ТЕМА 2: «Общество. Государство. Происхождение государства. Типология государств».

ГОСУДАРСТВО.

ТЕМА 1.

I.Понятие науки теории государства и права.

II.Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

III.Методология ТГП.

IV.ТГП как учебная дисциплина.

I

ТГП - общетеоретическая, юридическая наука, представляющая собой систему знаний о государстве и праве как общественных институтах, явлениях цивилизации и культуры, а также об их взаимодействии с другими социальными явлениями.

ПРИЗНАКИ ТГП:

1. Является универсальной юридической наукой, т.к. основана как на общефилософских, экономических, политических знаниях, так и на конкретных юридических знаниях. Является одновременно абстрактной, обобщающей наукой и в то же время исследует конкретные общественные явления, формирует конкретные юридические понятия и конструкции.

2. ТГП является фундаментальной наукой, она является основой для других юридических наук, поскольку формирует необходимую методологическую базу, общие понятия и принципы, которые используются отраслевыми юридическими науками.

ПРЕДМЕТ ТГП исследует:

1 Государство и право как соц. явление, их сущность и место в обществе.

2 Основные ценности государства и права.

3 Принципы и закономерности, существование и развитие государства и права.

4 Основные категории, понятия, юридические конструкции государства и права.

ФУНКЦИИ ТГП:

1 Гносеологическая (познавательная) - освоение информации, выявление истинны, добывание знаний.

2 Методологическая– функция основы для отраслевых юридических наук. ТГП формирует общие знания, понятия, юридические конструкции, на которых основываются отраслевые юридические науки, т.е. создает для них методологическую базу.

Например, в рамках теории государства и права разрабатываются понятия правового регулирования, методы, способы регулирования, стадии правового регулирования, а отраслевые юридические науки уже используют это понятие применительно к своей сфере (гражданско-правовое регулирование, уголовно-правовое регулирование, административно-правовое регулирование).

3 Прогностическая – функция прогнозов, событий, явлений, закономерностей будущего развития государства и права.

4 Политика управленческая функция-выработка рекомендаций для органов государственной власти, выработка идей и управленческих решений для практической деятельности органов государственной власти.

5 Идеологическая – юридические знания, формируемые ТГП, несут в себе, в том числе, утверждение гуманистических и патриотических начал. Существование и развитие общества, направлены на формирование высокого уровня правосознания.

II

ТГП является гуманитарной наукой, входит в систему гуманитарных наук и взаимодействует с философией, экономикой, политологией, социологией, историей, психологией и другими гуманитарными науками.

Особое место занимает наука философия, поскольку выработанные ей знания, категории и понятия лежат в основе и используются другими гуманитарными науками, в том числе ТГП.

Экономика – наука об отношения хозяйствования, отношения производства, обмена, распределения и потребления. Экономика изучает сущность, закономерности развития данных отношений, а также возможность управления и регулирования экономических отношений. А ТГП изучает государство и право, институты призванные регулировать и управлять, в том числе, экономическими отношениями.

Самостоятельно!!! Соотношение ТГП и других гуманитарных наук!

ТГП - юридическая наука!!!

Система юридических наук включает в себя:

1. Историко-теоретические науки: ТГП, история государства и права, история политических и правовых учений.

2. Отраслевые юридические науки: гражданское, уголовное, процессуальное, административное, конституционное, земельное, трудовое право и т.д.

3. Прикладные науки: юридическая психология, криминалистика, криминология, судебная медицина.

4. Международно-правовые науки: международное (публичное) право и международное частное право.

Также следует отметить, что у историко-юридических наук и ТГП схожий предмет, только юридические науки изучают конкретно исторические условия и факты, а ТГП – закономерности развития и сущность государства и права.

III

Методология юридических наук рассматривает условия и формы научного познания государства и права, разрабатывает принципы и методы научных исследований в области юриспруденции.

Методы юридической науки – приемы, средства и способы получения объективных данных, достоверных знаний о юридической действительности, о государстве и праве.

