Ответственность органов местного самоуправления перед государством и населением. 3 страница
Под отставкой Президента следует понимать осуществление его личного желания уйти добровольно в отставку.
Вопрос о стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия должен, вероятно, решаться Федеральным Собранием на основании заключения независимой медицинской экспертизы. В Конституции Российской Федерации подробно решается вопрос об отрешении Президента от должности (ст. 93), которое следует рассматривать, с нашей точки зрения, как государственно-правовую ответственность Президента. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
46.ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО И ПРАВОВГО ГОСУДАРСТВА ПО КОНСТИТУЦИИ РФ. Закрепление в Конституции РФ положения о том, что Россия — правовое государство, следует рассматривать как цель, задачу, направленную на построение такого государства.
Правовое государство означает его подчинение праву. Господство права есть высший принцип правового государства. Этот принцип предполагает, прежде всего, верховенство закона, т.е. урегулированность основных общественных отношений во всех сферах жизни именно законом, а не подзаконными актами. Основой российской правовой системы является Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).Для того, чтобы закон возглавлял иерархию нормативно-правовых актов, он должен отвечать определенным критериям. Во-первых, закон должен отражать складывающиеся общественные отношения адекватно, т.е. такими, какими они есть на самом деле. Во-вторых, такой закон должен выражать волю общества, граждан. Для выявления этой воли необходимо постоянно проводить социологические опросы, исследования и т.п. Наконец, в-третьих, закон должен отвечать критериям нравственности, быть справедливым.
Характерными чертами правового государства, помимо верховенства закона, служат:
- наличие целостной системы законодательства, закрепление равенства всех граждан перед законом и независимым судом;
- внедрение в жизнь принципов социальной справедливости;
- служение государственных органов всему обществу, а не его части;
- обязательность опубликования всех законов.
Важным ориентиром для построения правового государства в России являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Важный фактор правового государства — разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. Наполнение конституционной идеи правового государства реальным содержанием позволит обеспечить в нашей государственной и общественной жизни торжество права, верховенство закона и воплотить тем самым эту идею в практику российской государственности.
Определение Российского государства как социального тоже составляет одну из основ конституционного права. Конституция в ст. 7 закрепляет главную направленность политики социального государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта же статья определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, а именно:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Таким образом, поставлена задача построения такого государства, которое отвечало бы всем мировым критериям достойной и свободной жизни человека. Пока же наша страна находится лишь на начальном этапе такого социального развития. Однако следует иметь в виду, что решение проблем социального государства возможно при наличии политической воли руководства государства и, прежде всего, законодательного органа, который должен установить минимальную заработную плату не микроскопическую, а выше минимального прожиточного уровня, как это сделано во всех цивилизованных странах. В равной мере это относится и к пенсиям, которые в среднем в два раза ниже минимального прожиточного уровня.
47.ПРИНЯТИЕ В РФ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА. Принятие в РФ нового субъекта- процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Принятие в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными (межгосударственными) договорами РФ, ФКЗ. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе. В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если иное не предусмотрено законом. Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, является данное иностранное государство. Президент РФ после поступления предложения уведомляет о нем СФ и ГД ФС РФ, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.Рассмотрение предложения, и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации"(решаются вопросы о наименовании и статусе нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства РФ, действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ) После подписания международного договора Президент РФ обращается в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае, если КС РФ признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции РФ, указанный международный договор вносится в ГД на ратификацию. Одновременно с международным договором в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта. Проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта и тд. ФЗ о ратификации международного договора принимается палатами ФС РФ. ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами ФС РФ. ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для иностранного государства международного договора.
Образование в составе РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в соответствии с настоящим ФКЗ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части.Образование в составе РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, настоящим ФКЗ, а также ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта. При принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Образование в составе РФ нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов РФ об образовании нового субъекта направляется Президенту РФ. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием нового субъекта.
48.ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.Задачами производствапо делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Всесторонность и полнота исследования всех обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все имеющиеся значение факторы для правильного рассмотрения дела (имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела). Принцип объективности выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. Сущностьпринципа законности состоит в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. В этой связи важной задачей производства по делам об административных правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления. Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является также задача превентивно-предупредительная, призванная выявить причины и условия, способствующие совершению административных проступков. Органы и должностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующие организации их должностным лицам представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется государственном языке РФ, на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения. Согласно ст. 24.4 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. В ст. 24.5 КоАП РФ указаны обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. КоАП РФ предусматривает существенные отличия для физических и юридических лиц, касающиеся вопроса издержек производства. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном право нарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица (за исключением сумм, выплаченных переводчику). Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта РФ. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Участники административного производста:
- лицо, в отношении которого ведется административное производство по делу об административном производстве.
- потерпевший. - законные представители. - защитник и представитель. - свидетель. - понятой.
- эксперт. - переводчик. - специалист.
- прокурор.
49.ПРОКУРАТУРА РФ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ.Прокуратура – специальный государственный орган, независимый от всех других государственных структур, обеспечивающий нормальное функционирование механизма сдержек и противовесов.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, является ФЗ «О прокуратуре». В этом законе определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работы с кадрами и другие вопросы.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Основной функцией прокуратуры можно назвать охрану основ государственного строя и целостности РФ, прав и свобод ее граждан, законных интересов юридических лиц.
Раздел II Закона посвящен системе и организации прокуратуры в РФ. Пункт 1 ст.11 закрепляет, что систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
В основе организации системы органов прокуратуры находится федеральное устройство России и ее административно-территориальное деление. Данная система может быть представлена в виде трех звеньев:
- центральный орган прокуратуры страны;
- органы прокуратуры субъектов РФ;
- органы прокуратуры городов (районов).
