Элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)

В кодификатор не вошли элементы содержания, выделенные курсивом в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» стандарта, поскольку данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» стандарта, т.е. не является объектом контроля. Кроме того, в кодификатор не включены те требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых не может быть проверено в рамках единого государственного экзамена, а также требования, не отраженные в учебниках, рекомендованных (допущенных) для использования Министерством образования и науки РФ (на год создания кодификатора).

Раздел 1.

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене

По обществознанию

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).

Код раздела Код контролируемого элемента Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
  Человек и общество
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, ее критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества
1.13 Религия
1.14 Искусство
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
  Экономика
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
  Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодежь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Свобода и ответственность
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
3.14 Семья и брак
  Политика
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, ее основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти РФ
4.15 Федеративное устройство России
5   Право
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ
5.5 Законодательство РФ о выборах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство РФ
5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Раздел 2.

Перечень требований к уровню подготовки выпускников,
достижение которого проверяется на едином государственном экзамене пообществознанию

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем – требования к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на ЕГЭ.

Код раздела Код контролируемого требования Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ
  Знать и понимать:
1.1 биосоциальную сущность человека
1.2 основные этапы и факторы социализации личности
1.3 место и роль человека в системе общественных отношений
1.4 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
1.6 основные социальные институты и процессы
1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
1.8 особенности социально-гуманитарного познания
  Уметь:
2.1 характеризоватьс научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
2.3 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
2.7 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
2.8 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
  Использовать приобретенные знания и умения для:
3.1 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
3.2 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
3.3 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
3.4 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
3.5 предвидения возможных последствий определенных социальных действий
3.6 ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
3.7 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Основная литература

  1. Обществознание: Академический школьный учебник 11 класс/Под ред.Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лабезниковой, К.Г.Холодковского. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Обществознание: Учебник для 10-11 класса/Под ред. А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой. - М.: «Русское слово», 2008.

Дополнительная литература

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Ось – 89, 2008.

2. Обществознание: Учебное пособие для поступающих в вузы/Под ред. проф. ЧелГУ В.А.Лебедева и Г.В. Хашимова. - Ч.: «Фрегат», 1999.

3. Обществознание: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы/Под ред. д.ю.н., проф. М.Н.Марченко. - М.: Зерцало, 1999.

4. Обществознание практикум : пособие для 10 класса/Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008.

5. Обществознание ЕГЭ: тематическая рабочая тетрадь/Под ред. А.Ю.Лабезниковой, Е.С.Корольковой, Е.Л.Рутковской.- М.: Экзамен, 2010.

6. Обществознание в вопросах и ответах: пособие-репетитор/Под ред. проф. О.С.Белокрыловой.- Р н/Д.: Феникс, 2001.

7. Обществознание ЕГЭ: типовые тестовые задания/Под ред. А.Ю.Лабезниковой, Е.Л.Рутковской, Н.И.Городецкой, Е.С.Корольковой.- М.: Экзамен, 2012.

8. Обществознание в схемах и таблицах/А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина.- М.:Эксмо, 2011

9. Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – Москва: Эксмо, 2016..

10. Семке Н.Н., Доля Ю.В., Смоленский С.Н. и др. ЕГЭ. Обществознание. Пошаговая подготовка. – Москва: Эксмо, 2015.

11. Всеобщая декларация прав человека – любое издание

12. Декларация прав ребёнка – любое издание

13. Конвенция о правах ребёнка – любое издание

Порядок проведения вступительного испытания по обществознанию при поступлении на первый курс направлений подготовки и специальностей Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» в 2016 году

  • Вступительное испытание по обществознанию проводится в форме компьютерного тестирования – для поступающих на очную форму обучения и в форме бланочного или компьютерного тестирования (по выбору абитуриента) для поступающих на заочную форму обучения;
  • Тест состоит из 25 вопросов, за каждый верный ответ присваивается 4 балла, таким образом, всё тестовое задание оценивается максимум в 100 баллов;
  • Минимальный проходной балл по обществознанию для поступающих на очную и заочную формы обучения – 44 балла (11 верных ответов из 25 предложенных вопросов);
  • каждый вопрос теста содержит только один правильный ответ из предложенных четырёх вариантов ответов;
  • время выполнения тестового задания – 1 час (60 минут);
  • при выполнении тестового задания на компьютере можно пропустить до трёх вопросов (в случае сомнения в выборе правильного ответа), которые программа вернёт на проработку в конце отведённого времени;
  • Важно! При заполнении поля регистрации абитуриента указать выбранное направление подготовки или специальность, код, фамилию, имя, отчество;
  • По окончании тестирования программа показывает результат выполнения работы в виде диаграммы с указанием количества процентов выполнения и суммы баллов;
  • В случае сбоя программы – досрочного завершения тестирования и т.п., - экзаменатор фиксирует сумму набранных баллов, время выполнения работы в протоколе тестирования группы;
  • Вход на тестирование осуществляется только при предъявлении абитуриентом документа, удостоверяющего его личность (или паспорта);
  • Во время проведения вступительного испытания запрещается иметь при себе средства связи, личные вещи;
  • Каждое рабочее место для экзаменующегося оснащается черновиком и ручкой;
  • Процедура вступительного испытания фиксируется камерой видеонаблюдения в целях обеспечения безопасности тестируемых и исключения случаев коррупционных нарушений при проведении вступительных испытаний;
  • Запрещено опоздание абитуриента на вступительное испытание свыше 10 минут; в случае нарушения опоздавший абитуриент не допускается на тестирование по расписанию; в индивидуальных случаях он может быть допущен на экзамен с другим потоком;
  • В случае нарушения правил поведения абитуриентами во время проведения вступительного испытания, абитуриент удаляется с экзамена без права повторного прохождения экзамена; данный факт нарушения фиксируется членами предметной комиссии в акте удаления;
  • Результаты прохождения вступительных испытаний сообщаются на следующий за экзаменом рабочий день с 14 часов 00 минут путём размещения ведомостей на информационном стенде приёмной комиссии; по телефону подобные услуги не оказываются;
  • Все возникающие вопросы решаются в рабочем порядке членами приёмной комиссии

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по обществознанию

ВАЖНО!

Уважаемые абитуриенты!

Предложенные вопросы учить наизусть не нужно!

Это лишь типовые вопросы, на примере которых вы можете проверить свои теоретические знания курса обществознания

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Наши рекомендации