МЕТОДЫ ТГП делятся на:

- общенаучные

- частнонаучные (специальные)

Общенаучные – это методы, которые применяются большинством наук:

· диалектический метод - основывается на рассмотрении предмета (объекта научного познания) в его развитии и в связи с другими предметами.

Например, государство, как объект теоретического познания. Зарождение и формирование государства с одной стороны, с другой стороны - анализ его взаимосвязей и взаимодействия и с другими социальными явлениями и институтами (этнос, нация, политическая партия, трудовые коллективы, экономические сообщества и т.д.)

· исторический метод-анализ развития объекта.

· методы дедукции и индукции. Восхождение от абстрактного к конкретному и восхождение от конкретного к абстрактному.

· системный метод – изучение объектов исследования, то, из чего состоит объект, как эти элементы взаимодействуют между собой.

Например, применительно к государству. Система государства – это система государственных органов, государство состоит из государственных органов.

Частнонаучные (специальные) – это методы, присущие именно юридическим наукам и ТГП:

· специально юридический метод – исследование с применением специальных юридических категорий, понятий, конструкций. Изучение источников права (нормативно-правовых актов, судебных прецедентов и т.д.)

· сравнительного правоведения – заключается в анализе различных государственно-правовых систем, в сопоставлении и сравнении их между собой.

· метод государственного и правового моделирования - создание на основе имеющихся юридических знаний новых правовых конструкций и моделей.

IV

ТГП – учебная дисциплина, основывающаяся на научных знания о государстве и праве, вырабатывающая и излагающая в системном и доступном виде (в виде учебного курса) основные знания государства и права.

ТГП как учебная дисциплина (ПРИЗНАКИ):

1. Основывается на научных знаниях, на теории государства и права как науки.

2. Не вырабатывает новых научных знаний, а формирует научный курс для его изложения обучающимся.

3. Методологически базовая учебная дисциплина, она призвана, с одной стороны, подготовить обучающихся к изучению других юридических дисциплин (отраслевых в первую очередь), с другой стороны – имеет достаточно высокий уровень теоретической абстракции, для обобщения и систематизации получаемых знаний, в том числе и отраслевых. Потому ТГП выступает и как итоговая учебная дисциплина.

4. Основывается на особых учебных методиках преподавания, связана со специальными средствами системного и доступного изложения материала.

5. ТГП как учебная дисциплина делится на две части: теорию государства и теорию права. Это деление условно, поскольку государство и право – это взаимодействующие и неразрывно связанные между собой общественные институты. Но в целях учебного курса сначала анализируются понятие государства, государственной власти, органов государства, механизма государства, государственного управления, а затем изучается право, понятие права, правоотношение, правовое регулирование, правовое поведение, система права, правовые системы и т.д.

Виды обществ.

Классификация общественных систем может осуществляться на основе различных методологических подходов и критериев

Наиболее общим является деление обществ на первобытные и цивилизационные. В свою очередь первобытные общества подразделяются на патриархальные и матриархальные, на общества с присваивающей или производящей экономикой. Среди цивилизационных можно выделить неразвитые общества с несформировавшимися еще социально-экономическими и политическими институтами, низким уровнем жизни населения и общества. Развитые, т.е. уже достигшие высокой степени структурированности, системного уровня развития экономики, обеспечение гарантий благополучия и саморазвития. В процессе эволюционного развития формационной общественной системы, характеризующиеся определенной стабильностью социально образующих отношений, а в ходе революционного изменения общественных отношений складываются общества переходного типа.

С позиций марксистской теории, где основным критерием считается способ производства, различают первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую формации.

Цивилизационный подход (А.Дж. Тойнби) на основе «социо-культурного» критерия предполагает существование 21 цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная и д.р.)

При всем многообразии общественных систем, противоречивости и неравномерности их развития следует выделить три компонента, присущих любому человеческому обществу с момента возникновения: власть, управление, регулирование.

Дополнение.

Догосударственное общество.

Развитие догосударственного общества занимает длительный исторический период, который по существу начинается со времени появления среди людей социального регулирования и управления.

Управление - целенаправленное, властное воздействие.

Род – группа людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, коллективным трудом и уравнительным распределением.

