Советского тоталитарного политического режима

Дальнейшее развитие исполнительных органов власти и их функций связано с образованием нового советского государства на территории бывшей Российской империи и РСФС – СССР.

Термин «исполнительная власть», как было отмечено выше, в советской юридической науке и практике не использовался. Однако употребляемое понятие «административная власть», которая формировалась советскими государственными органами управления производством, распределением, потреблением, учетом, обороной и безопасностью страны, а также правоприменяющими органами, содержало исполнительные функции.

Высшим исполнительным и распорядительным органом СССР являлся Совет народных комиссаров (Совнарком). Статус СНК, правительства СССР был определен Конституцией СССР 1924 г. и Положением о СНК СССР от 12 ноября 1923 г.

По Конституции ЦИК СССР образовывал Советское правительство, состоящее из председателя СНК, заместителей председателя СНК, председателя Высшего Совета Народного Хозяйства и народных комиссаров. В главах о высших органах Конституция СССР 1924 г. закрепила единство законодательной и исполнительной власти. В силу этого, СНК СССР издавал декреты и постановления, которые могли быть приостановлены и отменены ЦИК СССР и его Президиумом, а ЦИК и Президиумы ЦИК союзных республик могли их опротестовать в Президиум ЦИК СССР.

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления создавалось 10 Народных комиссариатов СССР. В соответствии с разграничением компетенции между Союзом ССР и союзными республиками образовывалось пять общесоюзных наркоматов: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов.

Создавалось и пять объединенных (позднее они стали называться союзно-республиканские) наркоматов: продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции и Высший Совет народного Хозяйства (ВСНХ).

Народные комиссариаты имели своих уполномоченных при союзных республиках. Объединенные Народные комиссариаты осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные народные комиссариаты этих республик. Все остальные сферы управления осуществлялись исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские Народные комиссариаты: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Народные комиссариаты СССР возглавлялись народными комиссарами. В организации и деятельности народных комиссаров сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При народном комиссаре, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая его исполнение. Народные комиссары были ответственны перед СНК СССР, ЦИК СССР и его Президиумом.

Проведение политики коллективизации и индустриализации, привело к необходимости внесения изменений в аппарат управления государственными органами, народным хозяйством, наукой, образованием и культурой. Нарастание угрозы мировой войны приводит к усилению милитаризации системы органов исполнительной власти, как по форме, так и по содержанию их работы. Происходит централизация управления предприятиями и учреждениями. По мере роста численности производственных предприятий и государственных учреждений происходит увеличение бюрократического аппарата и системы органов государственного управления. Всецело устанавливается господство принципа централизованного единоначалия в органах исполнительной власти.

По постановлению ЦИК СССР от 7 декабря 1929 г. был образован объединенный Народный комиссариат земледелия Союза СССР, на который было возложено: организация и управление сельскохозяйственными предприятиями союзного значения, руководство и объединение работы сельскохозяйственной кооперации и системы сельскохозяйственного кредита; разработка генерального плана развития сельского хозяйства, перспективного плана и ежегодных контрольных цифр; наблюдение за ведением лесного хозяйства; организация обслуживания сельского хозяйства по линии снабжения машинами, тракторами и удобрениями; руководство сельскохозяйственной электрификацией и постановка дела первичной обработки сельскохозяйственных продуктов; организация и руководство переселенческим делом; организация и руководство научно-опытной работы в области сельского хозяйства; руководство созданием и переподготовкой кадров для реорганизовывавшегося сельского хозяйства; руководство проведением посевных кампаний.

Изменился правовой статус Госплана. В 1931 г. он из комиссии при СТО был преобразован в комиссию при СНК СССР, причем был наделен правами наркомата. Разукрупнялись некоторые наркоматы. Так, в 1930 г. Наркомат торговли был поделен на общесоюзный Наркомат торговли и союзно-республиканский наркомат снабжения. Совместным постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший совет Народного Хозяйства СССР в общесоюзный наркомат тяжелой промышленности. Из его состава была выделена легкая, лесная и лесоперерабатывающая промышленность и были созданы объединенный наркомат легкой промышленности и общесоюзный Наркомат лесной промышленности. Этим постановлением было предложено ЦИК союзных республик преобразовать ВСНХ союзных республик в наркоматы легкой промышленности. В 1931 г. был подвергнут разукрупнению Наркомат путей сообщения, из которого выделился общесоюзный наркомат водного транспорта.

