Основные направления совершенствования денежной системы России

Рассмотрев основные тенденции, связанные с денежной системой России мы можем сделать некоторые выводы и рассмотреть перспективы её развития. Правительством РФ был одобрен проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год. Банк РФ в предстоящий 3-х летний период сбережет последовательность реализуемых основ денежно-кредитной политики и задумывает к 2015 году окончить переход к режиму таргетирования стагнации экономики.

В рамках предоставленного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики считается обеспечение расценочный устойчивости, т.е. имеется поддержание прочно невысоких темпов подъема расценок. Денежно-кредитная политика нацелена на контроль над стагнацией экономики, станет содействовать достижению наиболее эффективных финансовых целей, таких как обеспечение условий для стабильного и сбалансированного финансового подъема и поддержание денежной устойчивости.

Осуществление денежно-кредитной политики Банка РФ подразумевает введение целевого значения конфигурации индекса потребительских расценок. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банка РФ ставится задача понижения темпов прироста потребительских расценок в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%. Решения в области денежно-кредитной политики Банк России продолжит воспринимать, как правило, на ежемесячной основе. Станет предусматриваться, что действие мер политики на экономику распределено во времени. В базе решений станут лежать мониторинги стагнации экономики и оценки возможностей финансового подъема, а еще динамика инфляционных ожиданий и индивидуальности трансмиссионного приспособления денежно-кредитной политики.

Критика рисков для заслуги цели стагнации экономики подключает анализ причин как со стороны совместного спроса и предписания, имеющих коротко- и среднесрочный характер действия на инфляционные процессы, так и со стороны валютного предписания, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.

Осуществление денежно-кредитной политики станет база на управлении процентными ставками валютного рынка с помощью приборов предоставления и изъятия ликвидности. Конфигурации краткосрочных рыночных ставок вследствие пересмотра Банком РФ ставок схоже собственным инструментам внедрения остальных мер денежно-кредитного регулирования воздействуют через разные каналы трансмиссионного приспособления на средне- и долговременные процентные ставки и в окончательном результате на степень деловой энергичности и инфляционное влияние в экономике. Таковым образом, процентная политика станет играть главную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики. Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, нацеленных на улучшение системы инструментов, а еще на поднятие эластичности денежного курса рубля, была достигнута крупная регулируемость процентными ставками валютного рынка.

В среднесрочной возможности принципиальной стратегической задачей станет выстраивание наиболее действующего трансмиссионного приспособления денежно-кредитной политики, а еще поднятие доверия к Банку РФ как органу, отвечающему за ценовую устойчивость, что создаст базу для лучшего управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики. В целях предстоящего увеличения действенности процентной политики Банк РФ в грядущий 3-х летний период продолжит равномерно усиливать упругость приспособления курс образования и к 2015 году подразумевает выполнить переход к плавающему денежному курсу, отказавшись от применения связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Поэтому, в рамках предоставленного режима прочерчивание постоянных денежных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля станет прекращено.

Одной из главных задач Банка РФ в среднесрочной возможности будет оставаться обеспечение денежной устойчивости. Банковская система считается главным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, экономическая устойчивость выступает нужным условием обычного функционирования трансмиссионного приспособления денежно-кредитной политики. При этом от степени стойкости и отдачи работы системы денежного посредничества зависит не только исполнение основной цели денежно-кредитной политики приводя к поддержанию ценовой устойчивости, но и положение всеобщего макроэкономического баланса.

Банк РФ станет возобновлять улучшать приборы прогноза системы денежного посредничества (в том числе неизменный анализ перемещения расценок на рынках активов, веяний в динамике валютных аппаратов и кредитной энергичности), чтоб при возникновении опасности денежной устойчивости иметь возможность действенно принять надлежащие меры в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и наблюдения.