Высшим органом управления в родовой общине выступает общее собрание всех членов рода, т.е. по существу сам род.

Социальными регуляторами в первобытном обществе выступают табу, обычаи и мифы. Среди табу наибольшее значение имел запрет на инцест (родственное кровосмешение)

Мифы – сказания о деяниях людей, героев, богов, которые воспринимались как реальные настоящие события и эталон для поведения.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Обычай является основным регулятором общества.

Обычаи (табу, мифы) являлись мононормами, т.е. сочетали в себе и нравственность, и религию, и правила поведения. Обычай обеспечивается привычкой, т.е. самим постоянным повторением одних и тех же действий, а так же принудительной силой рода. За нарушения обычаев род мог налагать самые суровые наказания (вплоть до изгнания из рода или смерти).

В родовом обществе субъект и объект власти совпадают.

II

Происхождение государства – определенный исторический этап в развитии общества, который связан с различными факторами, который проходит неодинаково в разных обществах, но который является неизбежным.

Теории происхождения государств:

1. Теологическая теория.Свое развитие получила в Средневековье, представители: Августин Аврелий, Фома Аквинский.

Суть теории в том, что государство и право возникли по воле божьей, т.е. Бог является творцом государства и права, а государственная власть, ее представители являются ставленниками Божьими.

2. Патриархальная теория.Представители: Аристотель, Покровский.

Суть: государственная власть произошла от власти отца, отцовская власть – основа государственной власти. Речь идет не только о сущности государственной власти, но и исторически объясняется, что постепенно семьи, возглавляемые отцом, объединялись в одну большую семью, и таким образом создавалось государство, а власть отца переходит во власть монарха.

3. Теория договорного происхождения.Представители: Гроций, Руссо, Монтескье, Гоббс, Спиноза, Радищев.

Согласно данной теории до возникновения государства в обществе царил хаос, люди враждовали между собой, не было порядка.

Гоббс назвал это состояние «войны всех против всех», чтобы преодолеть данную ситуацию, был заключен общественный договор. Речь не идет о том, что в каком-то конкретном месте, в какое-то конкретное время люди собрались и заключили между собой договор. Речь идет о том, что на определенном этапе развития общества людьми была осознана необходимость в создании организованной общественной силы, государства.

Смысл общественного договора: соглашение в первую очередь между людьми и государством, в соответствии с которым люди, каждый конкретный человек, передают часть своих полномочий государству, чтобы оно надлежащим образом организовывало общественные отношения, справедливо управляло обществом и обеспечивало защиту и безопасность членов общества.

Таким образом, теории договорного происхождения видит в основе возникновения государства естественные начала, человеческую волю.

Люди «складывают в общий котел» часть своих прав, и из этих прав создается компетенция государства. (Человек сознательно жертвует в пользу государства часть своих прав, сознательно подчиняет себя государству, с тем, чтобы государство могло правильно и справедливо принять общество).

Теория государства Гегеля.

Гегель полагал, что государство есть высшая форма развития абсолютной идеи («мирового разума», «абсолютного духа»). Абсолютная идея зарождаясь, начинает познавать себя. Сначала это самопознание осуществляется через человека, общество, а затем через высшую, по мнению Гегеля, форму общественного развития – государство.

Теория насилия.

Представители: Гумплович, Каутский.

В соответствии с этой теорией в догосударственное время существовали племена, которые воевали между собой. Государственные образования возникают в результате завоевания одними племенами других племен, т.е. в результате насилия. Как у племени завоевателей, так и у племени завоеванных было родовое общество, т.е. отсутствовал государственный строй. Но, когда происходило завоевание, у завоевателей возникает необходимость управлять подчиненным племенем, а, следовательно, необходимость создания неродовых органов управления, которые со временем становятся государственными.

Марксистская теория.

(Наиболее научно обоснованная).

Представители:Маркс, Энгельс. Основной труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно данной теории государство возникло в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы. При разложении родоплеменного строя, когда в результате совершенствований орудии труда и разделения труда родовая община распадается на семьи и у семей появляется прибавочный продукт, тогда возникает частная собственность. А раз появляется собственность, то появляются люди, у которых она есть, и у которых ее нет, происходит разделение общества на классы: собственники и несобственники (имущие и неимущие).

