Место и роль политических партий в политической системе современной России.

Российское политологи, рассматривая политическую систему совр. России, отмечают, что программы политических партий слабо отличаются друг от друга, уже стало невозможным относить те или иные политические партии к правым или левым. Общей идеологией партий стало максимально возможное расширение своей социальной базы, забыв про малочисленные социальные группы, также нуждающиеся в представительстве и защите прав и законных интересов.

Политический процесс в России достаточно противоречив. Назвать определяющей роль многопарти йности нельзя, во-первых, потому, что число и значимость многих партий не отражают реального расклада палитры общественного мнения, а во-вторых, нынешняя избирательная система не ориентированна на то, чтобы партии были оппозицией действующей власти, представителями именно интересов общества, а не государства.

Вместе с тем, возникновение института многопарт-ти - один из важнейших признаков становления в стране гражд. общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав.

Некоторые политологи называют партии «посредниками» между гражданином, обществом и государством. Однако на деле партии зачастую столь же мало являются исполнителями народной воли, как и проводниками чаяний своих членов.

Полит. партия не инкорпорируется непосредственно в систему гос. власти и объединяет своих членов на добровольной основе, которая подразум-т, прежде всего, единство преследуемых целей. Эти цели деклар-ся публично, и для их достижения использ-ся исключительно политические средства. Таким образом, за рамки понятия «политическая партия» выводятся группы давления, пытающиеся путем воздействия на власть повлиять на процесс принятия политических решений.

Полит. партия выражает полит. интересы определенной социальной группы или, по крайней мере, претендует на это. Другими словами, она должна представлять еще кого-то, кроме собственных членов и непосредственно связанных с ними людей.

Интересы, выраж-е партией, должны носить общенац-ный, а не узко корпорат-й хар-р. Это значит, что партия должна иметь четко сформулир-ю программную цель, предлагающую опр-ный проект развития об-ва. Разумеется, во главу угла могут ставиться интересы отд. соц. группы, однако при этом проект должен учитывать интересы об-ва в целом (или хотя бы претендовать на это). Иначе мы имеем дело с корпорат. орг-цией, если не просто с лоббистской группировкой.

Эфф-ное функционирование многопартийности предполагает наличие и взаимодействие устойчивых, либо активно формирующихся социальных групп с объективно обусловленными и осознанными социальными интересами и с реальной возможностью реализации этих интересов путем воздействия на политические структуры через различного рода общественные объединения.

ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года, дает следующее определение полит. партии – «это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

Ст. 3 п. 2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) полит.партия должна иметь регион. отделения не менее чем в половине субъектов РФ, в субъекте РФ может быть создано только 1 его региональное отделение

б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Гос Думы Фед. Собрания РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, в законодат-е (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, выборных должн-х лиц местного самоупр-я и в представит. органы муниц. образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Вмешательство органов гос. власти и их должн.лиц в деят-ть полит. партий, равно как и вмеш-во полит. партий в деят-ть органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Вопросы, затраг-щие интересы полит. партий, решаются органами гос. власти и органами мест. самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

Президент РФ вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Статья 11. Способы создания политической партии. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов гос. власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в полит. партию общероссийской обществ. орг-ции или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Классификация современных рос. партий, в основании которой лежат выполняемые партиями функции и уровень их подконтрольности правящей элите, является наиболее точной на наш взгляд. Эти партии делят весь спектр политических объединений современной России на 7 категорий:

· Коммунистическую партию РФ (преемница уникальной тоталитарной партии - КПСС);

· истинные партии;

· партии власти;

· партии помощников партии власти;

· поощряемые или разрешённые оппозиционные партии;

· враждебные партии («мухи»);

· «партии тщеславия».

КПРФ рассматривается как отдельная категория в современной российской партийной системе. Наличие широких масс сподвижников, разветвлённой организационной структуры и чёткой идеологической базы выделяют КПРФ из числа др. полит.объединений. Указанные авторы считают, что с начала 1990-х гг. и до сих пор КПРФ является единственной массовой партией в России. В отличие от КПРФ, др. «истинные партии» нельзя считать массовыми, поскольку они ближе к «кадровой партии». Яркий пример партии второго типа - «Яблоко» с его социал-демократической идеологией, нашедшее немало приверженцев в среде городских профессионалов («белые воротнички») и особенно представителей «старой интеллигенции».

К 3-ей категории политич. объединений совр. России Оверслут и Верхейл относят «партии власти». Они опр-т её как «электоральное ответвление», созданное правящей группой, с тем чтобы удержать власть, организовав поддержку в законодат. органе. Мнения исследователей о том, какое политич. объединение постсоветской России можно считать первой «партией власти», расходятся. Одни исследователи считают таковой ПРЕС (Партия рос-го единства и согласия), созданную С. Шахраем, др. его более поздний аналог - движение НДР («Наш дом - Россия») В. Черномырдина.

Впрочем, большинство учёных, как зарубежных, так и российских, солидарны в одном: в абсолютном виде идея «партии власти» воплотилась в «Единой России».