Генеральная прокуратура РФ является высшим звеном в системе органов прокуратуры. Структуру генеральной прокуратуры составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Ген.прокуратуру РФ возглавляет Ген.прокурор РФ. Срок полномочий Генерального прокурора 5 лет. Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям.
Прокуратуры субъектов РФ являются нижестоящим звеном после Ген.прокуратуры РФ. Прокуратуры субъектов федерации возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Здесь образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых на должность прокурором субъекта. Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов и районов, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
Прокуратуры городов и районов является низовым звеном системы органов прокуратуры. Указанные прокуратуры возглавляются прокурором, в них устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ.
50.РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РФ.Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, ФС РФ (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Из этого следует, что в РФ существует триада разделения властей: законодательную власть осуществляет ФС РФ, исполнительную — Правительство РФ, судебную — КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ и другие федеральные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В субъектах РФ вопросы организации государственной власти устанавливаются в конституциях республик, уставах других субъектов. Разделение государственной власти между федеральным центром и субъектами РФ тесно связано с другим конституционным принципом — разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, закрепленным в ст. 5, 11 и конкретизированным в ст. 71, 72, 73 Конституции РФ, Федеративном договоре и двусторонних договорах между РФ и ее субъектами. Последовательная реализация принципа разделения властей непосредственным образом связана с отделением государственной власти от органов местного самоуправления. Это отражено в конституционном положении о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Раскрывая принцип разделения властей, следует подчеркнуть, что он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе.
51.РЕФЕРЕНДУМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Референдум РФ — всенародное голосование ее граждан по наиболее важным вопросам государственного значения — проводится на всей территории федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании и свободном участии. ФЗ от 1997 года, с изменениями и дополнениями от 1999 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» определяет основные гарантии реализации гражданами РФ их конституционного права участвовать в референдуме, избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума. Референдумы проводятся в порядке и сроки, установленные ФКЗ 1995 г. «О референдуме РФ» (в ред. 2002 г.). На референдум субъекта РФ не могут выноситься вопросы, находящиеся в ведении РФ либо в совместном ведении федерации и ее субъектов, а на местный референдум — вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Вопросы, выносимые на референдум субъекта федерации, местный референдум, не должны противоречить федеральному законодательству. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после их отмены. Срок, в течение которого не проводится повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, устанавливается законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, но он не может превышать двух лет. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме.
Референдум субъекта РФ, местный референдум назначаются соответственно органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Решение о проведении референдума РФ, референдума субъекта РФ должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума — не менее чем за 45 дней.
На референдум не могут выноситься следующие вопросы:
- об изменении статуса субъектов РФ;
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, СФ и ГД РФ, о проведении досрочных выборов Президента, ГД РФ, или досрочном формировании СФ РФ, либо об отсрочке таких выборов;
- о принятии и изменении федерального бюджета;
- об исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств государства;
- о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, освобождении от их уплаты;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- о принятии амнистии и помилования (ст. 3).
Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса (ст. 4). Проведение региональных и местных референдумов регулируется законами субъектов РФ.
52.РОССИЯ – ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ.Демократический характер РФ находит свое выражение в таких структурных элементах конституционного строя, как народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.
Референдум РФ — всенародное голосование ее граждан по наиболее важным вопросам государственного значения — проводится на всей территории федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании и свободном участии.
Выборы в Российской Федерации — это выборы Президента РФ, депутатов ГД РФ; выборы в органы государственной власти субъектов РФ — депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, глав субъектов РФ; в органы местного самоуправления (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления). Правовую основу выборов составляют ФЗ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Конституционное закрепление принципа разделения властей — важная предпосылка эффективного функционирования государственной власти, которая в соответствии с Конституцией РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельна. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других. Поэтому последовательная реализация данного принципа есть необходимое условие надежного функционирования всего государственного механизма. Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления.
Неотъемлемым свойством (элементом) демократического государства является идеологическое и политическое многообразие, что закреплено в ст. 13 Конституции Российской Федерации. Идеологическое многообразиеозначает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Такая идеология, которую разделяло бы и поддерживало большинство социальных слоев и групп российского общества, необходима. Политическое многообразие означает, во-первых, многопартийность, во-вторых, равенство общественных объединений перед законом, в-третьих, свободу деятельности общественных объединений, в-четвертых, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Важный элемент демократизма Российского государства — функционирование местного самоуправления, которое выступает одной из форм осуществления народовластия.
О значимости местного самоуправления для развития российского общества свидетельствуют:
- закрепление местного самоуправления в гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя»;
- признание и гарантированность местного самоуправления Конституцией;
- самостоятельность при осуществлении своих полномочий; отделение местного самоуправления от государственной власти (ст. 12).
Местное самоуправление в Российской Федерации — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, учитывающая интересы населения, его исторические и иные местные традиции. Основные направления реформы местного самоуправления предусматривают решение задач по созданию финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.
53.РОССИЯ – СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ГОСУДАРСТВА.Закрепление светского характера РФ (ст. 14 Конституции РФ) означает, во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии — никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом. Эти конституционные положения раскрываются в ФЗ от 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, ФЗ устанавливает, что государство:
- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления;
- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному ФЗ;
- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В этом же ФЗ закрепляется, что религиозное объединение:
- создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;
- не выполняет функций государственных органов и органов местного самоуправления;
- не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
- не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь.