Структура политической системы

Коммунизм

— Словом Коммунизм обозначают: во-первых, такой общественный порядок, при котором в сфере имущественных отношений отсутствует частная собственность (всякая или только на недвижимость), а в сфере отношений семейных место брака занимает беспорядочное половое сожительство, и, во-вторых, те религиозные, нравственные и экономические учения, которые, отвергая пользу и справедливость частной собственности, требуют, чтобы субъектом всех имущественных прав была община, союз, народ или все человечество и чтобы основанием распределения продуктов служили потребности людей.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими [шестью] признаками и чертами:

[1] обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;

[2] нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;

[3] отрицание демократии и прав человека;

[4] насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма;

[5] утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;

[6] милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

17.

Группы интересов — по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры и т. д.

Группы интересов, или группы давления, функционируют на политической сцене, оставаясь вне официальной власти, влияют на нее, отличаются от партий тем, что не стремятся овладеть гос. структурами. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе к.-л. полит. кампаний, они способны мобилизовать на полит. акции значительные массы населения, обладают сильной экономической властью.

Функции групп интересов

  1. Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;
  2. Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;
  3. Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;
  4. Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

Типология групп интересов

  1. С точки зрения происхождения и степени организованности:
    1. Анемические — объединения, возникшие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация;
    2. Институциональные — формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом.
  2. По специализации деятельности:
    1. Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна;
    2. Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы).
  3. По характеру деятельности:
    1. Одноцелевые — стремятся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются;
    2. Многоцелевые — многопрофильная деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода.
  4. По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.
    1. организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
    2. организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
    3. организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);
    4. организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

18.

Общественная организация — это добровольное объеди­нение граждан на

основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную

структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивиду­альное или

коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава,

специализиро­ванного управленческого аппарата, относительная ста­бильность

состава, материальное участие членов органи­зации в создании ее имущественной

основы (членские, целевые взносы).

Согласно этим признакам, к общественным органи­зациям можно отнести

профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные,

женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писате­лей,

композиторов, театральных деятелей и т.п.), разно­образные добровольные

общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом

территори­альных рамок их деятельности выделяют местные, регио­нальные,

общегосударственные, международные общест­венные организации.

Общественные организации и движения выступают как своеобразные группыинтересов и группы давления. Концеп­ция групп интересов илизаинтересованных групп разра­ботана американскими политологами А. Бентли, Д.Тру­мэном и другими и давно пользуется признанием в за­падной политологии.Согласно А. Бентли, политика есть процесс взаимодействия и борьбаорганизованных в оп­ределенные группы людей за достижение своих целей иинтересов. Группы интересов— это "добровольные орга­низации, созданные длявыражения и представительства интересов входящих в них людей вовзаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так ивнутри самих организаций" [1]Вконкуренции групп значительная часть организо­ванных интересов получаетудовлетворение по каналам гражданского общества. Но в ряде случаевосуществление коллективных потребностей членов группы требует власт­ныхрешений. Если группа интереса добивается удовле­творения собственных интересовпутем целенаправленного воздействия: на институты публичной власти, то онахарактеризуется как группа давления. Понятие "группа дав­ления" раскрываетдинамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданскомоб­ществе, в политический фактор. Эффективность деятель­ности группы давленияво многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность,информация, квалификация и опыт, культурное влияние, этнические и религиозныесвязи и др.). Профессиональные союзы, ас­социации предпринимателей, союзыкооператоров, потре­бителей, добровольные общества и другие общественныеобъединения (кроме политических партий) представляют собой разновидность группинтересов.Важное теоретическое и практи­ческое значение имеет выявление функцийобщественных организа­ций и движений, поскольку это помогает уяснить их место всис­теме гражданского общества и правового государства, а также показать формы,способы проявления их активности. К числу основных, общих для всехобщественных ор­ганизаций и движений функций относятся:1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членовобъединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворениятех или иных специ­фический потребностей, связанных с профессиональнойпринадлежностью, возрастными особенностями, индиви­дуальными склонностями ит.п. Эти интересы первона­чально М01^ выступать в весьманеопределенной, лично­стной и эмоционально окрашенной форме. Общественныеорганизаций и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкиетребования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляцииинтересов своих членов. Наряду с политическими пар­тиями общественныеорганизации и движения решают в определенной степени и задачу агрегацииинтересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требованийи установления между ними определенной иерархий и приоритетов. Особое значениеэта функция общественных организаций и движений приобретает в условияхнеразвитой партийной системы.2) Функция социальной интеграции и мобилизации пред­полагает объединение и организацию членов группы и ихсторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь иболее широкий контекст, выходя­щий за рамки конкретного общественногообъединения. Общественные организации и движения привлекают вни­маниеобщественности к острым проблемам, выдвигаютсвои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.3) Функция социализации. Привлекая своих членов крешению общественно значимых проблем, общественныеорганизации и движения способствуют формированию их активной жизненнойпозиции, повышению политиче­ской образованности и культуры, привлечениюграждан к управлению государственными и общественными делами.4) Репрезентативная функция или функция представи­тельства и защитаинтересов своих членов во взаимоот­ношениях с другими политическимиинститутами. Обще­ственные организации и движения не только способствуютосознанию и выражению специфических интересов и по­требностей своих членов, нои берут на себя обязательствопредставительства этих интересов, доведения требованийгруппы до сведения государственных органов, политиче­ских партий, правящих элит.Воздействие общественных объединений на властные структуры можетосуществляться двумя путями: посредст­вом электорального представительства(через избиратель­ные системы); прямого, функционального представитель­стваорганизованных интересов. Основными формами и методами давления общественныхорганизаций и движе­ний на органы власти являются следующие: Структура политической системы - student2.ru непосредственноевыдвижение своих кандидатов в со­став представительных и исполнительных органоввласти; Структура политической системы - student2.ru поддержка, в том числе финансовая, на выборахблизких политических партий и их кандидатов; Структура политической системы - student2.ru участие в разработке, подготовке законодательных идругих нормативных актов; Структура политической системы - student2.ru участие в работепарламентских комиссий, межве­домственных комитетов, совещательных иконсультативных органов, экспертных групп при различных государ­ственныхорганах; Структура политической системы - student2.ru организацияпропагандистских кампаний в средст­вах массовой информации, сбор подписей подсоответст­вующими требованиями; Структура политической системы - student2.ru забастовки, митинги, демонстрации и др.Особо следует указать на такую форму представитель­ства и защиты групповыхинтересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ, lobby —кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любыезаконные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особыхинтересов. В более узком смысле слова лоббирование означает непосредственноевзаимо­действие представителя группы интересов с лицом, при­нимающим решения, —как посредством формализован­ных каналов и структур, так и неформальных связей(встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения).Задача лоббистов состоит в том, что­бы добиться принятия желательных для группызаконо­дательных и нормативных актов, получения правительст­венных субсидий,кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.В странах Запада сложилась широкая сеть специа­лизированных лоббистских служб— юридических фирм, консультационных бюро, агентств по связям собществен­ностью, оказывающих посреднические услуги в установ­лении контактовмежду группами интересов и государст­венными органами. В США и рядеевропейских стран лоббистская деятельность регламентируется законом ина­ходится под финансовым контролем. Однако сама приро­да лоббизма какполитического явления исключает воз­можность его полного контроля. Поэтому впрактике лоббизма не исключены случаи коррупции, злоупотребле­ний,использования сомнительных, а порой и незаконных методов воздействия (шантаж,подкуп, угрозы, взятки).5) Еще одной функцией общественных организаций и движений является функциямоделирования новых общест­венно-политических структур, поиск и испытаниенетра­диционных форм социальных связей. Добровольные объ­единения в силуобщественного, самодеятельного ха­рактера выступают как незаменимый каналпроведения социальных экспериментов, поиска и осуществления но­выхсамоуправленческих форм социальной активности на­селения.

19.

Сущность, содержание, функции политической культуры

Политическая культура, как составная часть общей культуры человече­ства, относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости об­щества.

Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности, сам термин «политиче­ская культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гер­дером в XVIII веке, а систематизированное представление о политической культуре, как составной части политологии, сложилось лишь в середине XX века.

Теория политической культуры, сосредоточив внимание на ценностях, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности, дала воз­можность исследовать политические процессы через призму мотивации по­литического поведения граждан и институтов, что позволило выявить при­чины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределе­ние ресурсов и т. д.

Большой вклад в разработку теории политической культуры внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дю­верже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглехарт и другие.

В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют ее с субъективным содержанием по­литики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Ал­монд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер).

Так, Алмонд, Верба, Л. Пай считают, что политическая культура - система ценностей, символов и верований, установок на политическое действие. Это определение политической культуры считается классическим. Согласно их трактовке, у людей в процессе обучения и накопления ими собственного опыта складываются более или менее устойчивые, типичные для определен­ной общности «образцы» ориентации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отноше­нии самих себя. Они «задают порядок и придают значе­ние политическому процессу» и «управляют поведением в политической системе». Эти ориентации и называют «политической культурой»[74]. Сосущест­вование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотивации по­ступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуще­ствовать в ней «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия индивида.

Сторонники второго подхода видят в политической культуре проявле­ние нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), особый тип политического поведения (Э. Баталов, Е. А. Егоров, Н. М. Кейзе­ров, М. Х. Фарукшин). По мнению Э. Баталова, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосред­ственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечиваю­щих воспроизводство политической жизни общества на основе преемствен­ности.

Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании по­литической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т. е. глу­бинных представлениях человека о политической власти, которые воплоща­ются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Иными словами полити­ческая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого пове­дения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере полити­ческой власти (И. Шапиро, П. Шаран). Именно стиль политической деятель­ности как совокупность представлений и наиболее типичных форм взаимо­отношений с властью демонстрирует степень усвоения общественных норм и традиций государственной жизни. При этом противоречие, которое склады­вается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политиче­ской игры, стандартами гражданского поведения, выступает внутренним ис­точником эволюции и развития политической культуры.

