Сущность государства. Государство и общество.

Сущность государства – это главное в нём, определяющее его назначение и функционирование. Многие учёные склонны связывать сущность государства с принадлежностью и осуществлением государственной власти. Такое видение сущности государства раскрывается в рамках двух подходов: классового и общесоциального.

Классовый подход к определению сущности государства традиционно связывается с марксистской теорией, усматривающей принадлежность политической власти господствующему классу, который осуществляет её, опираясь на силу и принуждение. Классовая сущность обычно предписывается недемократическим, диктаторским государствам.

Общесоц. подход к определению сущности государства исходит из того, что первоисточником власти является народ, осуществляющий её в интересах большинства. В развитых демократических странах существование государства связано не столько с классовой борьбой, сколько с обще-социальными потребностями и интересами, что предполагает созидательное сотрудничество разных сил. Такое государство направляет свою деятельность на обеспечение социального компромисса.

Анализ сущности государства требует учёта обоих подходов.

Независимо от того, какой сущностью обладает государство, ему принадлежат особые признаками, позволяющие отличать его от других социальных институтов, таких как политические партии, профессиональные союзы, корпорации и др.

Государство и общество в их соотношении. Общество, понимается в широком смысле (совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей) или узком смысле (определенная форма социальных отношений, тип социальной системы). Государство понимается в широком смысле как форма организации человеческого общества, как союз людей на определенной территории под началом верховной власти. В узком смысле – это суверенная организация политической власти на определенной территории. Если государство понимать в широком смысле, то оно совпадает с обществом по объему. Понимаемое в узком смысле, государство уже общества, т.к. последнее включает иные социальные и политические организации – политические партии, общественно-политические движения, местное самоуправление и органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, церковь, профсоюзы и т.д.

1. С точки зрения хронологии государство возникло позже общества, на определенной ступени его развития. Первобытное общество не имеет государственной формы организации.

2. Государство занимает особое, центральное положение в обществе, определяет социально-политический режим, содержание общественной жизни.

3. Государство есть служебная по отношению к обществу организация, его социальное назначение в первую очередь – реализация общезначимых социальных интересов; во вторую очередь государство должно умеривать, урегулировать конфликты между различными социальными группами, классами в обществе, находить разумный баланс их интересов (здесь возможны методы согласования и сотрудничества и методы принуждения, насилия). Государство также призвано обеспечивать условия для развития человеческой личности. В любом случае государство призвано служить обществу в целом, социальным группам и личности, обеспечивать условия для социального воспроизводства, обновления и развития общества; но не наоборот – личность и общество для государства. В случае, если государство превращается в хозяина общества, оно играет разрушительную роль и общество тормозится в развитии и даже может совсем исчезнуть с исторической арены.

4. Однажды возникнув, общество уже не может отказаться от гос. организации, представляется, что гос-во будет существовать столько, сколько и человеческое общество. Однако взаимодействие общества и государства весьма сложно и отличается в разные периоды истории. Общество же стремится выработать различные модели, оптимизирующие взаимоотношения с государством.

5. С момента возникновения государство противопоставляет себя обществу, становится над ним и охватывает его целиком. В результате Реформации и буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке общество освобождается от опеки государства и противопоставляет себя ему. Так возникает западное гражданское общество. Государству тогда была отведена роль «ночного сторожа», охранника собственности. Однако слабое государство не может обеспечить условия для эффективного развития общества. Последовавшее усиление государства влечет появление полицейских государств, подавление гражданского общества. Концепция правового государства в значительной мере решает проблему соотношения общества и государства. Если общество гражданское, то государство – правовое. Модель социального государства является следующим шагом на пути сотрудничества общества и государства.



Наши рекомендации