Форма государства: формы государственного устройства, формы правления. политический режим: сущность и виды.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.

Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства указывает на способы организации государственной власти в стране. Она включает в себя 3 взаимосвязанных элемента:

1. форму правления;

2. форму государственного устройства;

3. политический режим.

1. Форма правления – организация государственной власти, система высших государственных органов, а так же порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Известны 2 основные формы правления: монархия и республика.

Монархия – это форма правления, которую можно охарактеризовать как персональное единовластие, отличающееся следующими признаками:

- существование единоличного главы государства;

- наследственный порядок передачи власти;

- обладание монархом всей полноты власти;

- бессрочное правление монарха;

- юридическая безответственность монарха.

Виды монархий: Абсолютная монархия, ограниченная монархия, дуалистическая монархия, парламентская монархия.

Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

Президентская республика – такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (Пример: США, страны Латинской Америки)

Парламентская республика – форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство, то есть исполнительная власть, формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства (Пример: Италия, Индия, ФРГ)

Смешанная – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. (Пример: Франция, Россия)

2. Форма государственного устройства – способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест. Выделяют 3 варианта государственного устройства: федерация, унитарное государство, конфедерация (она характеризуется как неустойчивый союз самостоятельных государств, имеющие длительные перспективы существования, например, Швейцарский союз до 1848 года). (см. приложение)

Унитарное государство (в пер. с лат.) –– единое государственное образование, которое делится только на административно-территориальные единицы (Англия, Франция, Италия, Япония, Польша). В его составе нет других государственных образований.

Федерация состоит из ряда других государств или государственных образований – членов федерации (штатов, кантонов, республик и др.). Каждое из них имеет административно-территориальное деление. Характер построения государства, как сложной многоуровневой иерархической системы, охватывающей и интегрирующей общество в целостность, определяет многие проявления и качества государственного управления. Федерации могут быть основаны по территориальному принципу (Германия, США и др.), национальному и национально-территориальному принципу (Индия, Канада, Россия и др.)

3. Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти в отношении населения страны, его участие в управлении государством, решении важнейших политических проблем. Виды: демократический, либеральный, авторитарный, фашистский, тоталитарный, тиранический, деспотический.

БЮДЖЕТНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА РФ.

Экономическая основа РФ – рыночная экономика и регулирование отношений собственности. В российском государстве признаются и защищаются разные виды собственности: частная, государственная, муниципальная и другие формы.

Государственный Бюджет – это план финансовой деятельности государства, представленный в виде описи расходов и доходов на определенный промежуток времени, который утверждается законодательными органами власти и имеет силу закона.

Бюджетный процесс представляет собой деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и составлению отчета об исполнении бюджета.

Этапы бюджетного процесса:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение и утверждение бюджета;

3. Исполнение бюджета;

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждения.

Через бюджет России мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения и направляются на финансирование народного хозяйства, социально – культурных мероприятий, оборону и т. д.

Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы, представляющей собой совокупность бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны.

Бюджетная система РФ – совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Принципы построения бюджетной системы:

- Единство;

- Полнота;

- Реальность;

- Гласность;

- Самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Структура бюджета состоит из доходов и расходов.

Источником доходов могут быть налоговые и неналоговые поступления. Дотация – денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня безвозмездно и безвозвратно, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего бюджета. Субвенция – это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития субъекта РФ или муниципального образования. Бюджетная ссуда – это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на безвозмездной основе.

Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на 2 части: бюджет развития (капитальные вложения и развитие территорий, финансирование экологических программ и т.д.) и бюджет текущих расходов (расходы на содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.д.). Первоочередному финансированию подлежат текущие расходы.

Голосование.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.

Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства указывает на способы организации государственной власти в стране. Она включает в себя 3 взаимосвязанных элемента:

1. форму правления;

2. форму государственного устройства;

3. политический режим.

1. Форма правления – организация государственной власти, система высших государственных органов, а так же порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Известны 2 основные формы правления: монархия и республика.

Монархия – это форма правления, которую можно охарактеризовать как персональное единовластие, отличающееся следующими признаками:

- существование единоличного главы государства;

- наследственный порядок передачи власти;

- обладание монархом всей полноты власти;

- бессрочное правление монарха;

- юридическая безответственность монарха.

Виды монархий: Абсолютная монархия, ограниченная монархия, дуалистическая монархия, парламентская монархия.

Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

Президентская республика – такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (Пример: США, страны Латинской Америки)

Парламентская республика – форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство, то есть исполнительная власть, формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства (Пример: Италия, Индия, ФРГ)

Смешанная – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. (Пример: Франция, Россия)

2. Форма государственного устройства – способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест. Выделяют 3 варианта государственного устройства: федерация, унитарное государство, конфедерация (она характеризуется как неустойчивый союз самостоятельных государств, имеющие длительные перспективы существования, например, Швейцарский союз до 1848 года). (см. приложение)

Унитарное государство (в пер. с лат.) –– единое государственное образование, которое делится только на административно-территориальные единицы (Англия, Франция, Италия, Япония, Польша). В его составе нет других государственных образований.

Федерация состоит из ряда других государств или государственных образований – членов федерации (штатов, кантонов, республик и др.). Каждое из них имеет административно-территориальное деление. Характер построения государства, как сложной многоуровневой иерархической системы, охватывающей и интегрирующей общество в целостность, определяет многие проявления и качества государственного управления. Федерации могут быть основаны по территориальному принципу (Германия, США и др.), национальному и национально-территориальному принципу (Индия, Канада, Россия и др.)

3. Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти в отношении населения страны, его участие в управлении государством, решении важнейших политических проблем. Виды: демократический, либеральный, авторитарный, фашистский, тоталитарный, тиранический, деспотический.

Наши рекомендации