Следующая разновидность партий - партии помощников партии власти - подразделяются на несколько субкатегорий: «партии-сателлиты», «партии-помощники» и «альтернативные» партии власти. Партии-сателлиты, не вступая в явные противоречия с партией власти, привлекают голоса избирателей, не идентифицирующих себя с «основной» партией власти, но склонных поддерживать политику власти в целом.

В отличие от сателлитов, «партии-помощники» идеологически не отличаются от партии власти, но у них другое руководство. По сути, подобные организации служат неким «резервом» для правящей элиты. К числу таковых можно причислить Российскую партию жизни, созданную председателем Совета Федерации С. Мироновым, а затем и возникшую на её базе «Справедливую Россию».

Назначение «поощряемых или разрешённых оппозиционных партий» - играть роль «оппозиции» режиму и канализировать общественное недовольство партией власти. Такие партии создаются или, по крайней мере, поддерживаются государственной властью. «Поощряемые оппозиционные партии» способны аккумулировать голоса оппозиционно настроенных граждан и тем самым обезоружить настоящую оппозицию. В качестве примера такой партии можно привести ЛДПР (Либерально-демократическая партия России), которая с 1993 г. вполне успешно справляется с задачей «канализации» недовольства части рос. граждан, несогласных с государственной политикой.

Др. партией, подходящей под формальные критерии «разрешённой или поощряемой оппозиции», до времени начала президент. избирательной кампании 2004 г. являлась «Родина», а затем и «Справедливая Россия».

След. подтип в рассм-емой классиф-ции - «враждебные партии», или же партии для отвлечения, («мухи» - flies). Ед. цель «мух» - нанести вред оппозиционным партиям, используя похожий лейбл, декларируя сходную программу или же выставляя кандидата-двойника, вводя тем самым в заблуждение избирателей. Примером партии подобного рода была вышеназванная «Родина». По мнению мн. политологов, эта партия создавалась с тем, чтобы отнять голоса у КПРФ на выборах в Гос. Думу в 2003 г.

Выделяют ещё один тип партий, обладающий уникальными характеристиками, - это «партии тщеславия» («партии рекламы»), существующие с единственной целью - оказывать поддержку какому-то определённому кандидату (как правило, крупному бизнесмену или высокопост-му чиновнику).

Другой весьма известный исследователь постсоветской политики Э. Вильсон предлагает схожую классификацию «изобретённых» или «виртуальных» российских политических партий.

Согласно данной типологии в России существуют следующие типы партий.

1. «Виртуальные популисты», исп-щие роль трибунов населения. Не имеют никакого желания оспаривать действия властей, они масштабно поддерживаются госаппаратом. В указ-ю модель, вполне вписываются Партия пенсионеров, Партия соц. справедл-ти и ныне «Справедливая Россия»;

2. «Мягкие оппоненты», притворяющиеся настоящими соперниками действующей власти и существующие для того, чтобы убедить внутреннюю аудиторию и иностранных наблюдателей, что в России существует конкурентная политика. К партиям такого рода можно отнести Партию жизни;

3. «Пугала» - партии, создаваемые властями для того, чтобы наглядно продемонстр-ть худшую альтернативу сущ-щей правящей партии, чтобы напугать избирателей и иностранные правительства. Обычно к партиям подобного толка небезосновательно причисляют ЛДПР и др. политические объединения националистич-го или псевдонационалистич-го толка»;

4. «Мухи» (flies). Главное предназначение партий такого рода заключается в размывании электоральной базы основных оппонентов «партии власти» (об этом уже говорилось выше).

Обилие партий не свидетельствует о растущей социальной дифференциации общества, которое по-прежнему фрагментировано, – оно, прежде всего, отражает политическую институционализацию конкурирующих групп правящей элиты. Единственная партия России, которую можно было бы с определенной натяжкой назвать массовой и народной, – КПРФ. Однако и она не дотягивает до статуса партии оппозиционной, поскольку не стала реальной альтернативой организованным группам правящей элиты, конкурирующим между собой в процессе принятия значимых решений.

Важнейшей хар-кой демократического процесса считается наличие альтернатив и возможности выбора между ними. А идеология становится средством, позволяющим упростить сложный политический выбор избирателя между правительством и оппозицией. Если идеологическая дистанция между партиями левого и правого флангов не слишком велика и нет влиятельных антисистемных партий, то считается, что партийная система обладает консолидирующим потенциалом.

Стремясь походить на классические демократические образцы, российские партии осуществляют безуспешные попытки придать себе какой-либо идеологический облик, сформировать структуры массовой политической организации или хотя бы имитировать таковые. Но в целом российские партии сторонятся выполнения задачи формирования общенациональных ценностей и стратегии развития страны. Большинство отечественных партий «функционирует как избирательные машины для лидеров». В этой ситуации партийная идеология превращается во вспомогательную составляющую избирательных технологий. Это подтверждает тот факт, что в программах современных российских политических партий изначально отсутствует продуманная идейно-ценностная база, определяющая их место в политическом спектре, которая могла бы помочь избирателю в его выборе.

