Внешнеполитические предпосылки демократии
Растущее значение для демократии имеет внешнее влияние. Оно проявляется двояко: через прямое политическое, экономическое, культурно-информационное и иное воздействие и с помощью влияния примера демократических государств.
Как показала история, демократия может быть результатом не только внутреннего развития, но и следствием внешнего воздействия, в том числе с помощью силы. В десятках бывших колоний демократические институты создавались под прямым воздействием метрополий, а в отдельных государствах, например в Доминиканской Республике и ФРГ, — после военной оккупации. Однако в случае привнесения извне демократия не будет стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необходимые для нее внутренние предпосылки.
В общем плане процессу демократизации способствует соседство с влиятельными демократическими державами и их разносторонняя поддержка. Однако далеко не всегда помощь со стороны таких стран бывает значительной и бескорыстной, тем более если речь идет о крупных государствах — бывших соперниках и потенциальных конкурентах.
Практически большинство стран мира, вступив на путь индустриального развития и не избежав более или менее длительного периода авторитарного правления, являются демократическими или идут в этом направлении. Сюда можно отнести Грецию. Испанию. Южную Корею, Филиппины, Бразилию, Чили и многие другие.
Для авторитарных режимов процесс перехода значительно облегчается тем, что здесь мы видим наличие частной собственности, рынка, определенной сферы гражданского общества, допущение в некоторых пределах плюрализма идеологических воззрений, легальной оппозиции, политических прав граждан и общественно-политических организаций. Переход Греции, Португалии, Испании и других стран к демократии тому свидетельство.
Но если для стран с авторитарными режимами путь движения ясен, то в отношении стран с тоталитарным режимом не все так просто. Вопрос заключается в том, могут ли страны с подобной политической системой сразу двигаться к демократическому обществу, минуя какие-либо переходные формы и методы властвования, или страна неизбежно должна пройти через авторитарное правление.
Данная проблема не только теоретическая, но и практическая, она прямо затрагивает нашу страну, Россию. Некоторые политологи считают. что не должно быть никакой авторитарной власти, хватит с нас «сильной руки», надо прямо идти к демократии. Другие же политологи полагают, что переход от тоталитарной системы к демократической нельзя осуществить скачком. Как утверждал Л. Мигранян, при первоначальном разгосударствлении духовной, экономической жизни, по мере юридического оформления различных форм собственности происходит усложнение общества, возникают многочисленные и конфликтующие интересы. А отсюда — опасность хаоса и краха. И пока, по его мнению, будет идти сложнейший процесс формирования и упрочения гражданского общества в экономической и духовной сферах, важно, чтобы в политической сфере сохранялась крепкая авторитарная власть, которая допускала бы ограниченную демократию. В настоящее время данная проблема обсуждается в терминах «суверенной» и «управляемой демократии».
Следовательно, речь идет о том, что российское общество не готово к демократии, что у нее нет достаточных предпосылок. Поэтому авторитарное правление должно не допустить анархии и хаоса, обеспечить разрешение многообразных конфликтных интересов в целях стабилизации и развития общества. И одновременно авторитарная власть должна способствовать созданию демократического политического механизма, вовлекая в этот процесс представителей различных институтов гражданского общества. Вопрос в том. захочет ли потом авторитарный лидер и его бюрократия делиться властью с обществом?
Таким образом, существуют два противоположных подхода к становлению демократии. Исторический опыт и теория не дают окончательного ответа на этот вопрос.
Список литературы
- «Политология», Огородников В.П., Сидоров Н.М, 2009 -272с