Удачливость реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом станет складываться отдачей решения задач по развитию инфраструктуры денежных рынков и расширению их емкости. Одним из принципиальных направлений деятельности Банка РФ остается помощь развитию рынка производных денежных приборов, дающего субъектам экономики способности хеджированию курсового и процентного рисков, сразу с формированием передовых устройств регулировки и наблюдения за рисками кредитных организаций на отмеченных секторах денежного рынка. Банк РФ еще продолжит уделять внимание совершенствованию государственной платежной системы, действенная служба которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, считается нужным условием увеличения действенности мер денежно-кредитного регулирования и становления внутреннего денежного рынка.

Принципиальное значение с точки зрения удачливости реализации единичной государственной денежно-кредитной политики владеет координация усилий Банка РФ и Правительства Российской Федерации. Высочайшая степень воздействия регулируемых расценок и тарифов на темпы подъема потребительских расценок объясняет необходимость принятия решений о их индексации с учетом целевых ориентиров стагнации экономики. Действенность денежно-кредитной политики еще во многом находится в зависимости от состояния муниципальных финансов.

Методичное прочерчивание экономной политики, направленной на постепенное ограничение нефтегазового недостатка бюджета и снабжение долгосрочной сбалансированности и стойкости экономной системы, будет вносить положительный взнос в поддержание денежной и единой макроэкономической устойчивости, создавая, таковым образом, подходящие условия для финансового подъема и заслуги целей денежно-кредитной политики.

Банк РФ продолжит увеличивать практику постоянного объяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приносить оценки макроэкономической ситуации, послужившие базой для его решений. Формирование информационного взаимодействия Банка РФ с обществом станет содействовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для снабжения доверия финансовых агентов к Банку РФ и проводимой денежно-кредитной политике. Финансовые процессы в мире развиваются в условиях нестабильной массовой денежной конъюнктуры, характеризующейся высочайшим уровнем неприятия рисков инвесторами, нередкими движениями потоков капитала между более и наименее рисковыми секторами денежного рынка, значимой и временами возрастающей волатильностью расценок на активы и биржевые продукты, курсов валют. Это вносит неопределенность в оценки возможностей становления внешних критерий функционирования экономики и денежного рынка. В рамках мониторингов МВФ и остальных интернациональных организаций, допускающих небольшое поднятие темпов подъема вселенской экономики в 2013 году, возможно небольшое ускорение финансового подъема в государствах - главных торговых партнерах РФ с сохранением подобной тенденции в 2014 - 2015 годах.

Согласно мониторингу МВФ, темп прироста производства продуктов и услуг в мире возрастет с 3,3% в 2012 году до 3,6% в 2014 году. Опираясь на данные по мониторингам, в 2014году продолжится понижение инфляции в зарубежных государствах, включая главных торговых партнеров РФ. Не ожидается ее ускорение и в 2014 - 2015 годах. Прогнозируемое поднятие деловой энергичности в мире поддержит сложившийся степень употребления нефти и остальных продуктов экспорта, что ослабляет опасности смещения в худшую сторону платежного равновесия государства. Главные процентные ставки в ведущих экономиках в 2015 году останутся невысокими, что станет содействовать формированию критерий для притока денежных средств в отечественную экономику. Перемещение трансграничных потоков денежных средств будет зависеть от состояния зарубежных денежных систем и конъюнктуры крупного денежного рынка, настроений глобальных инвесторов. Сохранятся риски оттока денежных средств. Банк РФ рассмотрел 3 варианта критерий проведения денежно-кредитной политики в 2013 - 2015 годах, один из каких соответствует мониторингу Правительства РФ.

В базу сценариев положена разная динамика расценок на нефть. В рамках главного варианта Банк РФ подразумевает понижение в 2013 году среднегодовой расценки на отечественную нефть вида «Юралс» на крупном рынке по 73 долларов США за баррель. В этих условиях в 2013 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут сократиться на 0,4%, инвестиции в основной капитал - на 2,1%. Снижение ВВП может составить 0,4%. В рамках второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, вложенный в базу исследования характеристик федерального бюджета на 2013 - 2015 годы. Ожидается, что в 2013 году стоимость на отечественную нефть имеет возможность собрать 97 долларов США за баррель. Этот вариант отображает формирование экономики в критериях реализации функциональной государственной политики, направленной на усовершенствование вкладывательного климата, поднятие конкурентоспособности и отдачи бизнеса, на побуждение финансового подъема и модернизации, а еще на поднятие отдачи затрат бюджета.

