Под политической системой общества принято понимать совокупность упорядоченных институтов и норм, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система имеет ряд характерных черт (признаков):

1) Посредством нее осуществляется политическая власть;

2) Она зависит от уровня развития общества, существующего полит. режима, социально-экономической структуры общества;

3) Обладает относительной самостоятельностью.

Любая, в том числе соц. система имеет свое внутреннее строение – структуру. Исследовав структуру политической системы общества можно выделить четыре среза (уровня), раскрывающих ее внутреннее строение: институциональный, регулятивный, духовный и коммуникативный.

Институциональный срез (уровень, подсистема) политической системы представляет собой совокупность организационно оформленных элементов (институтов), к которым относятся: государство, политические партии, местное самоуправление, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации.

Вместе с такими институтами, как государство, политические партии, общественные объединения, существуют и институты местного самоуправления и СМИ.

Самоуправление- это одна система, в которой управляющий и управляемый субъекты сочетаются в одном лице. Рассматривая местное самоуправление как саморегулируемую систему, следует признать, что по отношению к субъектам, не являющимся элементами этой системы, она выступает регулирующей или регулируемой системой. Саморегуляция системы местного самоуправления не исключает воздействия внутри этой системы одного управляющего субъекта на другого управляемого субъекта, но вся особенность этого управления заключается в том, что сами правила и условия управления определяются управляющим и управляемым субъектами совместно, без непосредственного участия государства, и по вопросам управления эти субъекты являются одновременно и управляющими и управляемыми субъектами. Так, например, населением муниципального образования, которым управляют органы местного самоуправления, могут быть использованы обратные формы воздействия на эти органы в виде референдума, выборов, отзыва, требования отчета о своей деятельности и другие, при помощи которых население может изменять формы, условия и содержание управления им этими органами. Однако все это не исключает воздействия органов местного самоуправления на свое население в ином, государственном качестве, то есть когда эти органы осуществляют делегированные им государственные полномочия.

Непременным условием для самоидентификации системы местного самоуправления является наличие у нее своей собственной сферы проявления. Как известно, сфера государственного проявления выражается в правовых нормах. Это значит, что местное самоуправление должно иметь в рамках правовых норм, установленных гос-вом, свою собственную нишу, заполняемую в режиме саморегулирования. Вполне очевидно, что мест. самоупр. не может проявляться вне рамок правового поля гос-ва, но и пределы гос. регулирования обществ. отношений не бесконечны; внедрение государственных правовых норм в те сферы общественной жизни, которые могут поддерживаться в необходимом состоянии на основе саморегулирования, или излишняя детализация правоотношений приведут к «девальвации» правовых норм, устан-х государством.

Касаясь содержательного аспекта местного самоуправления с целью выделения его предмета регулирования, необходимо вновь обратиться к уже упомянутому Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где в статье 6 перечислены предметы ведения местного самоуправления. Но сами по себе направления деятельности местного самоуправления еще не дают ответа на вопрос о том, чем конкретно должны заниматься муниципальные органы власти, например, в сфере образования, здравоохранения, наведения общественного порядка, - ведь решение этих вопросов входит в задачу государства и имеет, соответственно, региональный и федеральный уровень их исполнения. Получается, что эти вопросы находятся в совместной компетенции государственных органов и органов местного самоуправления. Более того, даже такие направления деятельности, как комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки его территории и другие, которые имеют строго территориальный, местный колорит, не могут находиться вне государственных интересов, поскольку касаются правового положения и условий жизни людей.

Однако нельзя отрицать, что в любом демократическом государстве наряду с государственными интересами существуют отдельные, самостоятельные интересы общества. В данном случае интересы населения - это интересы части общества, объединенные территорией места проживания (города, поселка, района и т.п.). Сопоставляя интересы населения какого-либо муниципального образования и интересы государства, можно найти случаи как совпадения, так и несовпадения этих интересов.