Класс собственников имеет целью сохранить и преумножить свою собственность и не дать неимущему классу возможности иметь свою собственность. Возникают непримиримые противоречия между классами – антагонистические противоречия.

Чтобы подавить класс несобственников и эксплуатировать его, имущий класс создает государство.

Ф. Энгельс: «Государство-машина для подавления одного класса другим».

В.И. Ленин: « Государство-машина для поддержания господства одного класса над другим».

В соответствии с марксистской теорией государство имеет классовую сущность. Так же на определенном этапе развития общества государство и право престанут быть нужными обществу, отомрут. Этот этап имеет название – коммунизм.

Возникновение государства процесс длительный и сложный, имеющий, однако, объективный характер. Государство возникло как необходимость в развитии общества, очередная закономерность стадий общественного развития.

Факторы, обуславливающие появление государства:

1 Природные. Стихийные силы природы, угрожающие уничтожению человека (холод, наводнение, засуха).

2 Климатические и природные условия, которые тем или иным образом способствуют объединению людей, их более высокой организации для выживания, адаптации и развития.

3 Экономические. Переход от присваивающей экономики к преходящей (от собирательства, охоты, к более осознанной деятельности: выращивание и т.д.). Разделение труда: отделение скотоводства от земледелия, появление ремесла, появление торговли, специализации.

Усложняясь, экономические отношения уже не могут регулироваться обычаями и поддерживаться принудительной силой рода.

Родовое общество по своей природе предназначено для регулирования отношений родовых, но не семейных, для организации общего хозяйства и общего распределения на основе коллективной собственности.

Род и обычай не в состоянии управлять и регулировать отношения товарообмена. Поэтому возникла необходимость появления государства и права.

3Общественный и человеческий фактор, духовная и психологическая природа человека, закономерность развития человека и всего общественного организма, постоянное закономерное усложнение и структурирование общества.

Государство и право возникают в результате естественного закономерного усложнения общественных отношений, когда прежние инструменту социального управления и регулирования (род, обычай) более неспособны организовывать новые усложнившиеся отношения.

III

Государство– это политико-правовая организация общества, осуществляющая управление в обществе, обладающая территориальной целостностью, государственным суверенитетом и публичной властью.

Признаки:

1 Территориальная целостность. Любое государство обладает своей территорией и осуществляет суверенную публичную власть в пределах государственных границ. Власть государства распространяется на всех, находящихся на его территории.

Людей, проживающих на территории государства, с государством и между собой связывает институт гражданства (подданства). В отличие от родовой власти, где членов рода связывает кровное родство (не территория, а родство!!!).

2 Публичная государственная власть. Воля и сила – два основных признака власти; сила-обеспечение власти.

Этот признак заключается в том, что власть в государстве осуществляет государственный аппарат (механизм государства), который состоит из государственных органов, должностных лиц- чиновников.

Этот государственный аппарат (группа чиновников) стоит отдельно от общества, находится над обществом и вместе с тем представляет интересы всего общества, действует от имени всего общества, т.е. субъект и объект власти не совпадают.

3 Суверенитет государства. Государственный суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти. Государственный суверенитет заключается:

А) власть государства распространяется на всю его территорию, на всех его людей и все организации, которые находятся на территории государства;

Б) власть государства является верховной, она выше любой другой социальной власти и потому может ее отменить

В) только государство обладает специальными средствами воздействия и принуждения армией, полицией, тюрьмой.

Суверенитет государства подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний суверенитет – независимость государства от политических партий и любых других организаций объединения людей. (Независимость в плане принятия решения об осуществлении государственной власти).

Внешний суверенитет – независимость государства от других государств и международных организаций.

4 Взаимодействие государства и права. Государство придает правовую обеспеченность, поэтому право не может быть реализовано без государственной власти. С другой стороны, именно право создает те рамки, в которых осуществляется государственная власть, устанавливает порядок реализации государственной власти, регулирует деятельность государственных органов.