В 1930-1931 гг. были расширены функции Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Он осуществлял денежный контроль за хозяйственной и финансовой деятельность предприятий и организаций. Теперь исключалось взаимное кредитование хозяйственных органов. Все это осуществлял государственный банк. Были и серьезные недостатки. Так, банк давал кредиты под план независимо от его выполнения.

Совместным постановлением СНК СССР, ЦИК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. был слит Наркомат труда Союза ССР с Всесоюзным Центральным Советом профессиональных союзов. Следовательно, расширялись права ВЦСПС в руководстве трудовыми отношениями. Постановлением СНК СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 10 сентября 1933 г. ВЦСПС и центральным комитетам профсоюзов передавались все средства социального страхования, состоявшие в ведении Наркомата труда СССР и его органов: санатории, дома отдыха, научные институты и другие учреждения, а также помещения и имущество, кадры органов труда и социального страхования. На ВЦСПС было возложено общее руководство социальным страхованием, контроль и инструктирование профсоюзов по вопросам социального страхования, представление на утверждение СНК СССР сводного бюджета социального страхования и тарифа страховых взносов. При центральных комитетах профсоюзов и их местных органах по решению ВЦСПС создавались инспекции труда по отраслевому принципу. За инспекциями труда сохранялось право наложения штрафов за нарушение законодательства о труде. ВЦСПС и местные советы профсоюзов регистрировали коллективные договоры и могли отменить те договоры, которые противоречили законам. ВЦСПС представлял в СНК СССР заключения по планам, по труду по численности работников, фонду заработной платы, производительности труда, которые вносились Госпланом СССР на утверждение СНК Союза ССР.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г. была ликвидирована во всех советских и хозяйственных органах функциональная система построения аппарата и вводилась производственная и производственно-территориальная система управления. Оставшимся от функциональной системы органам (отделы кадров, плановые, финансовые и т.д.) запрещалось вмешиваться в работу низовых звеньев через голову главных управлений. В хозяйственном аппарате ликвидировались объединения, сокращалось количество трестов и расширялась непосредственная связь центральных хозяйственных органов, начиная от народных комиссариатов с крупнейшими подчиненными им предприятиями. Ликвидировались коллегии. Позднее коллегии наркоматов были восстановлены. При народных комиссариатах создавались советы в количестве от 40 до 70 человек, причем не менее половины их состава должны были быть представители местных организаций и предприятий. Созывались они раз в два месяца.

В последующие годы шел процесс преодоления функциональной системы управления в промышленности. В связи с этим была проделана значительная работа по перестройке внутренней структуры главных управлений промышленных наркоматов. Основной ячейкой главков стали производственные отделы, которые строились по территориальному принципу. Перестройка заняла довольно значительное время, и лишь в 1940 г. функциональная система управления была окончательно ликвидирована. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1936 г. О хозрасчетных правах главных управлений промышленных народных комиссариатов значительно расширило функции главков. Наряду с производственными функциями им были присвоены сбытовые и снабженческие функции на основе хозрасчета. Действовавшие в то время конторы по сбыту и снабжению были реорганизованы в отделы главков. Возникновение новых отраслей промышленности повлекло дальнейшую специализацию и разукрупнение народных комиссариатов, создание новых комиссариатов.

Академия наук СССР была передана в ведение Совнаркома СССР. Отчет Академии наук стал периодически заслушиваться советским правительством. В ноябре 1935 г. СНК СССР утвердил Устав Академии наук СССР, который определял в качестве ее задачи всемерное содействие общему подъему теоретических, а также прикладных наук в СССР, изучение и развитее достижений мировой научной мысли. В феврале 1936 г. Коммунистическая академия была слита с Академией наук СССР. Академия наук СССР стала во главе научно-исследовательской работы в Советском Союзе по всем направлениям научной мысли. Были созданы научно-исследовательские институты в Башкирии, Бурят-Монгольской, Дагестанской, Марийской и других автономных республиках. Расширялась сеть научно-исследовательских институтов: в 1935 г. был создан Институт физических проблем, в 1936 г. – Институт истории. В 1937 г. – Институт геологических наук и т.д.

Постановлением от 17 января 1936 г. ЦИК и СНК СССР в целях объединения всего руководства развитием искусства в СССР был образован Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР.

СНК СССР издал 3 сентября 1935 г. постановление Об организации учебной работы и внутреннего распорядке в начальной, неполной средней и средней школе, а 9 апреля 1936 г. – о повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам.