Согласно приведенным подходам, политическая культура может про­являться как в сфере сознания, так и в сфере поведения. В сфере сознания политическую культуру характеризуют следующие основные переменные [75]:

o степень интереса субъекта к политике;

o степень развития политического сознания субъекта;

o отношение к существующей политической системе в целом, ее отдель­ным институтам, их символам и представляющим их лицам;

o отношение к другим участникам политического процесса (проявляю­щееся, в частности, в терпимости или нетерпимости к ним);

o готовность принять личное участие в тех или иных политических ак­циях и связанные с ним ожидания;

o представления о «правилах политической игры» (в том числе о грани­цах дозволенного в отношении к закону);

o характер политико-идеологической самоидентификации («я - левый», «я - центрист», «я - либерал»);

o политический язык.

В сфере поведения политическую культуру характеризуют:

§ формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демон­страциях, политических забастовках, пикетах, политической дея­тельности);

§ формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (кон­фронтация, сотрудничество, несотрудничество);

§ формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями, общественными организациями и движениями);

§ формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса;

§ тип электорального поведения.

Существует разнообразие мнений и по вопросу количества компонен­тов политической культуры. Авторы первой концепции политической куль­туры Г. Алмонд и С. Верба в качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентации. Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее «входах» и «выходах». Аффективные (эмоциональные) ориента­ции отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политиче­ской системе, к ее роли и персоналу Оценочные ориентации содержат суж­дения и мнения относительно политических объектов.

Сторонник более широкой трактовки политической культуры У. Розен­баум счел необходимым вычленять «компоненты ядра», то есть те элементы, которые играют фундаментальную роль в формировании политической куль­туры нации. Эти компоненты он разбил на три основные группы: 1) «ориен­тация в отношении правительственных структур» - отношение субъекта к политическому режиму, основным правительственным структурам, его сим­волам, официальным лицам и нормам; 2) «политические идентификации», то есть сопричастность индивида к «политическим единицам» - нациям, госу­дарству, городу; политическое доверие и «правила игры» (представления ин­дивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни); 3) «политическая ориентация в отношении собственной политической деятель­ности» или «политическая компетентность» (участие индивида в граждан­ской жизни) и «политическая эффективность» (ощущение возможности ока­зать влияние на политический процесс) [76].

Э. Баталов вычленяет следующие основные группы политических ори­ентаций в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к ин­ституциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т. д.). Вслед за Г. Алмондом и С. Вербой политиче­ские ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Батало­вым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффектив­ные) и оценочные [77].

Во вторую группу Э. Баталов включает отношения неинституциональ­ного субъекта политического процесса к самому себе и представления о соб­ственных политических возможностях - оказание влияния на решение прави­тельства на разных уровнях власти. Так, американская политическая куль­тура, в отличие от российской, характеризуется относительно высоким уров­нем представлений американцев о своих политических возможностях.

В третью – включаются отношения между институтами политической системы (го­сударством и партиями, межпартийные и т. д.). Сюда входят более или менее ус­тойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических ре­шений, принципы регулирования отношений между государственными уч­реждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила полити­ческой игры на институциональном уровне.

В четвертую группу включаются отношения институционального субъ­екта к неинституциональному субъекту, то есть отношения политических институтов и организаций к социальным группам и классам.

Таким образом, структура политической культуры состоит из следую­щих элементов: общезначимых политических знаний, которые складываются из теоретических, т. е. научных знаний, и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая инфор­мация не способна дать правдивую и глубокую картину политической жизни, политических процессов, событий. Но одни лишь теоретические знания без текущей информации мертвы. Текущая информация дает возможность пра­вильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени.

20.

Уже на основании первых исследований были высказаны гипотезы относительно важнейших типов политических культур. Предложенная американскими политологами классификация трех основных и нескольких смешанных типов политических культур сейчас признается классической. Первый основной тип - патриархальный. Система с таким типом культуры единовластно управляется вождями и характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе, поскольку она требует от них слепого подчинения. Этот тип культуры встречается у отсталых племен, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества. Современная китайская политическая культура, например, содержит немало элементов патриархального типа.

Второй тип - подданнический. Он отличается сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. Он сформировался в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью отношений между разными «этажами» политической системы. Нижестоящие подданные, согласно традиции, должны с почтением относиться к своему сеньору. «Почитательная» модель отношений и до сих пор ясно видна во многих политических культурах. Она проявляется в том, что лидеры ожидают от своих последователей не преданности делу, а личной лояльности лидеру, которая и становится главной добродетелью тех, кто стремится сделать карьеру в политике. Следует отметить, что в подданнической культуре почтение к лидеру может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным политическим участием.

Третий чистый тип - активистский. Он отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интересе и собственно активность, позитивное отношение к политике.

В реальности в «чистом» виде типы не встречаются. Их различные сочетания дают смешанные типы: патриархально-подданнический, подданнически-активистский и т.д. Один из этих смешанных типов, получивший название «гражданской культуры» и представляющий смесь подданнических и активистских элементов, по мнению Алмонда и Вербы, характерен для английской и американской культур.

21.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Структура политической системы

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

Наши рекомендации