Кроме того, выделяют еще такие признаки, как:

-наличие системы налогов, сборов, займов

-наличие собственной денежной единицы и бюджета

-наличие населения.

Сущность государства.

Сущность явления - основное, главное составляющее, то без чего явление не может быть - государственная власть.

Аспекты сущности государства:

Государство имеет классовую сущность и обще-социальную сущность. В зависимости от исторических, политических и других условий, которых существует государство, та или иная сущность может преобладать. Сущность государства во многом зависит от степени развития общества

В недемократическом обществе преобладает классовая сущность государства, в демократическом обществе – общесоциальная.

Исторически общество развивается таким образом, что при возникновении государства оно имеет ярко выраженный классовый характер, но по мере развития утрачивает большую часть классовой сущности, приобретая в основном общесоциальный характер.

Классовая сущность заключается в том, что государство, в первую очередь, охраняет и реализует интересы отдельного класса, слоя, группы. (Правящего класса).

Например, в рабовладельческом обществе это интересы рабовладельцев, в феодальном обществе, интересы землевладельца.

При общесоциальной сущности государство охраняет и реализует интересы, в основном, всего населения.

Например, современная демократия.

Любое государство (все) имеют как классовую, так и общесоциальную сущность. Разница в том, какая из них и в какой степени преобладает. Так в феодальном обществе государство реализовывало часть общесоциальных интересов, защита страны от нападений из вне, охрана правопорядка, а послекапиталистическое демократическое государство, защищая в основном общесоциальные интересы, отдает приоритеты некоторым социальным группам: лабирование интересов нефтяных компаний.

IV

Государственная власть - социальная власть, организованная на уровне всего общества, выражающая волю отдельного класса или всего народа, основана на силе государственного аппарата (механизма), обеспечивающая стабильность и порядок общества.

Признаки государственной власти:

· Государственная власть – власть общественная, публичная, власть на уровне всего общества. Она организует общественные отношения в комплексе, и даже если она выражает волю не всего народа, а отдельной группы, государственная власть представляет интересы всего общества. Например, защита страны от нападений из вне.

· Государственная власть представляет государственный механизм, аппарат чиновников, стоящих отдельно от всего народа, (управленцы – профессионалы). Следовательно, объект и субъект власти не совпадают. Субъект – государственный аппарат, объект – народ.

· Воля государственной власти - воля всего народа (если государство демократическое), воля отдельного класса (слоя), (если государство недемократическое).

· Сила государственной власти – сила государственного механизма, аппарата, основанная на специальных средствах (вооруженные отряды, военная техника, оружие и т.д.)

· Государственная власть может осуществляться различными методами. Традиционно выделяется два метода: убеждение и принуждение.Управление и регулирование на основе авторитета государственной власти, правосознания населения и специальных управленческих технологий. Важнейшими здесь являются методы стимулирования и убеждения.Методы координации и контроля. Метод принуждения основан на силе армии, полиции и т.д.

Государственное принуждение - насильственное воздействие государственного аппарата на лицо (группу лиц), с целью заставить их поступать тем или иным образом в интересах государства. Принуждение может быт быть правовым и неправовым.

Правовое принуждение – государственное принуждение, основанное на материальных правовых нормах и осуществляемое в порядке, предусмотренным процессуальными правовыми нормами. Правовое принуждение соответствует естественным, социально правовым притязаниям общества. В демократическом государстве любое принуждение должно быть правовым.

Неправовое принуждение – принуждение вне рамок правовых норм, вне потребностей данного общества.

Нужно различать понятия легальности и легитимности государственной власти.

Легальность государственной власти – ее законность, т.е. правомерно установленная государственная власть, юридически оформленная и официально провозглашенная.

Легитимность государственной власти – принятие власти народом, т.е. степень доверия и поддержки государственной власти большинством населения, готовность народа подчиняться этой власти. Легитимность отражается в авторитете государственной власти.

Отличие государственной власти от власти в первобытном обществе.

1 Государственная власть распространяется на всех, находящихся на территории государства, т.е. границы власти территориальные, а власть рода распространяется на его членов, т.е. границы власти кровнородственные связи.

