Место и роль политических партий в политической системе современной России

2.1 Функции политических партий.

Политическая Система Общества - профсоюзы и др. организации и движения, преследующие политические цели, а так же нормы, политические традиции и установки.

Нередко говорят также и о политической системе в широком смысле слова (о политической организации общества), чтоб учесть наличие и действие в обществе институтов и сил, не только задействованных во властных структурах, но и находящихся в аппозиции к существующим на данный момент властям. В условиях современного капитализма механизму диктатуры монополий рабочий класс и др. трудящиеся противопоставляют свои политические организации, прежде всего коммунистические и рабочие партии.

Политическая партия - политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. В классовом обществе борьба между враждебными классами неизбежно становится борьбой политической.

" Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий " - В.И.Ленин.

Наиболее реакционной и агрессивной из всех буржуазных партий являлась Гитлеровская фашистская партия (национал - социалистическая партия Германии). Эта партия является примером партий культа личности. В СССР аналогичной ей была КПСС. Хотя КПСС задумывалась, как партия для изменения страны в лучшую сторону.

Если бы к власти не пришел И.В.Сталин то изменения задуманы В.И.Лениным возможно бы свершились. И сейчас Россия если бы не обгоняла, то шла бы на уровне развития стран Западной Европы и США. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

Организация избирательного процесса - важная но далеко не единственная функция партии. Еще одна важная функция партии - отбор и выдвижение политических лидеров. Политику необходима способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил, предвидеть отдаленные последствия своих действий, находить союзников, нейтрализовать соперников и определить наиболее эффективные пути достижения поставленных целей.

И, наконец, важнейшая функция партий в современном демократическом обществе - служить началом связи между гражданским обществом и государством. Политическое партнерство - это вид взаимоотношений между субъектами политической жизни, заключающийся в выработке единой позиции по тем или иным вопросам, практике совместных политических действий, долгосрочных, основанных на совпадении по ряду важнейших моментов стратегии, тактики, политических программ, выражающих интересы этих субъектов. Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества.

В настоящее время, основными типами партийных систем являются: двухпартийная и многопартийная системы. Политическая система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между социальными группами, обеспечивающих стабильность и определенный социальный порядок.

2.2 Политическая борьба, как средство власти.

Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы. Политическая борьба - это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы, в конечном счете, являются отношения власти, поскольку ее цель - достижение прочных позиций в политической системе общества и реализация им его воли.

Формы политической борьбы разнообразны и зависят как от обстановки, так и степени остроты взаимоотношений между субъектами. Высшим проявлением борьбы является гражданская война. Мирный характер борьбы - парламентская деятельность. По мере роста политической культуры и цивилизованности общества насильственные, а тем более вооруженные методы борьбы во все большей степени уступают в политике место ее мирным формам. Среди мирных форм политической борьбы растущую роль играет идейная борьба, борьба за умы и сердца людей, за их добровольный, сознательный выбор, борьба предвыборная и внутрипарламентская. Эту борьбу возглавляют политические лидеры, стоящие во главе партии.

В основном политическую борьбу выигрывают более развитые партии, отражающие интересы широких масс населения и различных социальных слоев общества.

Общие черты партийной системы современной России

Конституция Российской Федерации в ч.3 ст.13 содержит положение о том, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». При этом основной закон страны – Конституция РФ устанавливает лишь рамочный принцип правового регулирования политических партий и партийной системы, а детали регламентируются иным законодательством (закон «О политических партиях», избирательное законодательство, акты парламентского права, законы об общественных объединениях, средствах массовой информации и т.д.). Причем партийное и избирательное законодательство дополняют друг друга, и находятся в прочной взаимосвязи, поскольку участие политических партий в выборах – их важнейшая функция.

Появление норм закона о введении в России выборов Депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам привело к соответствующим результатам.

Во-первых, из процессов принятия политических решений в России исключаются независимые и мультипартийные (опирающиеся на поддержку нескольких партий) политики, тем самым, оставляя единственный – «партийный» канал для рекрутирования новой политической элиты. Целый пласт независимых публичных политиков окажется перед выбором – либо кардинально сменить сферу своей профессиональной деятельности либо начать идентифицировать себя с одной из политических партий.

Во-вторых, общероссийские политические партии, получая монопольное электоральное право, приобретают значительно больший политический вес, как в обществе, так и в государственных институтах. В этой связи структуры гражданского общества, институтционализированные в форме общественных объединений, перестают быть механизмами для консолидации общественной поддержки тех или иных непартийных политиков. В государственных институтах – представительных органах власти это отразится на процессах принятия политических решений, значительно сокращая круг акторов законотворческого процесса до числа партийных фракций и блоков, прошедших в Государственную Думу. По всей видимости это скажется и на внутренней структуре Государственной Думы, исключая из нее такие формирования как депутатские группы. В условиях тотального влияния партийных фракций в депутатских группах и независимых кандидатах просто не будет необходимости.

В-третьих, в формирующихся новых условиях претерпят значительные изменения и существующие сейчас лоббистские механизмы, которые симплифицируются до тривиальных межфракционных договоренностей. Тем самым, законотворческий процесс из поля публичной политики переместиться в поле экспертных оценок и дискуссий, а основным принципом принятия решений станет не принцип политического консенсуса, а принцип политической целесообразности.что в Российской Федерации конституированы политические партии с прямой структурой.

Кроме того, в российском обществе отсутствует традиция восприятия права на самовыражение, в том числе политическое, как неотъемлемого. Любые права воспринимаются с точки зрения общественной пользы; такое отношение уходит корнями еще в досоветские времена с присущим им общинным укладом крестьянской жизни, в который не вписывался бесполезный для общества «бездельник». Избыток партий воспринимается как повышение «нагрузки» на общество, которое должно оплачивать (косвенно) работу партийных функционеров. В связи с этим вспомним появившийся в советское время анекдот о том, почему в СССР существует однопартийная система, имел четкий вывод: потому что вторую партию народ не прокормит.

Таким образом, государственная политика и общественные настроения в современной России создают не слишком много возможностей для свободного развития партийной системы - эта сфера будет и далее подвергаться жесткому регулированию. Вопрос только в степени жесткости.

Билет 39

Наши рекомендации