Согласно данному варианту, в 2013 году повышение настоящих располагаемых валютных заработков народонаселения прогнозируется на уровне 3,7%. Размер вложений в основной капитал может подняться на 7,2%. В данных критериях размер ВВП может возрасти на 3,7%. В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2013 году цены на нефть сорта «Юралс» до 121 доллара США за баррель. В критериях роста заработок от экспорта российских продуктов в 2013 году предполагается поднятие активности вложений.

Темп прироста вложений в основной капитал может ускориться до 7,6%, реальных располагаемых валютных заработков народонаселения - до 4%. Повышение размера ВВП ожидается на уровне 4%. В 2014 - 2015 годах прирост объема ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить 2 - 5%. В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7 - 5,7% в 2013 году, 3,6 - 4,6% в 2014 и 2015 годах.

Подсчеты согласно валютной программе на 2013 - 2015 годы проведены исходя из характеристик спроса на средства, соответственных целевым ориентирам инфляции, прогнозной динамике ВВП и остальных макроэкономических характеристик, а также мониторинга платежного равновесия и характеристик плана федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9 - 18%, в 2014 и 2015 годах - 14 - 19% в год. Банк РФ спроектировал 3 варианта валютной программы. 2-ой вариант программы основывается на макроэкономических признаках, принятых на вооружение при формировании плана федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Темп прироста валютной базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам стагнации экономики и оценкам динамики финансового подъема, имеет возможность собрать вариантам программы в 2015 году 7 - 14%, в 2015 - 2016 годах - 11 - 14% ежегодно. В условиях увеличения эластичности курсовой политики ожидается градационный переход к формированию денежного предложенияния в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка РФ при понижении воздействия динамики чистых международных резервов (ЧМР). При этом огромное значение для воплощения денежно-кредитной политики будут иметь показатели выполнения федерального бюджета и меры, нацеленные на поднятие равномерности расходования бюджетных средств. В грядущий период в рамках экономной стратегии РФ намечается переход к новоиспеченым основам экономной политики. В соответствии с бюджетными правилами размер затрат федерального бюджета будет формироваться исходя из базисной расценки на нефть, что предполагает ограничение затрат с отношению к ВВП в 2013 - 2015 годах.

В случае превышения нефтяными ценами запланированного значения дополнительные финансы будут направляться на пополнение Резервного фонда. Предполагается, что отмеченные меры станут содействовать лимитированию денежного предложения и тем самым - достижению целевых ориентиров стагнации экономики. Указанный механизм имеет возможность стать одним из причин хранения структурного недостатка банковской ликвидности в среднесрочной перспективе. Банк РФ будет учитывать эти причины при проведении операций денежно-кредитного регулирования. В согласовании с бюджетными проектировками в грядущий 3-х летний период ожидается, что федерационный бюджет будет сформирован с неким недостатком. Намечается, что в среднесрочной перспективе его финансирование станет исполняться в большей степени за счет муниципальных заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить останки средств Резервного фонда в 2013 - 2015 годах. В главном варианте валютной программы ожидается подъем чистого кредита федеральному правительству, в рамках второго и третьего вариантов - его понижение, обусловленное в основном намечаемым скоплением средств на счетах суверенных фондов. (приложение 3).

Основные направления совершенствования денежной системы России - student2.ru

Прогноз показателей денежной программы на 2013-2015 годы (млр.рублей) Отмеченные условия будут предопределять воздействие экономного канала на создание валютного предписания. При этом предполагается подъем валового кредита банкам в 2013 году согласно первому и второму вариантам, в 2014 - 2015 годах.

В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария значимого понижения средних глобальных расценок на нефть в 2013 году предполагается уменьшение ЧМР , сопоставлению с предшествующим годом на 0,7 трлн. руб., в 2014 году - на 0,2 трлн. руб., в 2015 году - на 0,7 трлн. руб.. Для обеспечения подъема денежной базы, соответствующего характеристикам предоставленного варианта программы, необходимо повышение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2015 году.