2 В первобытном обществе субъект и объект власти совпадают, поскольку высшим органом является общее собрание всех членов рода и решения общего собрания распространяются на всех членов рода. А в государстве субъект и объект власти не совпадают, т.к. власть осуществляется государственным аппаратом, совокупностью профессиональных управленцев, отделенных от остального рода.

3 Реализация решений государственной власти обеспеченна специальным механизмом государственного принуждения (армией и т.д.), а решения родовой общины обеспечивались силой самого рода.

4 Отношения по реализации государственной власти регулируются правом, а деятельность родовой общины, в основном, регулируется обычаями.

VI

Типология – классификация государств в целях познания государственно-правовой сущности и исторического развития.

В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии, выделяются различные типы государств.

Тип государства – это взятые в единстве общие черты различных государств, образующих систему их важнейших свойств на определенном этапе исторического развития.

Выделяют следующие подходы к типологии государств:

1 формационный

2 цивилизационный

3 по политическому режиму

4 по культурным особенностям и др.

Формационный подход

Авторы: Маркс, Энгельс.

Данный подход исходит из того, что основой общества являются экономические отношения - базис, а государство является элементом надстройки.

Критерий формационного подхода - общественно-экономическая формация.

Основными историческими типами являются:

1 рабовладельческое государство

2 феодальное

3 буржуазное (капиталистическое)

4 коммунистическое.

Цивилизационный подход

Представители: Тойнби, Шпенглер, Данилевский.

В соответствии с данным подходом критерием типологии является цивилизация – социо - культурная система, включающая экономические, политические, социальные и духовные элементы жизни данного общества.

Каждый из авторов в соответствии с данным критерием выделяет определенное количество цивилизаций когда-либо существовавших и существующих.

В каждой цивилизации происходит путь от возникновения до упадка (возникновение, развитие, упадок).

Разные исследователи выделяют разное количество существующих цивилизаций. Например, Тойнби, выделяет египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и др. цивилизации в зависимости от культурных, экономических, политических и других исторических особенностей.

Отличие формационного подхода от цивилизационного заключается в следующем: марксистский подход претендует на универсализм, т.е. все государства проходят исторический путь от одной общественно-экономической формации к другой (по крайней мере, европейский государства). Такой переход возникает в связи с несоответствием средств и способов производства (низы не хотят) и, как правило, сопровождается революцией. Цивилизационный подход не претендует на универсализм. Каждая цивилизация индивидуальна и неповторима и проходит путь от зарождения до упадка.

Марксистский подход-попытка выявить общие черты в развитии разных государств.

Цивилизационный подход-выявление конкретных особенностей цивилизации.

Авторитарный режим.

1. принцип разделения властей нарушен, большая часть власти в руках правящей элиты

2. права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реальная защита предоставляется только некоторым личным и социальным правам

3. в сфере экономики нет свободы предпринимательской деятельности.

4. политических партий может быть несколько, но они не являются оппозиционными.

Тоталитарный режим.

1. отсутствие принципа разделения властей. Вся полнота власти в руках узкой группы людей или единоличного лидера.

2. полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, вмешательство государства в сферу частной жизни.

3. права и свободы личности значительно ограниченны

4. господствует одна политическая партия или движение

5. господствует одна идеология, преследование за инакомыслие.

6. экономика под полным контролем государства.

Например, Советский Союз в период культа личности Сталина.

Крайним проявлением тоталитарного режима является фашистский режим:

1. государственный аппарат достигает огромных размеров и строится по принципу пирамиды, во главе которой стоит единоличный лидер с неограниченными возможностями.

2. права и свободы человека максимально ограниченны

3. фашизм опирается на массовый, физический и идеологический террор. Например, Германия.

Идеологическим предшественником идеи тоталитаризма считают древнегреческого философа Платона, который в своем труде «Государство» описывает проект идеального государства, которое строится на основе разделения всего общества на три касты, слоя: правители, (мудрецы), стражи (воины), трутни (крестьяне-ремесленники). Правители всем управляют, стражи – защищают страну и ведут войны, у стражей предполагается общность имущества, жен, детей. Трутни занимаются ремеслом и возделыванием земли.

