Натюрморт с раковиной. 1940 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. То же можно сказать и о графике. Его рисунки пе­ром просты и изысканны. Подчас мастеру достаточно тонкого бегло­го контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало».

В 1921 г. Матисс поселился в Ницце, на Средиземноморском по­бережье Франции. Он стал знаменит во всём мире. Ежегодно проходили его персональные выставки.

Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета. Соглашаясь с таким определением, французский писатель Луи Арагон справедливо добавлял: «...и света — в мире, терзаемом мраком». Спокой­ствие духа царит в работах художни­ка даже в трагические годы Второй мировой войны. Он упрямо продол­жал восславлять красоту и ценность жизни («Натюрморт с раковиной», 1940 г.; «Женщина с распущенными волосами», 1944 г.).

«Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности», — сказал однажды Матисс. В последние годы жизни, когда художнику уже трудно было писать маслом, он стал делать вырезки из цветной бумаги. Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один спо­соб находить идеальные соотноше­ния цвета и линии на плоскости. Не случайно мастер настаивал на термине «декупаж», что означает «вырезки», «выкройки» (в противовес коллажу — «наклеиванию»).

В конце жизни Матиссу посчаст­ливилось осуществить давнюю меч­ту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и ке­рамист.

Стоящее на холме здание сияет белизной, а его бело-голубая крыша похожа на небо с облаками. Венча­ет капеллу ажурный металлический крест. Благодаря цветным витра­жам всё внутреннее пространство храма словно пронизано цветами неба. Капелла была построена для маленькой общины доминиканских монахинь, однако с момента откры­тия она стала местом паломничест­ва туристов со всего мира.

Натюрморт с раковиной. 1940 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва - student2.ru

Анри Матисс.

Попугайчик и сирена. Фрагмент. 1952 г.

Стеделийк-музей, Амстердам.

Огромная композиция из цветных наклеек по прихоти художника соединяет земные и морские «джунгли» в фантастический орнамент из ажурных пальмовых листьев и сти­лизованных водорослей. В белом пространстве между ними россыпь синих гранатов (гранат — символ плодородия), которая чуть дробит и усложняет общий ритм. И ещё две чудо-фигурки просматриваются сквозь сказочные узоры цветных пятен; слева синий си­луэт попугая, справа вверху — сирены. Эта одновременно простая и изысканная компо­зиция очень декоративна.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

В истории искусств термин экс­прессионизм (от лат. expressio — «выражение») применим к широ­кому кругу явлений. И всё же как определённое течение в изобрази­тельном искусстве экспрессионизм объединяет прежде всего творчест­во группы художников, работавших в Германии перед Первой мировой войной.

С конца XIX в. в немецкой культу­ре сложился особый взгляд на про­изведение искусства. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в коммен­тариях и оправданиях не нуждается. Одновременно происходила пере­оценка эстетических ценностей. По­явился интерес к творчеству готиче­ских мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Заново открыва­лись художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока, Океании. Всё это отразилось на формировании ново­го течения в искусстве.

Экспрессионизм — это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в мо­мент предельного духовного напря­жения. Своими предшественниками экспрессионисты считали и фран­цузских постимпрессионистов, и швейцарца Фердинанда Ходлера, и норвежца Эдварда Мунка, и бель­гийца Джеймса Энсора. В экспресси­онизме было много противоречий. Громкие декларации о рождении но­вой культуры, казалось бы, плохо со­гласовались со столь же яростными проповедями крайнего индивидуа­лизма, с отказом от действительности ради погружения в субъективные пе­реживания. А кроме того, культ инди­видуализма в нём сочетался с посто­янным стремлением объединяться.

Первой значительной вехой в ис­тории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Bracke). В 1905 г. четверо сту­дентов-архитекторов из Дрездена — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создали нечто вроде сред­невековой цеховой коммуны — вме­сте жили и работали. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремле­ние группы к объединению всех но­вых художественных течений, а в бо­лее глубоком смысле символизирует её творчество — «мост» в искусство будущего. В 1906 г. к ним присоеди­нились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и дру­гие художники.

Хотя объединение появилось тот­час же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, предста­вители «Моста» утверждали, что дей­ствовали самостоятельно. В Герма­нии, как и во Франции, естественное развитие изобразительного искусст­ва привело к изменению художест­венных методов. Экспрессионисты также отреклись от светотени, пере­дачи пространства. Поверхность их холстов кажется обработанной гру­бой кистью без всякой заботы об изя­ществе. Художники искали новые, агрессивные образы, стремились

Натюрморт с раковиной. 1940 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва - student2.ru

Карл Шмидт-Ротлуфф.

Наши рекомендации