Понижение расценок на нефть ниже значения, закладываемого в плане бюджета на 2013 - 2015 годы, объясняет поднятие уязвимости бюджета к разным шокам. Недостаток федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2015 году имеет возможность собрать 3 - 4% ВВП. Но в 2014 - 2015 годах может быть уменьшение затрат федерального бюджета на величину условно одобренных затрат, что имеет возможность привести к понижению бюджетного дефицита. В случае становления кризисных тенденций в массовой экономике условия заимствований как на внутренних, так и на внешних долговых рынках имеют все шансы существенно усугубиться, что никак не дозволит притянуть средства в нужных размерах на применимых критериях.

В согласовании с планом федерального бюджета при недостаточности нефтегазовых заработков в случае, если прогнозная стоимость станет ниже базисной, на покрытие дефицита федерального бюджета возможно станет применять средства Резервного фонда. В первом варианте программы ожидается повышение размера чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2014 годах на 0,5 трлн. руб. раз в год, в 2015 году - на 0,4 трлн. руб. Исходя из расчетам по программе, при реализации предоставленного сценария в 2013 - 2015 годах прирост чистого кредита банкам может собрать 0,8 - 1,3 трлн. руб. в год за счет активизации операций Банка РФ по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В этих критериях к концу 2015 года размер валового кредита банкам может собрать порядка 60% от размера денежной базы. Во втором варианте денежной программы ожидается небольшая динамика глобальных расценок на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям мониторинга платежного равновесия прирост ЧМР составит в 2013 году 0,8 трлн. руб., в 2014 году - 0,7 трлн. руб., а в 2015 году - 0,4 трлн. руб. По расчетам, в 2013 - 2015 годах подтвержденный прирост ЧМР необходимо будет увеличить повышением ЧВА с учетом динамики валютной базы.

Исходя из предусматриваемого в согласовании с планом федерального бюджета уменьшения недостатка федерального бюджета в осматриваемый период и воплощения его финансирования в главном за счет немонетарных источников размер чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2014 годах, согласно оценки, понизится на 0,6 трлн. руб. ежегодно, в 2015 году - на 0,8 трлн. руб. При этом главным каналом роста ЧВА в 2013 - 2015 годах, как и в главном варианте, станет прирост чистого кредита банкам (на 0,6 - 1,4 трлн. руб. в год), который будет обеспечен в значимой мере за счет увеличения валового кредита банкам.

В согласовании с 3 вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии больших расценок на нефть, прогнозируемое повышение ЧМР в 2013 году составит 3,2 трлн. руб., в 2014 году - 3,0 трлн. руб., в 2015 году - 2,5 трлн. руб. При этом в согласовании с расцениваемой динамикой денежной базы в отмеченные годы прогнозируется понижение ЧВА. С учетом допускаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и наиболее значимого подъема ВВП склонно к этому варианту разрешено ждать наиболее существенное, нежели второму варианту, повышение остатков средств на экономных счетах в Банке РФ, что соответствует понижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2015 годах на 1,5 - 1,6 трлн. руб. в год.

Размеры муниципальных заимствований в данном случае могут быть ниже заложенных в экономных проектировках. При этом в 2015 году величина Резервного фонда имеет возможность перевалить нормативное значение 7% ВВП. С учетом допускаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и наиболее значимого подъема ВВП с этим вариантом можно ждать наиболее существенное, чем со вторым, повышение остатков средств на бюджетных счетах в Банке РФ, что соответствует понижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2015 годах на 1,5 - 1,6 трлн. руб. в год. Размеры муниципальных заимствований в данном случае могут быть ниже заложенных в экономных проектировках. При этом в 2015 году величина

Резервного фонда может пересечь нормативное значение 7% ВВП. Главными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014 - 2015 годов станут предстоящие ограничение прямого вмешательства Банка РФ в устройство курсообразования и создание критерий для перехода к режиму плавающего денежного курса к 2015 году. В 2013 и 2014 годах Банк РФ продолжит исполнять курсовую политику, не мешая формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных деянием базовых макроэкономических причин, и не ставя каких-либо зафиксированных ограничений на уровень курса государственной валюты. При этом в движение предоставленного периода Банк РФ будет исполнять поднятие эластичности курсообразования равномерно, амортизируя процесс привыкания соучастников рынка к колебаниям денежного курса, вызванным наружными шоками.

После перехода к режиму плавающего денежного курса Банк РФ подразумевает отрешиться от применения операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями денежного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк РФ допускает вероятность проведения интервенций на внутреннем денежном рынке, размеры каких станут складываться с учетом конъюнктуры денежного рынка. Поднятие эластичности курсо-образования приведет к увеличению значительности для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных причин, в том числе трансграничных потоков капитала. Капитальные потоки могут быть подвержены внезапным колебаниям вслед за конфигурацией настроений участников российского и глобальных денежных рынков и с трудом поддаются моделированию. Следствием данного, а еще итогом отказа от применения курсовых операционных ориентиров будет подъем неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной возможности. В этих критериях возрастет смысл управления курсовым риском финансовыми представителями как в настоящем, так и в финансовом секторе.

Формирование и использование системы инструментов Банка РФ в грядущий 3-х летний период будут ориентированы на приобретение целей денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования стагнации экономики, а еще на обеспечение денежной устойчивости, бесперебойного функционирования платежной системы Банка РФ и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка. Система инструментов продолжит учитывать индивидуальности взаимодействия

Банка РФ с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного преспособления денежно-кредитной политики и положение денежного рынка. Основа работающей системы инструментов денежно-кредитной политики - коридор процентных ставок Банка РФ в осматриваемый период сохранится, при данном Банк РФ рассмотрит вероятность его сужения в целях увеличения действенности процентной политики. В качестве инструментов, обеспечивающих пребывание короткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, станут использоваться депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) неизменного деяния на срок 1 день.

Однодневные сделки денежный своп и намечаемые к внедрению в систему инструментов Банка РФ сделки своп с драгоценными сплавами станут употребляться Банком РФ как дополнительные инструменты, увеличивающие твердость верхней границы процентного коридора в критериях выхода в свет показателей недочета обычного снабжения у кредитных организаций. В целях приближения короткосрочных процентных ставок денежного рынка к центральной части процентного коридора Банк РФ продолжит исполнять операции на раскрытом рынке - ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы - сроком на 1 неделю с значением лимитов предоставления либо изъятия средств на базе сводного мониторинга ликвидности банковского сектора. При данном мониторинге аукционов РЕПО на срок 1 день продолжится до тех времен, пока данный аппарат, согласно оценкам Банка РФ, будет нужен для лимитирования волатильности рыночных ставок.

Политика Банка РФ согласно формированию списка активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности, и установлению поправочных коэффициентов, применяемых для исправления его цены, будет перемещать контрциклический характер с учетом задачи снабжения доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций. Использование инструментов рефинансирования на сроки выше 1 недели будет ориентировано в большей степени на поддержание финансовой устойчивости. В целях лимитирования воздействия этих операций на соответственный сектор кривой рыночных процентных ставок и недопущения преломления сигналов процентной политики Банк РФ рассмотрит необходимость перехода к их претворению в жизнь к плавающей ставке. В данном случае не исключается добавление системы инструментов Банка РФ сделками своп с заграничной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию на данные сроки. В взаимосвязи с допускаемым подъемом размеров операций рефинансирования в целях предоставления кредитным организациям способностей к управлению портфелями ценных бумаг, главная часть каких уже реализована Банком РФ также, как и сделки РЕПО, планируется привнести конфигурации в технологию проведения операций РЕПО на срок более 1 дня.

