Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

Многие родители не хотят мириться с таким положением. когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям. Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привычки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и. зачем. Если подобная со­вместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять се самостоятельно.

Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой веши: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание...

Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисо­вать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д. Никитин Б. П. советует, для того чтобы легче было уложить кубики в коробку, на ее дно положить лист с разметкой, куда и как класть кубики (разметка может быть как черно-белая, так и цветная). Конечно, в этом случае необходимо учитывать возраст и возможности ребенка.

Если у вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. В главе «Игры для родителей и детей» описана одна из них («Помоги маме»). Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а вы — дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а вы получите информацию о том, как малыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы).

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становится необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это — правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки — буду тебе читать, не уберешь —- не буду, то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».

ИТАК, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки:

¨ Твердо решите для себя, необходимо ли это.

¨ Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

¨ Убирайте игрушки вместе с малышом.

¨ Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего.

¨ Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

¨ Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.

¨ Учитывайте возраст и возможности ребенка.

¨ Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша.

¨ Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СОГЛАШАЕТСЯ ИДТИ
В ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СОСКИ

Однажды в электричке ехала мама с двухлетним ребенком (ворту у него была соска). Взрослые вокруг, как водится, говорили о погоде, о политике, потом переключили внимание на малыша. Каждый, стремясь реализовать свои педагогические и психологические способности, уговаривал ребенка бросить соску, приводя все новые и новые аргументы и засыпая молодую маму советами (разрезать соску, выбросить ее на глазах у ребенка в окно электрички, намазать ее горчицей...). Минут десять малыш, казалось, внимательно слушал, переводил взгляд с одного говорящего на другого, потом вынул соску изо рта, абсолютно «чисто» произнес: «Я без соски жить не могу» и еще с большей интенсивностью принялся сосать соску.

Подобные ситуации часто встречаются и в детском саду. Дети, которые уже умеют говорить, одеваться, петь песенки и др., отказываются расстаться с соской. Более того, даже в те моменты, когда ребенку не хочется ее сосать, соска должна находиться в поле его зрения. Например, Настя (2 г. 8 мес.) носила соску на ленточке. Она начинала кричать всякий раз, когда при сборах на прогулку соска оказывалась под верхней одеждой. Она отказывалась сесть за стол, идти гулять, мыть руки, если не видела своей «утешительницы». Маму вполне устраивало подобное поведение, а девочка, чувствуя поддержку матери, ни в какую не соглашалась на уговоры воспитателей.

Многие родители, как и Настина мама, не видят ничего плохого в этой привычке. Однако стоматологи утверждают, что затяжное сосание соски приводит к возникновению неправильного прикуса, к появлению кривых зубов. Гастроэнтерологи предупреждают, что данная привычка может спровоцировать неправильное пережевывание пищи со всеми вытекающими последствиями. Психологи же уверяют, что сохранение этой «детской» привычки может привести и к другим «вредным детским» привычкам (А. Фромм) и как следствие — к психологической незрелости.

Кроме того, дети понимают, что если мама так безоговорочно выполняет их категорическую просьбу дать соску (а эта просьба всегда излагается безапелляционно: «Дать соску!»), значит можно требовать от нее выполнения и других капризов. Так дети научаются манипулировать нами, взрослыми.

Таким образом, ребенка все же следует отучить от сосания соски. Иногда помогает резкий запрет, а иногда — постепенное отвыкание от привычки.

Если соска в детском саду — это для малыша частичка дома, домашней обстановки, мамы, то можно использовать сначала параллельно с ней, а затем вместо нее другие предметы - заменители, напоминающие о семье. Например, резиновые или мягкие игрушки, мамину «записку» (в которой может быть «написано», когда она придет), семейную фотографию (ее можно повесить и над кроваткой ребенка, и, заламинировав, на ленточке на груди у малыша).

ИТАК, если ребенок не хочет идти в детский сад без соски, следует:

¨ Осознать необходимость «борьбы» с этой привычкой.

¨ Продемонстрировать ребенку свое твердое решение.

¨ Найти предметы-заменители соски, напоминающие о семье.

Наши рекомендации