В июне 1936 г. СНК СССР издал постановление «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой». Для укрепления руководства высшим образованием в стране в 1936 г. был образован всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, который руководил работой всех высших учебных заведений, за исключением военных учебных заведений, а также учебных заведений, подчиненных Всесоюзному комитету по делам искусств при СНК СССР. В сентябре 1938 г. СНК СССР утвердил Типовой устав высшего учебного заведения.

Для контроля над деятельностью всех судов СССР и улучшения качества работы в июле 1936 г. был создан Народный комиссариат юстиции СССР. Он должен был осуществлять наблюдение за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщать судебную практику и в случае необходимости разрабатывать изменения и дополнения к законам. НКЮ СССР давал судам общие указания, занимался всеми организационно-хозяйственными вопросами судебных органов, а также осуществлял общее руководство нотариатом и надзором за его работой. НКЮ осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью коллегии защитников (адвокатов) и организовывал юридическую помощь населению. На НКЮ СССР возлагались проведение работы по кодификации законодательства СССР, дача юридических консультаций и заключений для СНК СССР. Ему также было поручено ведение судебной статистики и руководство изданием юридической литературы.

По Конституции СССР 1936 г. высшим исполнительным и распорядительным органом советского государства, как и по конституции СССР 1924 г., являлся Совет народных комиссаров, который образовывался Верховным Советом СССР. В главе V Конституции СССР определялась компетенция Совета народных комиссаров. Он был подчинен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР. СНК СССР издавал постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР. СНК объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских Народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений и осуществлял другие меры по управлению страной. По Конституции СССР 1936 г. было создано 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности и оборонной промышленности, и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренних дел, внутренней торговли, юстиции и здравоохранения.

Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они имели право в пределах своей компетенции издавать приказы и инструкции на основании и во исполнение действовавших законов, а также постановлений и распоряжений СНК СССР и проверяли их исполнение. Высшим исполнительным и распорядительным органом союзной или автономной республики являлся Совет народных комиссаров, образуемый Верховным Советом республики. По Конституции РСФСР 1937 г. Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся Совет народных комиссаров. Он состоял из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой комиссии РСФСР, народных комиссаров РСФСР: пищевой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, просвещения. Местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, уполномоченного комитета заготовок СССР, начальника Управления по делам искусств, уполномоченных общесоюзных народных комиссариатов. Соответственно были построены высшие органы государственной власти и управления автономных республик.

В декабре 1936 г. из наркомата тяжелой промышленности был выделен Наркомат оборонной промышленности. В августе 1937 г. из народного комиссариата тяжелой промышленности была выделена машиностроительная промышленность и образован общесоюзный Наркомат машиностроения.

В марте 1938 г. был создан Комитет по делам кинематографии при совнаркоме Союза СССР. 12 октября 1939 г. Наркомат топливной промышленности был разделен на два Наркомата: угольной и нефтяной промышленности. В апреле 1939 г. из наркомата электростанций и электропромышленности выделяется наркомат электропромышленности. В мае 1939 г. был образован общесоюзный наркомат по строительству. К августу 1940 года количество общесоюзных наркоматов увеличилось до 25, а союзно-республиканских – до 16.

В связи с возросшим объемом работы СНК СССР в 1937 г. в помощь ему был создан экономический совет, который действовал на правах постоянной комиссии Совнаркома. Совет рассматривал годовые и квартальные народнохозяйственные планы и вносил их на утверждение СНК, контролировал выполнение планов, знакомился с положением отдельных отраслей народного хозяйства, принимал меры по улучшению их работы и т.д. Он имел право издавать постановления и распоряжения, обязательные для всех наркоматов СССР, СНК союзных республик и местных советских органов. Председателем Экономического совета являлся председатель СНК СССР, а членами – его заместители, представители ВЦСПС и наркомата государственного контроля СССР.

Для улучшения руководства хозяйственными наркоматами, количество которых значительно увеличилось, в апреле 1940 года при СНК СССР было создано шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы руководили работой наркоматов и главных управлений соответствующих профилей и имели право давать обязательные распоряжения. Состав хозяйственных советов утверждался СНК СССР в количестве 3-5 человек. Они возглавлялись заместителями председателя СНК.

Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война явилась тяжелейшим испытанием для Советского государства. На пути к Великой Победе происходила кардинальная перестройка жизни общества и государства. В первый день войны был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», по которому военное положение вводилось в европейской части СССР, и объявлялась мобилизация населения ряда возрастов. В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, а где их не было – высшему командованию войсковых соединений. Они наделялись широкими чрезвычайными полномочиями: привлечение граждан к трудовой повинности для оборонных работ, охрана важнейших народнохозяйственных объектов и участие в борьбе с различными стихийными бедствиями, установление военно-квартирной обязанности для расквартирования воинских частей и учреждений, объявление трудовой и автогужевой повинности для военных надобностей, изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и отдельных граждан, регулирование времени работы предприятий и учреждений, обеспечение порядка уличного движения, организация всякого рода массовых мероприятий, определение порядка местожительства и передвижения. По всем вышеперечисленным вопросам военные власти имели право издавать обязательные постановления, неисполнение которых влекло административную ответственность и даже уголовную. Военные власти имели право отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения.

В начале Великой Отечественной войны 30 июня 1941 г. был образован орган, взявший на себя всю полноту государственной власти - Государственный комитет обороны (ГКО), в т.ч. и исполнительной.

ГКО руководил деятельностью всех наркоматов и ведомств, решал вопросы перестройки экономики и мобилизации людских ресурсов для нужд фронта и народного хозяйства, подготовки кадров для вооруженных сил, эвакуации предприятий из районов, которым угрожала опасность быть занятыми немецкими войсками. ГКО разрабатывал и ставил перед Вооруженными силами задачи военно-политического характера и требовал их успешного и оперативного решения.

Будучи высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР Совет народных комиссаров, в годы войны целиком и полностью подчинялся ГКО.

В отдельных случаях, для решения наиболее сложных проблем Государственный комитет обороны образовывал специальные комитеты, комиссии, советы. Так, например, при СНК СССР был создан совет по эвакуации, задачей которого являлась перебазирование промышленности из западных районов страны в восточные и т.д. Были созданы новые чрезвычайные органы: Комитет по учету и распределению рабочей силы. Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др.

Существовал институт уполномоченных ГКО. Обычно уполномоченные назначались ГКО для решения определенных вопросов. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партий. В них также входили председатели областного или городского исполкомов, представители военного командования, начальники управления НКВД и другие лица. Они были созданы в Севастополе, Сталинграде, Одессе, Туле, Ростове, Воронеже и других городах. Всего их было создано более 60.

Реализация постановления. ГКО 17 сентября 1941 «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет было возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. Для этого в составе Наркомата обороны было образовано управление всеобщего военного обучения, а в военных округах, областных, краевых, республиканских военкоматах – отделы Всеобуча. В райвоенкоматах были 2-3 инструктора Всеобуча. В качестве инструкторов должны были привлекаться командиры запаса и наиболее подготовленные рядовые старших возрастов, не призванные в армию.

В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов, связанных с выполнением в условиях военного времени возложенных на народные комиссариаты СССР задач и в первую очередь выполнением планов производства и строительства, СНК СССР постановлением от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» предоставил им право: распределять и перераспределять материальные ресурсы наркомата между отдельными предприятиями и строительствами, разрешать директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы для выполнения производственных планов и заказов по договорам, перераспределять капиталовложения по сверхлимитным строительствам, разрешать пуск в эксплуатацию строившихся предприятий и их отдельных частей с последующим уведомлением СНК СССР, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ за счет капиталовложений, внелимитных затрат, капитального ремонта, а при отсутствии их – в счет себестоимости продукции и т.д.

Для решения задачи обеспечения Вооруженных Сил новейшими видами военной техники в сентябре 1941 г. был создан Народный комиссариат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Народный комиссариат минометного вооружения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На нее была возложена обязанность по сбору документальных данных, их проверке, подготовка материалов о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе, причиненном советским гражданам, колхозам и государству в результате оккупации советских территорий армиями гитлеровской Германии и ее сообщников. Комиссии было предоставлено право поручать надлежащим органам производить расследования, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников. Подобные комиссии были созданы в республиках, краях, областях и городах, подвергшихся оккупации. Иногда они создавались в городах, которые не были оккупированы.

По окончании войны упразднялись чрезвычайные и другие органы, вызванные потребностями военного времени. Дела упраздненного ГКО были переданы Совету Народных Комиссаров. Военно-промышленные комитеты преобразованы в органы управления мирными отраслями производства.