Ожидается в 2015 году предоставить банкам преимущество исполнять оперативную замену ценных бумаг, проданных Банку РФ подобно сделкам РЕПО, на остальные ценные бумаги из Ломбардного перечня Банка РФ в отсутствии перезаключения сделки. В целях предоставления кредитным организациям большей эластичности в управлении обеспечением операций рефинансирования и своими счетами в Банке РФ намечается увеличить практику предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, входящих в Ломбардный перечень Банка РФ, так и других активов. Банк РФ еще продолжит внедрение нормативов обязательных запасов в качестве инструмента денежно-кредитной политики, принимая решения об их изменении в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности банковского сектора. Беря во внимание позитивный эксперимент внедрения преспособления усреднения обязательных запасов, Банк РФ рассмотрит вероятность предстоящего увеличения коэффициента усреднения. Кроме работы над совершенствованием своей системы инструментов Банк РФ дает большое значение взаимодействию с муниципальными органами по вопросам реализации денежно-кредитной политики и становления денежных рынков. Будет продолжено сотрудничество с Минфином РФ и Федеральным казначейством по вопросу становления приспособления, размещения временно свободных средств бюджета в банковском секторе, задачей которого считается минимизация сезонного действия экономических потоков на размер ликвидности банковского сектора.

Заключение

В данной работе были рассмотрены правовые основы ЦБ РФ, его функции и организационную структуру. Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы.

Главной целью деятельности ЦБ РФ является сдерживание инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты. В связи с этим ежегодно Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др.

Свои функции Банк России реализует посредством своих операций, которые делятся на пассивные и активные. К пассивам Банка России относятся: эмиссия банкнот и монет; депозиты; обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.

Денежное обращение в России, нуждается в оздоровлении, для обеспечения реального экономического подъема.

В данной работе удалось определить, что денежная система в настоящее время представлена многообразием элементов. Специфика денежной системы России проявляется в организации денежной системы посредством эмиссии денег. Мы выяснили, что возлагаемое на Банк России регулирование денежного обращения, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Так же определили направления совершенствования денежного надзора и контроля. Особенностями современной денежной системы являются: отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (государственные ценные бумаги в этом случае являются эмиссионным обеспечением); переход к неразменным на золото кредитным деньгам; преобладание безналичного оборота; усиление государственного регулирования денежного обращения. Наметили перспективы развития денежной системы Российской Федерации.

Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.

Библиографический список.

1) Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов // Вестник Банка России -2011. - № 65. Основные

2) направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов // Вестник Банка России -2012. - № 66.

3) Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы: монография — М.: КНОРУС, 2013.

4) Банк России: организация деятельности / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова; Центр. Банк РФ, Моск. банк. шк.. - М. : Издат.-Консалтинговая Компания «ДеКа», 2010. - 704 с.

5) Букато В. И., Лапидус М. X. Финансово-кредитный механизм и банковские операции. - М.: Финансы, 2014.

6) Головнин М.Ю. Развитие денежно-кредитной сферы в трансформационный период: Россия и страны Центральной и Восточной Европы. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

7) Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2013.

8) Ларцев М.И. Денежно-кредитная политика развитых стран: современные направления развития. XXIII Международные Плехановские чтения. Тезисы докладов аспирантов, докторантов и научных работников. - М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 2014.

9) Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2013.

10) Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. - М.: ИНФРА-М, 2014.

11) Парусимова Н.И., Зверьков А.И. История денежно-кредитной системы России. – М.: Наука, 2013.

12) Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Под ред. О.Ю.Свиридова. – М.: МАрТ, 2012.

13) Экономическая теория: учебник / Под ред. Камаева В.Д., Лобачевой Е.Н. – М.: Юрайт-Издат, 2012.

14) Алиев А. Национальная платежная система как основа для контроля денежного оборота // Экономист. – 2014.

15) Андрюшин С. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального кризиса / С.Андрюшин, В.Кузнецова // Вопросы экономики. - 2013.

16) Андрюшин С. Приоритеты денежно-кредитной политики центральных банков в новых условиях / С.Андрюшин, В.Кузнецова // Вопросы экономики. - 2012.

17) Воронина В.Г., Надоршин Е.Р. Валютная политика Центрального Банка: степень вмешательства в процесс курсообразования и последствия для экономики. //

18) Экономический журнал ВШЭ - 2013.

19) Гаврилова В.Е. Эволюция функций денег в современных условиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2012.

Наши рекомендации