Структура гражданского общества. Гражданское общество и государство.
Структура- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем (подсистем), отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт ГО, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах. Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
Экономическая система предст-ет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный хар-р носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономич-й системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальное предпринимательство. Отношения распределения, обмена, потребления обществ-го совокупного продукта явл-ся важной составной частью экономич-й системы, хотя они в опр. степени функц-т и в рамках др. системы — социальной.
Политическую систему об-ва составляют целостные саморегулирующиеся эл-ты (орг-ции) — гос-во, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Данные отношения, строго говоря находятся за пределами сферы гражданского общества, вместе с тем, помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественные организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционир-я форм непоср. демократии и др., только рамками политич. системы общества не ограниченные.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, гос-вом и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соотв-щих материализ-х институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), ч/з кот. реал-ся эти отношения.
Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через СМИ. В качестве ее стр. элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Инф-ционные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
При характеристике структуры ГО следует иметь в виду 3 обстоятельства.
Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции). В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнед-ти общ-ного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим закон-вом, что логика развития ГО неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.
ГО не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, ГО и гос-во соединены друг с другом целым рядом стр-х связей, поскольку гос-во, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, т. к. последние ч/з систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения.
В идеале развитое ГО создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов.
Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение м/у различными общ-ными субъектами экономических, соц-х и политич-х функций, сфер деят-ти становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизнен-ным принципом. В ней правовое положение общ-ного субъекта не тож-дественно его социально-экономической роли в ГО, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином гос-ва.
Снимать остроту противоречий между субъектами ГО, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а государство, являющееся верховным арбитром. Без государства ГО не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.
Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) человеческого общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.
Разграничение ГО и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, хар-щий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни с другой.
Государство есть официальное выражение ГО, его политическое бытие. Гражданское общество сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.
Чем больше развито ГО в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности. Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.
Российские государствоведы признают, что в Конституции России заложен не только демократический, но и авторитарный потенциал. Причем оба потенциала могут в одинаковой степени развиваться, имея совершенно равное право на развитие и отражение потребностей рос. общества.
Возникает парадоксальный вывод, согласно кот. совр. этап развития рос. конституционализма связан с выявлением и развитием не столько ее демократического потенциала (особенно в вульгарно-либеральной трактовке понятия демократии), сколько в выявлении ее авторитарного потенциала.
Высказ-ся мнение о том, что, возможно, мы даже запоздали с сегодняшней реформой, выстраивающей единую вертикаль исполнительной власти в России, реформой, которая отражает объективные потребности экономического, политического и социального развития российского общества, на повестке дня которого стоит вопрос о национальной безопасности, решаемый в том числе и через обеспечение государственной безопасности.
Для большинства граждан демократия не стала осознанной необходимостью, не стала понятной каждому на самом глубоком, личностном уровне.
Развитие партийной системы как создание новых центров принятия решений и новых источников идеологии не стабилизирует кризисное напряжение. В первую очередь необходимо обеспечить позитивное взаимодействие публичных ветвей власти (государственной власти и местного самоуправления) и институтов ГО в пределах, обеспеченных реальной ответственностью, как внутри соответствующих институтов, так и перед гражданами (населением) с широкими полномочиями по осуществлению контроля за деят-тью всех, чья власть происходит от народа.
Опыт наиболее развитых стран свидетельствует о том, что становление рынка и первоначальный этап его функционирования никогда не проходили в условиях общественно-политической нестабильности, тем более хаоса и анархии, имеющих место в нашей действит-ти. В такие периоды стремление «навести порядок» объективно требует усиления гос. власти, сопровождающегося введением авторитарных форм правления. И лишь после того, как рынок обретает норм. режим функционир-я, а его субъекты освоили новые правила игры, наблюдалось постепенное смягчение давления власти, адекватное ему возвышение демократич. институтов как основы ГО.
Реформы, осуществленные в России, носят порывистый, переменчивый, незавершенный характер. Актуальным остается мнение М.М. Сперанского, что «история России со времен Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что далее образ нашего правления не имеет никакого определенного виду, и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как возникали».
Вместо эволюционной орг-ции публичного управления - через самоорганизацию снизу, предполагающую индивидуализацию, кооперацию, демократизацию, рационализацию, рос. вариант основан на деиндивидуализации, концентрации, централизации, милитаризации. В основе взаимодействия «человек – об-во» избран вариант - общество для человека, а человек для общества.
Несомненен вывод о том, что традиционной для России является всеохватывающая государственная власть, de facto отождествляемая у нас с империей.
«Империя», созданная народом России, не терпит по отношению к себе квалификаций уничижительных. Она есть высококачественный продукт исторического развития, представляющий властно консолидированный, державно-продвинутый социум, располагающий: а) развитой военно-бюрократической машиной; б) выраженной тенденцией к тем или другим формам ценностного идентитета (мощные единительные духоцентричные идейные комплексы).
Избегать эрозии империи как института позволяет либо поддержание дисциплинарного тонуса общественных связей сверху, либо стимулирование самодеятельного, инициативного поведения населения снизу. В России в основном и преимущественно опробован первый способ, связанный с применением жестких технологий достижения станового единства. Универсальный гарант от смуты, провалов державности, отрабатывающийся непосредствен-но в завоеваниях, складывается в виде абсолютизма, военно-монархического, бюрократического централизма.
Вышеперечисленное приводит к парадоксальному выводу, что перспективы ГО России необходимо связывать с укреплением ее государственности. Именно государство обеспечит целостность России. Речь идет о том, чтобы рос. гос-сть сделать цивилизованно эффективной.
Русской идеей в современной транскрипции является не решенная в отечественной истории гармонизация, взаимодействие человека (народа) и власти (государства) в рамках нации.