и кадастры.
На основе и в развитие законодательных актов федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные документы в форме инструкций, положений, правил и др., которые в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.
В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.
Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, который проводит единую государственную политику и осуществляет управление в области внешних экономических связей. Главная задача Министерства экономического развития РФ в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления России, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной торговой политики и обеспечение ее реализации.
Минэкономразвития России разрабатывает предложения по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством мер. Важной задачей Минэкономразвития России является разработка предложений по заключению международных договоров РФ, координация совместно с МИД действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов Российской Федерации при ведении международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, разработка и реализация мер по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировое хозяйство. Оно участвует в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами и привлечения иностранных инвестиций.
С целью реализации поставленных перед ним задач Минэкономразвития России разрабатывает предложения по прогнозу развития внешней торговли, обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирование тенденций развития мирового рынка товаров и услуг. Данное министерство участвует в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению правительства, а также выполняет многие функции, связанные с разработкой и реализацией внешнеэкономической политики.
Министерство экономического развития РФ ведет переговоры с Всемирной торговой организацией (ВТО) по вопросам присоединения России к этой организации.
Свои функции по управлению внешнеэкономической деятельностью Минэкономразвития России осуществляет, опираясь на деятельность торговых представительств, аппаратов торговых советников и атташе по торгово-экономическим вопросам посольств России за рубежом.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет меры нетарифного регулирования через свои территориальные управления в крупнейших регионах России (например, управление Минпромторга России по Центрально-Черноземному району), которые работают в тесном контакте с местными органами власти, а также меры по техническому регулированию внешнеторговой деятельности через подчиненное ему Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ. Работа территориальных управлений и вопросы нетарифного регулирования будет рассмотрена ниже, а что касается федерального агентства, то главной целью деятельности этого агентства является обеспечение прав потребителей на безопасность потребляемой продукции. В связи с этим агентство осуществляет функцию надзора и контроля за продукцией, поступающей на российский рынок, на предмет ее соответствия российским и международным стандартам качества и безопасности посредством:
• разработки и утверждения национальных стандартов, знака соответствия;
• выдачи сертификатов соответствия, ведения единого реестра
выданных сертификатов;
• аккредитации испытательных лабораторий (центров), осуществляющих процедуру обязательной сертификации по различным схемам.
Министерство иностранных дел РФ - защищает интересы государства, российских субъектов внешнеэкономической деятельности, ведет переговоры с иностранными государствами в области международных экономических отношений, готовит и заключает международные договоры, следит за их соблюдением.
Министерство финансов РФ (Минфин РФ) определяет порядок финансирования и кредитования ВЭД, издает нормативные документы по этим вопросам, регулирует ставки таможенных пошлин, вопросы налогообложения и валютного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Главная задача этого Министерства – проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций через свои структуры на местах – территориальные управления федеральной службы финансово- бюджетного надзора.
Министерство обороны РФ разрабатывает предложения по государственной политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует отношения в этой области, выполняет функции государственного заказчика по поставкам военно-технической продукции для государственных нужд. Данное Министерство через Федеральную службу по техническому и экспортному контролю осуществляет экспортный контроль в отношении вооружений, военной техники, товаров двойного назначения и т.п.
* * *
Определенное значение в регулировании и управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне государства имеют также другие органы федеральной исполнительной власти (каждый применительно к своим функциям):
· Министерство по антимонопольной политике РФ;
· Министерство внутренних дел РФ;
· Министерство природных ресурсов РФ;
· Федеральная служба безопасности.
В рамках своей компетенции безопасность продукции обеспечивают также Государственный санитарно-эпидемиологический надзор при Министерстве здравоохранения РФ; Департамент ветеринарии и Государственная служба по карантину растений при Министерстве сельского хозяйства РФ.
3.1.4. Федеральная таможенная служба России
Федеральная таможенная служба (ФТС) подчиняется непосредственно Правительству РФ. В соответствии с Федеральным Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» №311-ФЗ от 27 ноября 2010 года ФТС осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
В целом система управления таможенным делом определяется указанным Законом и включает: 1 - Федеральную таможенную службу, 2 - региональные таможенные управления, 3 – таможни, 4 – таможенные посты.
Функции (обязанности) таможенных органов
Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):
1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;
3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;
9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
13) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
14) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
15) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;
16) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.