Основные направления совершенствования политической системы современной России.
Политическая система РФ во всем многообразии ее связей и зависимостей пока что находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечивать неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан РФ. Этому мешают, во-первых, недостаточный опыт деятельности всех компонентов политической системы; во-вторых, невысокая политическая культура граждан РФ и, в-третьих, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с преступными элементами, оказывающими негативное воздействие на политико-правовой климат страны.
Преодоление названных и некоторых других недостатков, присущих политической системе РФ, составляет основную задачу ее дальнейшего развития как необходимого этапа на пути построения правового государства и создания такого политико-правового режима, при котором каждый гражданин мог бы беспрепятственно реализовывать свои политические права, не нарушая прав других граждан и общества в цёлом. При этом можно выделить четыре первоочередных направления дальнейшего совершенствования политической системы:
1) совершенств-е закон-ва, закрепляющего правовой статус компонентов политич. системы;
2) принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры населения;
3) расширение соц. базы полит. партий и общ.объединений и повышение их роли в делах гос-ва;
4) укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы.
В процессе совершенствования законодательства надлежит преодолеть пробелы и ликвидировать противоречия, присущие действующим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, принятым по вопросам организации и деятельности общественных организаций и иных компонентов политической системы РФ. В качестве первоочередной меры в этом направлении предстоит принять ФЗ о политических партиях и трудовых коллективах, которые позволили бы закрепить правовой статус этих важнейших субъектов политических отношений и обеспечить их активное участие в делах общества и государства. С учетом практики действия ФЗ об общественных организациях и о некоммерческих организациях необходимо устранить противоречия между ними и ГК РФ, закрепив действенные правовые средства, препятствующие возникновению ситуаций, когда общественная организация превращается в ширму для ординарной коммерческой деятельности.
Повышение уровня политического и правового сознания населения, граждан РФ является необходимым условием эф-го действия всей полит. системы, ориентированной на максимально полную реализацию политических прав и свобод каждого человека, его активное участие в делах гос-ва и общества. Конечно, эта задача не может решиться в одночасье или за 1-2 года, а требует длительного периода, в течение которого население России должно не только получать основы полит. и правовых знаний, но и на собственном опыте убеждаться в полезности и необходимости активного участия в политической жизни страны, грамотном использовании своих политических прав и свобод.
Для осуществления действенной и целенаправленной деятельности государства, его органов и учреждений по политическому и правовому просвещению населения, надлежащему финансированию этой деятельности фед.исполнит. органам гос-ва надлежит принять спец. целевую программу, определив в ней как конкретные меры, так и непосредственных исполнителей. Особый упор должен быть сделан на вовлечение в деятельность по политическому и правовому просвещению населения средств массовой информации — прессы, радио, телевидения, а также образовательных учреждений.
Политически грамотное население несомненно проявит значительно больший интерес к деятельности политических партий и общественных организаций, чем оно проявляет его в настоящее время. Однако политическим партиям и общественным организациям следует также значительно активизировать свою связь с населением, постоянно и последовательно проводить работу по вовлечению граждан в свои ряды. Без постоянной и прочной связи с населением, массами, не имея в них твердой опоры, ни одна политическая партия не может рассчитывать на сколько-нибудь значимые результаты в борьбе за места в представительных органах государства и иные успехи в политической борьбе с другими партиями и общественными организациями.
Решающее значение в деле совершенствования политической системы РФ имеет деятельность государства по укреплению законности в сфере политических отношений. Без решения этой проблемы и создания прочного правопорядка в стране и политике все иные меры в этой сфере не приведут к ожидаемым результатам. Необходимо прежде всего минимизировать деятельность нелегальных преступных сообществ, устранить их негативное влияние на политико-правовой климат страны. Задача правового государства состоит не только в том, чтобы ему самому не допускать нарушений прав и свобод граждан, не устанавливать легального террора и насилия, но и своевременно пресекать подобные действия со стороны общества, той его части, которая в своих узкоэгоистических целях продолжает террор и насилие на нелегальной основе.
Другим важнейшим направлением укрепления законности в политической сфере является деятельность государства по борьбе с правонарушениями, совершаемыми государственными служащими. Дело не только в том, что без решения этой проблемы нельзя будет сколько-нибудь успешно бороться с организованной преступностью. Власть, не уважающая и не соблюдающая собственные законы, никогда не сможет построить правового государства и привлечь на свою сторону большую часть населения страны, сделать его активным проводником политики государства.