Школа человеческих отношений (1930-1950) и поведенческих наук (1950-до наших дней)

Обе школы появились, когда психология была в зачаточном состоянии. Интересы управленцев и психологов не пересекались. Человеческий фактор как основной элемент эффективности организации многими управленцами в полной мере не осознавался. Но поскольку “менеджмент - обеспечение выполнения работы с помощью других лиц” - человеческим отношениям в организациях стали придавать больше значения. Стало понятно, что у работников имеются такие потребности, которые лишь косвенно, частично удовлетворяются деньгами. Развитие психологии и социологии сделало изучение поведения человека на рабочем месте более научным. Лайкерт, Маслоу, Мак Грегор, Герцберг - эти ученые изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, коммуникации в организации. Школа человеческих отношений сосредотачивала внимание на межличностных отношениях, а поведенческая школа стремилась оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Цель - повысить эффективность организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.

Школа экономико-математических методов (1950 - по настоящее время)

Свой вклад в науку управления внесли такие дисциплины как математика, статистика, инженерные науки. Применение количественных методов в теории управления подстегнула вторая мировая война. Именно в то время получила распространение дисциплина “исследование операций”, с помощью которой можно рассчитывать оптимальные пути решения многих проблем. Применение количественных методов в теории управления позволяет использовать моделирование. После постановки проблемы разрабатывается модель ситуации. Модель - форма представления реальности. Модели упрощают сложные проблемы, используют управляемое количество переменных, которым задаются количественные значения. Развитие компьютеров позволяет конструировать сложные модели, приближаться к реальности, просчитывать многие ситуации. С ростом количества управленцев образованных, подготовленных, вклад количественных методов в теорию управления возрастает.

Контрольные вопросы

1. Системный подход в управлении.

2. Процессный подход в управлении.

3. Ситуационный подход в управлении.

4. Школа научного управления.

5. Классическая или административная школа управления.

6. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

7. Школа экономико-математических методов

Практическое задание

Описать взаимоотношения “тренер-спортсмен”, “учитель - ученики”, “преподаватель-студенты”, используя понятия и определения, принятые в процессном, системном и ситуационном подходах, так как “тренер”, “учитель” и “преподаватель” являются управленцами низового звена по отношению к спортсменам, ученикам и студентам.

Лекция 3. Внутренняя среда организации

Любая организация характеризуется набором внутренних переменных факторов, которые являются результатом управленческих решений, поскольку организации это системы, созданные людьми.Основные переменные в организации: цели, структура, задачи, технологии и люди

Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого добивается организация. Организации разных типов имеют разные цели. Госорганизации волнуют затраты, коммерческие - прибыль. Цели подразделений занятых сходной деятельностью в разных организациях будут ближе, чем цели организации и подразделения в одной организации.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, чтоб достичь целей организации эффективно.

Функциональная область - работа подразделения (отдел финансов, маркетинга и т.п.). Во всех организациях (кроме мелких) имеется горизонтальное разделение труда по управленческим линиям, специалистов группируют в подразделения.

Объем управления

Вертикальное разделение труда, то есть отделение работы по координации от непосредственной работы, дает иерархию управленческих уровней (формальное подчинение лиц нижестоящих вышестоящим). Лицо на высшей ступени управления может иметь в подчинении несколько руководителей среднего звена из разных функциональных областей. Число лиц, подчиняющихся одному руководителю -сфера контроля - важный аспект оргструктуры. В этом смысле можно выделитьплоскую структуруорганизации, если руководителю подчиняется много людей - сфера контроля широкая, имногоуровневую, сфера контроля узкая. Идеальной сферы контроля не существует.

Задачи - предписанная работа, серия работ, которая должна быть выполнена предписанным способом в оговоренные сроки. Задача предписывается не работнику, а должности. Задачи организации подразделяют на три категории - работа с людьми, предметами и информацией.

Специализация задач повышает эффективность, приносит прибыль. Преимущество специализации было подмечено А.Смитом, известным экономистом в 1910 году и описано в его знаменитой книге “Богатство народов”. Без разделения труда рабочий едва ли бы смог сделать 1 булавку в день, в лучшем случае -20. Когда же работу разделили на 18 операций, то 10 человек, работая вместе смогли сделать 48 тысяч булавок в день, то есть 4800 на человека. Поэтому с таким ростом производительности труда отмечают начало промышленной революции, которая невозможна и безстандартизации, механизации и конвейерных линий сборки(1913, Г. Форд). В области предоставления услуг стандартизованных изделий просто не существует. Стандартизация имеет отношение к процессу создания каждой единицы услуги, а не к самим услугам. Количество пациентов у врача в день не говорит о его производительности, важно, скольким он принес облегчение, то естькачество. В рекламном деле, бухучете, юриспруденции, индустрии развлечений имеет значениерезультативность. Самые значительные преимущества возникают как следствие совершенной организации и управления.

Технология -средство преобразования сырья, будь то люди, информация, материалы - в искомые продукты и услуги (социолог Ч. Перроу).Технология -сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, знаний, необходимых для желаемого преобразования в материалах, информации, людях (Дейвис). Специалисты по управлению предложили все имеющиеся в общественном производстве технологии разделить на три группы.

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное (самолеты, компьютеры, медоборудование).

2. Массовое, крупносерийное (конвейер, потребительские товары, стандартная продукция).

3. Непрерывное производство (автоматизированное) - переработка нефти, сталеплавление, энергетика.

С точки зрения социологов все технологии можно классифицировать по-другому. В частности Томпсон предложил разделить технологии на:

· многозвенные - серия взаимозависимых задач, которые выполняются последовательно;

· посреднические технологии, которые сводят продавцов и потребителей (банк, телефонные станции, бюро по трудоустройству и т.п.);

· интенсивная технология (производство кино, больница).

Все выше рассмотренные переменные в организации - технические элементы или компоненты, а социальный компонент -люди. Для организации важны такие аспекты человеческой переменной: поведение отдельных людей, в группах, поведение руководителя, его влияние на группу. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. На индивидуальное поведение и успешность деятельности человека влияют такие факторы какумственные и физические способности(это индивидуальные качества, присущие данному человеку). Нередко человека отличает от других ипредрасположенность, и одаренность(имеющийся потенциал в человеке в отношении выполнения какой-то работы). Необходимо отметить такжеценности и взгляды (общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо, и что плохо). Ценности приобретаются и формируются в семье, в процессе обучения, воспитания.Потребности -внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо.

Восприятие - интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что они воспринимают как происходящее.

Рабочая среда - совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации.Группы - сообщества людей, разделяющие одни установки, ценности и ожидания в вопросах, связанных с пониманием поведенческой нормы.Норма- стандарт поведения в данных условиях. Лидерство- средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей.

Наши рекомендации