Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
Основными признаками тоталитаризма как общественного явления являются:
- Стремление воплощения в жизнь утопической идеи, какие бы исходные цели и принципы в ней ни были заложены.
- Ничем не ограниченное насилие, диктатура и террор при достижении цепей.
- Тотальный контроль над всей общественной жизнью, ее унификация в соответствии с господствующей идеологией правящей партии, владеющей монопольным правом на политическую деятельность. Запрещение политической и иной оппозиции и свободомыслия.
- Превращение всей собственности в государственную.
- Тотальный контроль над личностью, полное ее подчинение государству, чиновничий произвол от имени государства.
- Тотальный контроль над духовной жизнью и творчеством.
- Культ личности вождя и превращение большинства населения в толпу, послушную его воле.
Намерение переделать старое общество и создать новое в соответствии с постулатами марксистко-ленинской теории с самого начала было стимулом всех практических действий большевиков, от создания партии нового типа и подготовки этой партией Октябрьского переворота до составления пятилетних планов и программ построения социализма. Практическое воплощение тоталитарных намерений началось уже в условиях мировой и гражданской войн после применения насилия к старым властным структурам и их сторонникам. На всех попытках социалистических преобразований с самого начала лежала печать принуждения и насилия. С самого начала руководство партии взяло курс на создание политической, экономической, социальной и культурной ситуации, близкой к той, которая существовала в годы гражданской войны и военного коммунизма и характеризовалась господством революционного террора и чрезвычайных мер. Сама же ситуация требовала подавления малейших ростков оппозиции сталинской группировке. Циничная установка Сталина «властвуют не те, кто выбирают и голосуют, а те, кто правят» была впервые высказана в 20-х годах, а сначала 30-х годов стала воплощаться в жизнь с невероятной жестокостью и последовательностью. Очень скоро диктатор сумел поставить людей в такие условия, когда у них не только не было каналов выражения независимого мнения, но и само выражение такого мнения грозило репрессиями. К середине 30-х годов создание тоталитарного режима завершилось. Советский тоталитаризм имел ярко выраженные специфические черты:
- длительность существования – с 30-х годов до 1991г.;
- огосударствление всей экономики;
- масштабы террора;
- глубина культа личности Сталина;
- сохранение вплоть до сегодняшних дней идейных и организационных носителей тоталитаризма в лице КПРФ и других многочисленных коммунистических организаций, что ставит под угрозу необратимость демократических преобразований.
С самого начала рождения СССР и до 1991г. решения, принимаемые высшими государственными органами в любой сфере, утверждались постановлениями Политбюро и ЦК. Все партийные решения проводились в жизнь советскими органами. В итоге партийный аппарат фактически руководил государством. С 20-х годов до краха тоталитарного режима партийный аппарат контролировал систему управления сугубо тайными средствами (вся переписка велась через фельдъегерскую связь ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ). Благодаря этому была создана уникальная, невидимая для абсолютного большинства граждан СССР система власти. Пороком советской системы были выборы в советы всех уровней на безальтернативной основе. При тоталитарном режиме формально единовластные советы были в целом второстепенными элементами политической системы. Партийные директивы полностью и обязательно выполнялись государственными органами, причем ни в одном официальном решении любого уровня Советской власти не могло быть даже ссылки на соответствующее указание партийных комитетов. Абсолютная власть была сконцентрирована в высших звеньях партийного аппарата. Огромную роль в складывании механизма политического управления СССР сыграла новая большевистская бюрократия, которая была поставлена в основу государственного управления. Все упомянутое шло в одном ряду с распространением протекционизма и привилегий. Вместе с суеверным почтением к государству росло чинопочитание. Возродилась известная ранее мораль группового эгоизма, ложно понятой чести мундира, сокрытие должностных преступлений, унижения человеческого достоинства подчиненного, грубости. В 30-е годы партийные комитеты, став основной частью тоталитарного режима, утратили политические формы руководства, подменяя советские и хозяйственные органы. Партийный аппарат сконцентрировал в своих руках необъятную власть. Окончательное становление тоталитарного режима не было связано с какими либо кардинальными преобразованиями системы государственного управления. Более того, в 1936г. была принята новая демократическая конституция СССР, ликвидировавшая ограничения прав и свобод граждан. Определенные изменения коснулись сферы юриспруденции и судопроизводства, но в целом правовая и управленческая база тоталитаризма осталась прежней.
Впервые было проведено разграничение между представительными органами государственной власти (от поселковых советов до Верховного совета СССР) и органами государственного управления. Вся система управления, созданная на основе конституции 1936г., фактически была лишь формальным прикрытием диктатуры ВКП(б). Любые решения принимались вначале соответствующими партийными комитетами, затем автоматически утверждались государственными органами. Все руководящие должности системы управления занимала номенклатура партии.
Период войны в государстве с любой общественной системой способствует централизации управления. Тоталитарный режим СССР, постоянно функционирующий в чрезвычайных условиях, идеально подходил для военного времени. Тем не менее, в СССР были созданы новые чрезвычайные органы, и процесс централизации достиг апогея. Основной доминантой развития системы управления в период войны была концентрация власти у руководства партии. Система государственного управления в годы войны продемонстрировала высокую эффективность, удалось создать слаженное военное хозяйства, превзойдя Германию и ее союзников по количеству и качеству военной техники и обеспечить начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Но из-за тоталитарного режима общество заплатило за победу невероятно кровавую цену – 27 млн. погибших не только в боях с Германией, но и от собственного диктатора. Окончание ВОВ, вместе с тем, ознаменовало начало системного или всеобщего кризиса охватившего вначале тоталитарную, а затем экономическую и социальную сферы. Руководство КПСС с помощью сохранения политического господства так и не решилось на проведение кардинальных экономических реформ по смене административно-командной системы. Тем не менее, социально-экономические реформы 50-60-х годов и конъюнктурные внешнеэкономические изменения оттянули агонию тоталитарного режима до 1991 года.