Существование местного самоуправления как особой, негос. власти оправдывается лишь при условии наличия специфич-х, приоритетных по отношению к государственным интересам интересов населения определенной административно-территориальной единицы. Как отмечают в литературе местное самоуправление должно распространяться до тех пределов, пока интересы жителей будут приоритетны перед государственными, и они могут осуществлять непосредственный контроль решений и процессов управления. Все другое - завуалированная форма государственной власти.

Средства массовой информации (СМИ) – многофункциональный соц-полит институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) инф-ции и хар-щийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.

СМИ являются одним из основных инструментов коммуникации (которую можно также понимать в качестве синонима «информации»), в том числе политической коммуникации, под которой понимают «процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой, а также между политической и социальной системами». При этом политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации.

В современных исследованиях политическая коммуникация рассм-ся как важнейший компонент и неотъемлемая составная часть полит. системы общества, которая уст-т связи м/у институтами политической системы. Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. В связи с этим, в частности, К. Дойч рассматривал политическую систему как систему производства и воспроизводства информации по преимуществу. Информация – это структурированные отношения между событиями. Коммуникация - передача таких структурированных отношений. Каналы - пути передачи информации. Коммуникационные процессы имеют ключевое значение для функционирования политических структур, хотя жизнедеятельность последних не сводится к ним.

Таким образом, политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов.

По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения и система политической коммуникации, а следовательно - политическая система как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. Сегодня многие исследователи, рассматривают информацию как «важнейший источник власти». Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы.

«Информатизация» и «медиатизации» социальной жизни и политики фактически означают изменение роли СМИ, которые становятся «системообразующим элементом политики», приобретают в ней новый институциональный статус, постепенно теряя прежнюю роль - просто средства, инструмента. Фактически, в современном обществе происходит своего рода информационный метаболизм, основу которого составляют функциональные информационные системы, то есть динамические, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание динамического равновесия в обществе. Идеологическая сущность таких систем состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоническое единство политической системы и легитимность политического механизма.

Исходя из своего коммуникативного потенциала, СМИ могут быть охарактеризованы как особая подсистема (институт) социально-политического целого, обладающая исключительной важностью: они являются одновременно и пронизывающим все общество каналом информационного обмена, и циркулирующей по этому каналу жидкостью (информацией). В этом отношении их роль подобна роли денег в экономике (универсальные посредники). С др. стороны, они играют активную роль, и в этом отношении м. б. уподоблены политическому действию как таковому.

Учитывая сказанное, СМИ можно рассматривать как элемент политической системы, одновременно, в рамках как институционального, так и коммуникативного среза.

Регулятивный срез (уровень, подсистема) политической системы общества объединяет политические нормы, устанавливающие порядок взаимодействия политических институтов общества.

Большинство политических норм в силу своей значимости носят правовой характер, то есть закреплены в действующих в обществе источниках права. Наиболее важные принципы организации и функционирования политический системы закрепляются в конституции государства.

Так, статья 3 Конституции Российской Федерации предусматривает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 13 Конституции гарантирует политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом.

Духовный срез (уровень, подсистема) политической системы общества включает политическое сознание и политическую культуру, представляющие собой совокупность знаний, представлений о политико-гос. явлениях, а также отношение к полит. власти, ее уважение либо, наоборот, отрицание.

И, наконец, коммуникативный срез (уровень, подсистема) выражается в самих связях м/у вышеперечисл-ми эл-тами: политич. институтами, нормами, политическими сознанием и культурой.

Функции полит. системы, обращенные в большей степени к др.подсистемам общества:

1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны.

2. Политическая система – управляющая система. Она регулирует обществ-е отн-ния, упр-т различными сферами жизнедеят-ти людей в интересах отд. соц. групп или большинства населения.

3. Политическая система обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества.

4. Создание необходимых политич. условий для функционир-я и прогресса экономики (правовое закрепление форм собств-ти на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т.п.).

5. Защита общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутр. и внешних) воздействий.

Наши рекомендации