В марте 1946 г. Верховный Совет Советского Союза принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов – в министерства. Такое преобразование по существу было простым переименованием. Поиски лучшей организации управления народным хозяйством породили тенденцию к разукрупнению ведомств, созданию новых отраслевых органов. В феврале 1947 г. в стране уже имелось 36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских министерств. Однако вскоре процесс дифференциации ведомств сменяется обратными процессом. В 1948-1949 годах происходит объединение ряда министерств. В результате к марту 1949 году их количество уменьшилось до 28 общесоюзных и 20 союзно-республиканских. В последующие годы процесс создания и упразднения ведомств шел, по существу, беспрерывно. Попытки совершенствования системы органов государственного управления проводилось не только за счет количественных изменений, но и по линии перераспределения компетенции между органами.

В 50-е гг. ХХ в. остро встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Существовавшая централизация административно-командная система сковывала инициативу предприятий, тормозила развитие промышленности и строительства. Выход виделся в осуществлении организационных мер, реорганизации управления. В соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был заменен территориальным. В связи с этим были упразднены некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие промышленностью и строительством.

Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики создавался Совет народного хозяйства (совнархоз), который руководил всеми предприятиями и стройками. Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Но с созданием совнархозов в основу управления промышленностью и строительством были положены не экономические методы, а видоизмененные административно-командные.

В 1956 г. были упразднены Министерство юстиции СССР, Министерства юстиции союзных республик, а функции управления в области юстиции переданы Верховному Суду СССР, Верховным судам союзных республик и автономных республик, краевым, областным судам.

В 1957 г. восстанавливаются наблюдательные комиссии, которые создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. Перед наблюдательными комиссиями ставилась задача осуществления постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду. Комиссии должны были привлекать общественность к перевоспитанию осужденных, содействовать в трудоустройстве лицам, освобожденным из мест заключения.

Децентрализация управления не привела к существенному росту сельскохозяйственного производства. Поэтому руководство страны сочло необходимым внести коррективы в управление сельским хозяйством. Они осуществились по пути централизации управления. 1 марта 1965 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О повышении роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством». Постановление предусматривало расширение функций министерства. Оно осуществляло руководство развитием сельского хозяйства, несло ответственность за состояние производства в колхозах и совхозах, за организацию использования машинно-тракторного парка. Возросла роль министерства в разработке ежегодных и перспективных планов сельскохозяйственного производства и продажи колхозами и совхозами сельскохозяйственной продукции государству. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1 марта 1965 г. в районах были созданы производственные управления сельского хозяйства.

Подобные изменения в 60-х гг. ХХ в. произошли и в сфере управления промышленностью и строительством. Созданная в 1957 г. система совнархозов себя не оправдала. 2 октября 1965 г. Верховным Советом был принят закон, упразднявший совнархозы и предусматривавший восстановление производственно-отраслевой системы управления промышленностью. По закону создавались общесоюзные и союзно-республиканские министерства.

Одновременно с этим было принято постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». Реформа была направлена на усиление оперативной самостоятельности предприятий через развитие хозрасчетных отношений, освобождение их от бюрократизма отраслевого аппарата. Она преследовала также цель усиления роли и влияния трудовых коллективов в реальных экономических отношениях, прямых хозяйственных связях предприятий, развития оптовой торговли, росте эффективности труда и роста его оплаты. Однако в условиях догматизма и бюрократизма. Деформации структуры производства реальное стимулирование вытеснялось уравнительным подходом, постепенной централизацией ресурсов, фондов стимулирования, ужесточением политики ценообразования. Сохранился приоритет командно-административных методов. Ведомственный подход. Все это привело к тому, что постепенно экономическая реформа прекратилась.

Ослаблению самостоятельности предприятий и усилению централизма способствовало также создание государственного комитета по материально-техническому снабжению (Госснаб), который, по сути дела, централизовал все материально-техническое снабжение предприятий.

В 1970 г. воссоздаются Министерство юстиции СССР, Министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции краевых, областных Советов. Судебные органы освобождались от функций судебного управления.

Длительное время фактическим руководителем СССР являлся глава исполнительного органа ВКП (б)-КПСС генеральный (первый) секретарь, который мог занимать один или несколько высших постов в Советском государстве. Процесс отделения КПСС от государства поставил вопрос о руководителе государства и механизме замещения этой должности при сохранении принципа верховного единоначалия. 14 марта 1990 г. Съезд народных депутатов учреждает пост Президента СССР. Президент – это высшее должностное лицо – глава государства. Первый Президент Горбачев М.С. был избран на Съезде народных депутатов 15 марта 1990 года, однако предусматривалось впоследствии выборы Президента производить всенародным голосованием. На должность Президента мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 до 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать этот пост более двух сроков. Срок полномочий Президента составлял 5 лет.

