Описание модели экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ
Содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ, как и в прошедшие годы, определялось на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236) и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56). Особенностью КИМ 2007-2008 годов стал отбор объектов проверки из тех элементов содержания курса, которые зафиксированы как в указанных выше нормативных документах, так и в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
Все содержательные линии обществоведческого курса были представлены в контрольных измерительных материалах 2006-2007 годов в шести тематических разделах: «Общество. Духовная жизнь общества»; «Человек. Познавательная деятельность»; «Экономическая сфера жизни общества»; «Социальные отношения»; «Политика»; «Право». В первой и второй частях экзаменационной работы каждый из разделов был представлен равным количеством заданий. В третьей части в каждом варианте были представлены выборочно четыре из шести указанных разделов.
Экзаменационная работа 2008 года состоит из 44 заданий. По сравнению с 2003-2005 годами её первая часть (задания с выбором ответа) сократилась до 30 заданий. Среди них было представлено по 5 заданий на каждый из тематических разделов. Вторая часть (задания с кратким ответом) в 2008 году увеличилась до 6 заданий – задания на заполнение схемы, вставить пропущенное слово в фразе, установление соответствия, определение фактического и оценочного характера высказывания и работа с текстом (по 1 заданию на тематический раздел). Третья часть (задания с развернутым ответом) не изменилась. В нее были включены 8 заданий, в том числе составное задание на анализ источника и альтернативное задание, дающее возможность экзаменуемому осуществить выбор одной из шести альтернатив, представляющих одну из шести базовых наук курса (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).
В экзаменационную работу включены новые модели заданий. К ним относятся:
1) задания, содержащие запрос на недостающую для ответа информацию;
2) задания на преобразование условно-графической или статистической информации в словесно-описательную (в том числе задания с диаграммами и гистограммами);
3) задания на использование обществоведческих терминов (понятий) в заданном контексте;
4) задания на различение в социальной информации фактов и мнений;
5) задания на соотнесение видовых и родовых понятий.
В целом с помощью заданий ЕГЭ проверялась сформированность следующего ряда учебных умений, которые отвечают требованиям к выпускникам:
1) распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
2) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
3) соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
4) оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
5) анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
6) распознавать понятия и их составляющие:соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
7) устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
8) применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
9) различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
10) называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
11) перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;
12) раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
13) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
14) осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
15) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Основные результаты