Тема: «Обычай ведет за собой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет»
Все мы живем в обществе, где соблюдаются как обычаи, так и законы. Обычаи складывались на протяжении жизни нескольких поколений, это общепринятые правила поведения. Данные нормы складывались естественным образом, выражая интересы подавляющего большинства членов родового общества и охранялись от нарушений самим обществом и внутренним убеждением людей в невозможности иных вариантов поведения. Не требовалось и специального аппарата для поддержания данных норм и принуждения к их реализации, т.к. использовались они в большинстве случаев добровольно. Правильность и целесообразность данных правил поведения были проверены опытом предыдущих поколений людей. Например, мужчины – кормильцы, защитники; женщины – хранительницы очага, матери; старейшины – уважаемые люди, хранители традиций.
Государство как новая организация признало не все обычаи, а только те, что отвечали интересам общества на определенном этапе развития. Появилась необходимость их систематизации и публикации. Ярким примером являются законы Драконта в Греции, Русская правда в Древней Руси. Законы стали общеобязательными правилами поведения, установленные государством, имеющие письменную форму, охраняемые силой государственного принуждения.
«Закон тащит за собой того, кто не хочет» - ярким примером является положение в современной российской армии. Некоторые юноши не чувствуют себя защитниками Родины, не хотят выполнять эту обязанность, за нарушение наступает уголовная ответственность.
Я согласен с латинским изречением, так как это подтверждается всем ходом исторического развития. Хочется закончить свое рассуждение словами Жубера: «Лучшие законы рождаются из обычаев».
Тема: «В человеке есть такое слияние самого человека и экономической среды, что невозможно отделить экономическую жизнь от жизни моральной» Ж. Жорес
Вопрос о том, какова роль экономической среды в формировании моральных качеств человека, волнуют не одно поколение. Мораль является сугубо человеческим качеством, не свойственным животным. Фундаментальными моральными качествами человека можно назвать согласие, терпимость взаимопонимание, солидарность, милосердие. Мы считаем, что автор прав, т.к. человеку приходится вступать в компромисс с самим собой, натыкаться на парадоксы и противоречия, которые человек не всегда в состоянии решить.
Содержание нравственных идей обусловлено особенностями духовного и социально-экономического развития. Человек постоянно стремится к тому, чтобы его жизненные условия были более комфортабельными.
Зачастую индивид следует моральным принципам лишь тогда, когда его экономическое положение стабильно. Но стоит стабильности пошатнуться и многие, для улучшения материального благополучия готовы отступиться от нравственные принципов. Можно привести немало примеров из истории. Так, экономический кризис 1929 г. породил высокий скачок преступности во всем мире. Стремясь прокормить свою семью, многие соглашались заработать преступным путем. Экономические реформы в России 90-х годов привели к резкой дифференциации общества. Отбросив моральны принципы, забыв заповедь «не укради», вступив в компромиссный сговор с собственной совестью, олигархи занялись приватизацией государственной собственности, продвигаясь к экономическому благополучию по «трупам» людей, задыхавшихся от безденежья и безнадежности существования.
Но, к счастью, не перевелись на Руси и люди другого типа, сумевшие повысить собственное благосостояние, оставаясь при этом Людьми. Таким примером может служить М.В. Ломоносов, который из простого мальчика-помора превратился в мужа науки и просвещения.
Мораль удерживает в гармонии два противоположных начала – темное и светлое, низменное и возвышенное. Разумное и чувственное. Мы согласны с тем, что экономическая среда в значительной степени влияет на жизнь моральную.
Только от человека зависит, на каком полюсе он окажется. Люди должны помнить золотое библейское правило морали: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними».
Рекомендации
по учебной литературе для подготовки к экзамену.
Подготовку к экзамену можно осуществлять по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, используемым в школах в последние два года.
В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов обществоведческого курса, зафиксированных в документах,определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать помимо основного один-два дополнительных учебника (учебных пособия) из Федерального перечня:
1) Человек и общество. Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Ч. 1. 10 кл. – Просвещение, 2000-2005.
2) Человек и общество. Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Ч. 2. 11 кл. – Просвещение, 2000-2005.
3) Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл. – Дрофа, 2005.
4) Никитин А.Ф. Обществознание. 11 кл. – Дрофа, 2005.
5) Никитин А.Ф. и др. Обществознание. 10-11 кл. – Просвещение, 2003-2005.
6) Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - Русское слово, 2001-2005.
7) Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. - Русское слово, 2001-2005.
В целях повышения уровня обществоведческой подготовки выпускников рекомендуется более активно использовать в процессе преподавания курса учебные пособия, входящие в состав УМК: хрестоматии, дидактические материалы, практикумы для учащихся, сборники задач, упражнений, заданий для тематической и итоговой проверки.
Для подготовки к экзамену рекомендуем использовать также следующие издания:
1) Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание /Е.Л.Рутковская, Л.Н.Боголюбов и др.; Редактор-составитель Е.Л.Рутковская. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
2) Единый государственный экзамен 2004-2005: Обществознание: Репетитор/Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Брандт М.Ю., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Котова О.А., Лискова Т.Е. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.
3) Единый государственный экзамен 2005: Обществознание: Сборник заданий /Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Т.Е.Лискова и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.
4) Единый государственный экзамен: Обществознание: Методика подготовки /Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.
5) Единый государственный экзамен 2005: Обществознание: Тренировочные задания /Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Котова О.А. и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2005.
6) ЕГЭ-2006. Обществознание. Тренировочные задания /Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Котова О.А. и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2006.
7) Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки / [А.Ю.Лазебникова, Л.Н.Боголюбов, М.Ю.Брандт и др.]. - М.: Просвещение, 2006.
8) Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2005-2006 / под общ. ред. Е.Л.Рутковской; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки