ДЕ 5. Семинар 3. Культура России XIX в. (данный семинар может проводиться в интерактивной форме экскурсии в Ростовский музей изобразительных искусств – зал искусства XIX в.)
Основные проблемы:
1.Культура первой половины XIX в.: а) образование и просвещение; б) литература; в) театр и музыка; г) архитектура; д) скульптура; е) живопись; ж) наука и техника.
2. Культура второй половины (пореформенной) XIX в.: а) образование и просвещение; б) литература; в) театр и музыка; г) архитектура; д) скульптура; е) живопись; ж) наука и техника.
Темы сообщений, докладов и рефератов:
1. Правительственная политика в области просвещения и культуры.
2. К.И. Росси в Петербурге.
3. «Ампир» в русском искусстве XIX века.
4. Русская архитектура в XIX веке.
5. Девятнадцатый век - «золотой век» русской музыки.
6. Романтизм в русском искусстве XIX века.
7. Знаменитые актеры XIX века.
8. История Александринского театра.
9. Образы Петербурга в художественной культуре XIX века.
10. Архитектура провинциальных городов.
Основные понятия: образование, наука, литература, изобразительное искусство, архитектура, классицизм, романтизм, реализм, ампир.
Основные деятели культуры: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.В. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.Н. Островский, О.А. Кипренский, В.Д. Тропинин, С.Ф. Щедрин, И.К. Айвазовский, И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Н. Суриков, А.К. Саврасов, В.Е. Маковский, В.Г. Перов, Н.И. Шишкин, И.И. Левитан, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.А. Алябьев, М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, Н.И. Лобачевский, С.В. Ковалевская, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.П. Павлов, И.И. Мечников, Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, М.П. Лазарев.
Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 10 – 13, 19 – 26, 28, 31]
ДЕ 6. Семинар 1.: Социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика России в конце XIX – начале XX в. (основная интерактивная форма – коллоквиум-дискуссия о связи происходивших социально-экономических и политических процессов с последующими событиями 1917 – 1922 гг.)
Основные проблемы:
1. Российский государственно-монополистический капитализм и его особенности: а) российская промышленность в конце XIX – начале XX в.: б) социально-политическая структура страны; в) сельское хозяйство России конце XIX – начале XX в.; г) экономика России в годы Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.);
2. Внутренняя политика: а) реформаторская деятельность С.Ю. Витте; б) Первая революция в России; в) Манифест 17 октября 1905 г.; учреждение Государственной Думы и становление многопартийности; д) Третьеиюньская политическая система; г) аграрная реформа П.А. Столыпина; е) кризис власти; Февральская революция;
3. Внешняя политика: а) основные направления внешней политики; Россия и «Антанта»; б) Русско-японская война; в) Россия в Первой мировой войне.
Темы сообщений, докладов и рефератов:
1. Население страны, его социальный состав и религиозные воззрения.
2. Особенности развития российской экономики в конце XIX – начале XX в.
3. Революционная ситуация в начале XX в.
4. Политика «полицейского социализма».
5. Политика правительства в крестьянском вопросе.
6. Реформы С.Ю. Витте.
7. Реформы П.А. Столыпина.
8. Революционные выступления в армии и на флоте.
9. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
10. Стачка 1902 г. в г. Ростове-на-Дону.
11. Ростовская «Красная Пресня».
12. Государственные думы и аграрный вопрос.
13. Расстановка политических сил после Третьеиюньского государственного переворота
14. Назревание революционного кризиса 1917 г.
15. Ход военных действий и причины поражения России в войне с Японией (1904 – 1905 гг.).
16. Англо-русское соглашение 1907 г.
17. Участие России в Первой мировой войне.
Основные понятия: консерватизм, либерализм, социализм, модернизация, индустриализация, промышленный переворот, аграрная реформа, забастовка, стачка, конституционная монархия, революция, манифест.
Основные исторические деятели: С.Ю. Витте, Николай II, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич, П.А. Столыпин, В.В. Шульгин, А.И. Гучков, П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов, В.М. Чернов, А.Ф. Керенский.
Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 11, 13, 14, 19, 20, 24 – 26, 29, 31]
ДЕ 6.Семинар 2. Русская культура конца XIX – начала XX в. (основная интерактивная форма – коллоквиум-дискуссия о духовных причинах надвигающихся революционных событиях и о значении культуры России «Серебряного века» для современной культуры)
Вопросы:
1. Просвещение и наука: а) учебные заведения; б) рост грамотности населения; в) общественные науки и «Философский Ренессанс»; г) естествознание; д) достижения в развитии техники;
2. Литература «Серебряного века»: а) критический реализм; б) модернизм, его стилевое многообразие и творческие искания русских литераторов;
3. Живопись: а) «Мир искусства»; б) «Русский авангард»;
4. Театр и музыка: а) Московский художественный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; б) Театр В.Ф. Комиссаржевской; в) Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве; г) «Русский балет» С.П. Дягилева; д) опера, симфоническая и камерная музыка.
5. Кинематограф
6. Архитектура: а) модерн; б) неоклассицизм; в) ново-византийский стиль.
Темы сообщений, докладов и рефератов:
1. Учение В.И. Вернадского и философия «русского космизма».
2. Портрет русского ученого: К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, И.И. Мечников (по выбору студентов).
3. Отечественное самолетостроение.
4. Изобретение радио.
5. Русская религиозная философия.
6. Сборники «Вехи» и «Из глубины».
7. Писатели «Серебряного века».
8. Поэты «Серебряного века».
9. Модерн в архитектуре Петербурга
10. Русский абстракционизм.
Основные понятия: «серебряный век», декаданс, символизм, модерн, авангард, фовизм, абстракционизм, сюрреализм, акмеизм, футуризм, имаженизм, новокрестьянская поэзия, «Мир искусства».
Основные исторические деятели: А.А. Блок, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, А.М. Горький, С.П. Дягилев, К. Малевич, М. Шагал, В.В. Кандинский, В.К. Петров-Водкин, М.А. Врубель, С.В. Рахманинов, А.А. Скрябин, С.П. Прокофьев, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд.
Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 9, 11, 13, 14, 19, 20, 24 – 26, 29]
ДЕ 7. Революция 1917 г. и гражданская война. Социалистическое строительство в СССР. (основная интерактивная форма – дискуссия о возможности избежать революцию и о возможных альтернативах политического развития России)
Основные проблемы:
1. Причины революционных событий 1917 г. Приход к власти большевиков.
2. Гражданская война. Политические задачи «белых» и «красных». Итоги и последствия Гражданской войны.
3. Основные направления и поиски экономического строительства социализма (военный коммунизм, нэп, индустриализация и коллективизация). Складывание командно-административной экономической модели.
4. Образование СССР. Формирование однопартийной политической системы.
Темы сообщений, докладов и рефератов:
1. Октябрь 1917 г.: была ли альтернатива?
2. Гражданская война: причины поражения белого движения.
3. История возникновения и сущность термина «тоталитаризм».
4. Индустриализация и коллективизация: «за» и «против».
5. Основные религии в СССР от революции до начала Великой Отечественной войны.
6. Политические процессы 1930-х гг.
Основные понятия: автономия, «военный коммунизм», новая экономическая политика (нэп), «форсированная индустриализация», коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, административно-командная система, тоталитаризм, «шахтинское дело», репрессии, ГУЛАГ.
Охарактеризуйте деятельность следующих исторических личностей: А. Ф. Керенский, Г. В. Плеханов, Ю. О. Мартов, Л. Г. Корнилов, М.В. Алексеев, А. И. Деникин, А. В. Колчак, Н. Н. Юденич, П. Н. Врангель, А. М. Каледин, П. Н. Краснов, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Ф. Э. Дзержинский, Я. М. Свердлов, Л. Д. Троцкий, М. И. Калинин, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, В. Менжинский, Г. Ягода, Н. И. Ежов.
Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 15, 16, 29]
ДЕ 7.Тема: Великая Отечественная война 1941―1945 гг. (основная интерактивная форма – круглый стол «Итоги и уроки Великой Отечественной войны 1941―1945 гг.»)
Основные проблемы:
1. СССР накануне войны. Причины начала Великой Отечественной войны.
2. Оборона летом и осенью 1941 г.
3. Коренной перелом в войне. Победа под Сталинградом.
4. Победа Красной Армии в 1944―45 гг. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.
Определите понятия: блицкриг, фронт, тыл, национал-социализм, фашизм, мобилизация, «Ни шагу назад!», ленд-лиз.
Основные исторические деятели: И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, З. А. Космодемьянская, А. М. Матросов.
Литература[основная 1 – 15; дополнительная 16]
ДЕ 7. Советское общество в 1946―1991 гг. (основная интерактивная форма – дискуссия по актуальным проблемам социально-политического и культурного развития послевоенного СССР)
Основные проблемы:
1. Внутренняя политика: а) возобновление репрессий в послевоенные годы; б) Оттепель и демократизация общества в период правления Н. С. Хрущева; в) Стабилизации и стагнация советской политической системы время правления Л. И. Брежнева; г) Перестройка – попытка реформирования советской системы и крах Советского государства.
2. Социально-экономическое развитие СССР: а) послевоенное восстановление хозяйства; б) реформы эпохи Н.С. Хрущева – положительные сдвиги, ошибки и неудачи в сфере экономики; в) реформы, стабилизация и нарастание стагнационных признаков в экономике эпохи Л.И. Брежнева; г) ускорение научно-технического прогресса в сфере производства, кооперативное движение, обострение социально-экономических проблем и попытки перехода к рыночной экономике в эпоху «Перестройки М.С. Горбачева».
3. Внешняя политика СССР: а) Причины и начальный этап «Холодной войны» 1945 – 1953 гг.; б) «Оттепель» во внешней политике; основные проблемы международных отношений СССР эпохи Н.С. Хрущева; б) основные проблемы международных отношений СССР эпохи Л.И. Брежнева; г) международные отношения в контексте «нового политического мышления» в годы «Перестройки».
4. Советская культура второй половины XX в.: а) первых послевоенных лет; б) эпохи «Оттепели» Н.С. Хрущева; в) времен Л.И. Брежнева; г) в годы «Перестройки».
Основные понятия: космополит, «дело врачей», культ личности, «антипартийная группа», совнархоз, хартия, диссидент, права человека, перестройка, гласность, ускорение, социалистический лагерь.
Основные исторические деятели: И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, Н. А. Булганин, Ю. А. Жданов, А. А. Ахматова, М. А. Зощенко, С. М. Эйзенштейн, Л. П. Берия, Е. А. Фурцева, М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, Н. А. Косыгин, Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачев.
Темы сообщений, докладов и рефератов:
1. Восстановление народного хозяйства СССР после победы в Великой Отечественной войне.
2. Освоение космоса: победы и поражения.
3. Правление Л. И. Брежнева: «золотой век» или подготовка катастрофы?
4. «Почему исчез Советский Союз?».
5. Реформы Ю. В. Андропова и В. В. Путина: общее и особенное.
Литература[основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 11, 13, 19, 29, 30]