Идеи социалистов – утопистов Томас Мор («Утопия»), Томазе Кампанелла («Город солнца»). Каждый из них описывает идеальное устройство общества, построенное на уравнительном распределении, отсутствии частной собственности и справедливом правлении выборных органов. Система органов упрощенна, примитивна, правители наиболее уважаемые люди. Государство контролирует все сферы жизни общества, вплоть до написания песен и стихов. Господствуют идеи коллективизма, уравнительного распределения. Человек рассматривается не как личность, а как часть общества.

Государство и церковь.

Назначение государства и права как общественных институтов заключается в организации общественной жизни, в упорядочивании общественных отношений, в эффективном управлении общества.

Соответственно, государство и право организуют экономическую, политическую, частично культурную и другую светскую общественную жизнь.

Религия и церковь сфера духовной жизни, сфера веры.

Поэтому в идеале названные институты никоим образом пересекаться не должны.

Исключения могут составлять только те отношения, которые связанны с благотворительной деятельностью, борьба с сектами, организация благотворительных учреждений (ночлежки для бездомных).

Государство и церковь: в религии все равны, самые «грязные» политики играют на религиозном, национальном самосознании, это не входит в сферу государства.

Но исторически формы взаимодействия государства и церкви следующие:

- тесное сотрудничество, взаимодополняемость и даже сращивание государственного и церковного аппарата. Церковь участвует в осуществлении государственных функций, а государство участвует в церковной деятельности.

Пример: Средневековая Европа, священная инквизиция: церковь судит и карает преступников, а государство помогает церкви ловить их.

- государство борется с церковью, либо из-за предпочтения как - то одной религии осуществляет гонение на церковные институты остальных религий, либо в государстве господствует атеистическая идеология.

- разделение государства и церкви (в чистом виде не существует никогда), но в наиболее приближенном виде это современное государство.

ПРАВО

ТЕМА 1.

I.Подходы к пониманию права.

II.Понятие и признаки права.

III.Сущность права. Право и закон.

IV.Принципы права.

V.Функции права.

I

Правопонимание– процесс и результат мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, оценку права и отношение к нему.

Право можно познавать, как:

1 Право в целом, как абстрактное понятие, как общественное явление.

2 Право конкретного общества и государства (правовая система).

3 Отрасль, институт права (гражданское право).

4 отдельные правовые нормы.

Правопонимание зависит от:

- исторических условий, которые влияют на структуру и направленность права;

- от культурных и политических условий, в которых находится субъект правопонимания (ученый, исследователь);

- от идеологических, нравственных, философских оснований, из которых исходит субъект.

Теорий прав множество.

Основные теории права:

Теологическая.

Право исходит от бога, возникает в силу божественной воли. Право – Богом данное искусство добра и справедливости.

Представители: Ф. Аквинский, А. Аврелий.

Теория естественного права.

Представители:Сократ, Демокрит, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Спиноза.

Суть: люди обладают от природы некоторым комплексом прав, которые возникают у каждого с рождения уже в силу того, что он – человек, и не зависит от того, закрепляет ли государство эти права в своих законах или нет.

Возникает это право от Бога или от природы.

Вольтер: «Естественное право самой природой вписано в сердце человека».

Гоббс: «Законы природы неизменны и вечны». По его мысли неизменными являются естественные права, которые являются таковыми и в силу природных законов, и в силу истинного разума, и в силу морали.

Позитивизм и нормативизм.

Представители: Ганс Кельзен, Шершеневич.

Право исходит от государства, оно создано государством. Право – структурированная логическая система, состоящая из норм различной юридической силы. Строится по принципу пирамиды, во главе которой находится главная норма (основной закон, конституция). Все нормы взаимосвязаны и изложены в законах, издаваемых государством, которое обеспечивает эти нормы.

Марксистская теория.

Представители: Маркс, Энгельс.

Право есть продукт классовых противоречий. Право возникает вместе с гос

Наши рекомендации