V. высшие органы государственной власти и управления фср

Глава 12. Верховный Совет ФСР

Статья 72. Высшим органом государственной власти является Верховный Совет ФСР. Верховный Совет правомочен решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к ведению Советской Федерации.

Принятие Конституции ФСР, внесение в нее изменений; принятие в состав федерации новых республик, утверждение образования новых республик; утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета и отчетов об их выполнении; образование подотчетных органов осуществляются исключительно Верховным Советом. Законы принимаются Верховным Советом или всенародным голосованием (референдумом).

(Далее гораздо уместнее регламент прописать отдельным законом, вытекающим из вышеозначенных основ. Главное в другом – нужен однопалатный орган ради полной демократии. Если большинство голосов по какому-то закону не устраивает отдельную советскую республику, последняя может просто-напросто выйти из состава Федерации. А городить всякие усложненные схемы – лишь дурить народ.)

Статья 73. Законы ФСР, постановления и иные акты Верховного Совета публикуются на языках советских республик за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета.

Статья 74. Депутат Верховного Совета ФСР имеет право обратиться с запросом к Правительству ФСР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом. Правительство или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать не более чем в трехдневный срок устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета.

Статья 75. Депутат Верховного Совета ФСР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета.

Статья 76. Верховный Совет ФСР избирает Президиум Верховного Совета - постоянно действующий орган, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти в период между сессиями.

Статья 77. Президиум Верховного Совета ФСР:

1) назначает выборы в Верховный Совет;

2) созывает сессии Верховного Совета;

3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета;

4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции ФСР и обеспечивает соответствие конституций и законов советских республик Конституции и законам;

5) дает толкование законов;

6) ратифицирует и денонсирует международные договоры;

7) отменяет постановления и распоряжения Правительства ФСР и Правительств советских республик в случае несоответствия их закону;

8) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

9) учреждает ордена и медали ФСР; устанавливает почетные звания; награждает орденами и медалями; присваивает почетные звания ФСР;

10) принимает в гражданство ФСР; решает вопросы о выходе из гражданства и лишении гражданства, о предоставлении убежища;

11) издает общесоюзные акты об амнистии и осуществляет помилование;

12) назначает и отзывает дипломатических представителей ФСР в иностранных государствах и при международных организациях;

13) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

14) образует Совет обороны ФСР и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил;

15) объявляет в интересах защиты ФСР военное положение в отдельных местностях или по всей стране;

16) объявляет общую или частичную мобилизацию;

17) в период между сессиями Верховного Совета объявляет состояние войны в случае военного нападения на ФСР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

18) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами ФСР.

Статья 78. Президиум Верховного Совета ФСР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:

1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты ФСР;

2) утверждает изменения границ между советскими республиками;

Президиум Верховного Совета ФСР издает указы и принимает постановления. По истечении полномочий Верховного Совета Президиум сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом ФСР нового Президиума. Вновь избранный Верховный Совет ФСР созывается Президиумом Верховного Совета прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.

Статья 79. Верховный Совет ФСР избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета, а также для содействия проведению в жизнь законов и иных решений Верховного Совета ФСР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. Верховный Совет ФСР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета ФСР и комиссий его палат, представлять им необходимые материалы и документы. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок. Верховный Совет ФСР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

Глава 13. Правительство ФСР

Статья 80. Правительство ФСР является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Оно образуется Верховным Советом Советской Федерации. Правительство ФСР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом на его первой сессии.

(А вот здесь возникает много вопросов. Конечно, нужен отдельный закон о правительстве. То есть, полностью министерско-комитетская система себя не оправдала. Комплексное социально-экономическое развитие не получается из-за врожденного сверх централизма министерств и традиционной слабости территориального развития. Тогда можно создать канцелярию председателя правительства (малое бюро, как при Ленине), которой подчиняются четыре главных Совета – Совет народного хозяйства, Совет безопасности, Совет социального развития и Государственный Совет (СМИ, наука и дипломатия в целом и общем). Получается знаменитый логический квадрат с канцелярией в середине на пересечении всех взаимосвязей. Советы делятся по такому же принципу на четыре сектора с их канцеляриями посередине – но об этом и стоит поговорить конкретнее. И все равно можно создавать специальные (прорывные) министерства и комитеты, выходящие напрямую на канцелярию – но уже как удачное дополнение к вышеозначенной сбалансированной системе.)

Статья 81. Правительство ФСР ответственно перед Верховным Советом и ему подотчетно, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета. Правительство регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом.

Статья 82. Правительство ФСР правомочно решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Советской Федерации, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета и Президиума Верховного Совета.

В пределах своих полномочий правительство:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально - культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов, по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения, организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет ФСР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития, государственный бюджет; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

4) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;

5) осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил, определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу;

6) осуществляет общее руководство в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно - технического и культурного сотрудничества с зарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров; утверждает и денонсирует межправительственные международные договоры;

Статья 83. Правительство ФСР на основе и во исполнение законов и иных решений Верховного Совета ФСР и его Президиума издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории Советской Федерации.

Статья 84. Правительство ФСР имеет право по вопросам, отнесенным к ведению федерации, приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Правительств советских республик, Правительство объединяет и направляет работу подведомственных ему органов.

Наши рекомендации