Выборы не гарант-т демократич-го развития страны, они могут приводить к власти правителей, кот. склонны оперировать способами, далекими от норм демократии. Так, выборы в России, став формой борьбы за власть, пока еще не стали механизмом смены и тем более контроля власти. В наст. время исход выборов опр-ся ресурсами финансово-промышленных кланов, стоящих за кандидатами, административной поддержкой, профессионализмом их выборных команд и «телевизионным временем», которое они способны купить, а отнюдь не партийной принадлежностью. Наличие в нашей стране партий и проводимых избирательных кампаний также не гарантирует демократический характер политической системы. «Демократически избираемая и сменяемая авторитарная власть – в такую форму на сегодняшний день отлилось развитие посткоммунистического политич. режима».

Можно говорить о почти полной монополизации общественной жизни экономическими и административными элитами на федеральном и региональном уровнях. В ряде регионов губернаторы препятствуют развитию политических партий, т.к. принадлежность к ним не способствует консолидации региональных политических режимов, не играет роли полезного ресурса во взаимоотношениях с центром, губительно сказывается на организационном развитии партий. Следовательно, в регионах партии не играют ключевой роли, что обусловливает слабость системы организованного коллективного действия. Не имея собственных финансовых и организационных ресурсов, немногочисленные партийные активисты примыкают перед выборами к более сильной общефедеральной партии, становясь ее региональной структурой, что позволяет вести на деньги спонсора более или менее активную избирательную кампанию.

Роль и влияние партий на уровне региона как самостоятельных субъектов политического процесса устойчиво снижается период между выборами. Как показывает практика, после выборов происходит смещение акцентов в сторону неполитических, корпоративных, отраслевых, групповых и иных интересов. И это очевидно, если учитывать, что в регионах корпоративный принцип общественной жизни всегда доминировал над социально-политическим и партийным.

Хронич. слабость рос. полит. партий подрывает стимулы к партийному активизму, в рез-те гражд. общество оказывается не представленным на политическом уровне. В связи с этим возникают благоприятные возможности для проникновения в парламент независимых «бюрократов» и «хоз-ников» и укрепления «нежелательных» связей между исполнительной и законодательной властями.

Преодолеть названные недостатки формирующейся партийной системы и был призван Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», который предусматривает: ограничения на минимальную численность партии (не менее 10 тыс. членов) и ее региональных отделений (наличие таковых не менее чем в половине субъектов РФ, численностью не менее 100 человек); требование фиксированного членства в партиях; признание статуса партии лишь за общероссийскими общественно-политическими объединениями; запрет на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; введение государственного финансирования партий и др.

Все эти ограничения призваны поддерживать концепцию закона, которая заключается в создании в России мощных общенациональных партий, которые будут реально представлять интересы своих избирателей. В рез-те в России д. б. создана необходимая для развития российского гражд. об-ва составляющая – эффективная обратная связь общества и власти. Несмотря на то что демократический опыт России пока невелик по сравнению с западными странами, безразличия и цинизма в отношении демократической политики и политиков в нашей стране, пожалуй, гораздо больше.

В России выборы представит. органов власти считаются главным инстр-том легитимизации полит. власти. Однако минимизация уровня массового участия в политике и отчуждение от партий как важнейших политических демократического политического процесса практически неизбежны.

Ведь легитимность представительных политических режимов должна опираться на веру управляемых в то, что демократия сама по себе соответствует их интересам и способна обеспечить их в обмен на существенное ограничение политического участия. Не случайно ряд ученых подчеркивают, что наряду с верой в жизнеспособность демократии для создания стабильного демократического режима необходимы уверенность в эффективности демократич. институтов при решении насущных проблем и ограничение массового политич. участия. Но такого рода вера чрезв-но неустойчива.

Сегодня же говорить о наличии веры в эффективность российской демократии у массового избирателя и легитимность демократических институтов может только большой оптимист. Среди политических институтов партии, несмотря на относительно высокий уровень партийной идентификации избирателей, устойчиво продолжают относиться к числу пользующихся наименьшим доверием. Кроме того, по данным ВЦИОМа, при оценке результатов, достигнутых в процессе перестройки, самое негативное отношение у респондентов вызывают многопартийные выборы.

Также нужно иметь в виду, что для того, чтобы партийная система выступала в качестве консолид-щего фактора, партии должны обладать устойч-м электоратом, т.е. доля избирателей, меняющих свои партийные предпочтения от выборов к выборам, д. б. незначит. или хотя бы средней.

Российские партии пока не являются тем универсальным «посредником» между обществом и государством, который помогает в осуществлении интересов гражданского общества. Население России не доверяет партиям, что подтверждают выборы, прошедшие 14 марта 2010 г. в 76 регионах. Оппозиция преодолела 7-процентный барьер «даже там, где ничего для этого не делала», и это свидетельствует о переменах в общественном мнении по отношению к партии власти. По итогам выборов в 8 региональных парламентах оказались представители всех 4 парламентских партий. Однако крупнейшая среди российских политических партий стала еще более крупной, продемонстрировав желание большинства избирателей опираться на то, что труднее всего «опрокинуть», хотя бы в силу размера. Отсюда следует вывод, что граждане готовы активно проявлять свою позицию, хотят участвовать в формировании власти и делают это доступными им способами.

Наши рекомендации