Президент СССР являлся гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, обладал законодательной инициативой и правом вето, преодолеваемого большинством Верховного Совета в 2/3 голосов каждой из палат, принимал участие в формировании правительства и назначении на высшие должности в государстве. На Президента возлагалось принятие мер по охране суверенитета СССР и союзных республик. Он координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны, являлся Верховным главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление. При Президенте создается Президентский совет, который нацеливался на выработку политической линии взамен бывших партийно-государственных структур. Создается новый орган – Совет Федерации.

Изменениями Конституции СССР от 26 декабря 1990 г. полномочия Президента СССР расширяются. Теперь ему непосредственно подчиняется правительство, которое переименовывается из Совета Министров в Кабинет министров СССР и являются исполнительным и распорядительным органом Союза ССР. Президент получил право назначать членов Кабинета министров и отменять его акты. Учреждается пост вице-президента. Упраздняется Президентский совет, место которого занимает учрежденный Совет Безопасности СССР.

Кабинет министров СССР непосредственно возглавлял премьер-министр, который назначался Верховным Советом СССР по представлению Президента. Изменениями Конституции от 26 декабря 1990 г. упраздняется понятие союзно-республиканских министерств и государственных комитетов. Вместо этого для согласованного решения вопросов управления учреждаются специальные коллегии в союзных министерствах из представителей руководства соответствующих ведомств в республиках. Перечень министерств и других центральных органов государственного управления СССР был установлен Законом СССР от 1 апреля 1991 г.

В связи с осуществлением рыночных преобразований появляются и новые органы управления. Указом Президента СССР от 9 августа 1990 г. учреждается Фонд государственного имущества СССР, которому поручались разработка и реализация программы преобразования государственных предприятий в акционерные общества и предприятия, основанные на иных формах собственности, с одновременным осуществлением демонополизации производства. Фонд был обязан осуществлять защиту имущественных прав и интересов государства, выполнять функции держателя государственной доли акций в акционерных обществах, реализовывать меры по разгосударствлению собственности Союза ССР и др.

12 июня 1990 г. первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация «О государственном суверенитете РСФСР». Министерства и другие ведомства вплоть до МВД РСФСР были выведены из подчинения союзного руководства.

15 декабря 1990 г. претерпевает изменения исполнительно-распорядительная власть в республике. Упраздняется категория союзно-республиканских министерств и государственных комитетов. Теперь все ведомства республики подчинялись только Совету Министров РСФСР.

На основе итогов референдума 17 марта 1991 г. была введена должность Президента РСФСР. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает закон «О Президенте РСФСР». В соответствии с этим законом президент – высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. На эту должность мог избираться гражданин РСФСР не моложе 35 лет и не старше 65 лет. Срок полномочий составлял 5 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом более двух сроков подряд. Президент подписывает законы и имеет право вето, преодолеваемое большинством каждой из палат. Он руководит правительством. С согласия Верховного Совета назначает председателя Совета Министров. Назначает министров по представлению председателя правительства. Учреждается должность вице-президента. К претенденту на эту должность предъявлялись такие же требования, что и на должность президента.

После августа 1991 г. начинается установление контроля российских министерств и ведомств над всеми предприятиями и учреждениями Союза ССР, находящимися на территории России. Кабинету министров СССР было выражено недоверие, а его функции по управлению были переданы специально созданному Комитету по оперативному управлению народным хозяйством СССР. 5 сентября 1991 г. последний Пятый Съезд народных депутатов СССР принял закон «об органах государственной власти и управления СССР в переходный период». Имелось в виду, что переходный период продлится до подписания учредительных документов предполагаемого Союза Суверенных Государств и формирования его органов.

Создавался новый орган власти – государственный совет СССР, в состав которого входили Президент СССР и высшие должностные лица республик СССР. Исполнительно-распорядительная власть переходила к Межгосударственному экономическому комитету. Начинается ликвидация союзных структур управления, которые не вписывались в схему нового Союза. Постановлением Государственного совета СССР от 14 ноября 1991 г. «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР» с 1 <

Наши рекомендации