Необходимые предпосылки утверждения демократии. Этапы демократического процесса

Опыт авторитарных и посттоталитарных стран, в том числе и России, показывает, что становление демократии - процесс длительный и не всегда непосредственно успешный. Успех преобразований определяется степенью готовности общества к восприятию демократических ценностей и процедур, степенью укорененности авторитарных и тоталитарных традиций.

Политологи выделяют ряд условий, определяющих демократическую трансформацию общества. На схеме представлена многофакторная модель демократического транзита (перехода). Более подробно остановимся на каждой группе факторов.

Внешнеполитические факторы: характер международных отношений, соперничество или сотрудничество. Влияние внешней среды может выступать в форме экономического и информационного давления; в форме поддержки демократических сил в стране; как влияние силой примера демократических стран ("демонстрационное" воздействие более высоким уровнем жизни). Последний путь является доминирующим. Каналами распространения демократических ценностей являются СМИ, контакты между странами: туризм, культурный обмен, обучение и стажировки в западных университетах. Фактор экономического давления проявляется в форме отказа от экономических взаимоотношений с диктаторскими режимами, в форме предоставления или отказа от предоставления экономической помощи. Известны случаи, когда ряд прагматично настроенных лидеров слаборазвитых стран, стремясь получить западные кредиты, объявляли о начале либеральных экономических и политических реформ.

Экономические факторы: развитая рыночная экономика, высокие темпы экономического роста, если они используются для повышения уровня материального благосостояния населения. Связь экономического фактора с демократическими трансформациями проявляется в том, что он влияет на социальную конфигурацию общества. Признано, что без относительно высокого уровня благосостояния трудно достичь необходимого для демократии общественного согласия.

Социально-классовые факторы: изменения в социальной структуре в сторону сглаживания резкого имущественного расслоения и количественного преобладания в ней среднего класса - технической и гуманитарной интеллигенции, представителей среднего и мелкого бизнеса, высококвалифицированных рабочих, обладающих определенным уровнем дохода и образованием. На рисунке представлено графическое изображение конфигурации социально-классовой структуры стабильного демократического общества (Аним. 3). Значение, которое отводится среднему классу в теориях демократии, обусловлено его расположением между двумя полярными имущественными группами (богатыми и бедными). Он выполняет важнейшую функцию - функцию поддержания социальной стабильности. Заинтересованный в сохранении порядка и стабильности средний класс менее отзывчив на призывы радикальных изменений общества. Средний класс имеет и другие функции. Будучи экономически самостоятельным классом, он выступает основным налогоплательщиком, тем самым финансирует социальные программы для бедных, наконец, потребляя блага, созданные современным массовым производством, - инвестирует экономику.

Перед странами, вставшими на путь демократических преобразований, стоит проблема формирования среднего класса. Эта касается и современной России. Очень узкий слой среднего класса, доминирование бедных групп населения - все это непосредственно сказывается на показателях социальной стабильности и уровне политической поляризации в обществе. Противоположные имущественные группы ориентируются на разные представления о целях дальнейшего развития общества, на полярные идеологии и партии (одни будут поддерживать рынок и капитализацию страны, другие - проявлять антирыночность), в то время как средний класс склонен к центризму. Социологи, анализируя различные социально-экономические показатели 90-х гг., отмечали достаточно устойчивую тенденцию формирования в России среднего класса. Но после финансового кризиса 1998 г. произошло размывание этого социального слоя. В зависимости от методики, которую используют исследователи, к среднему классу сегодня относят от 4% (в среднем по стране) до 20% (в Москве и Санкт-Петербурге) российских граждан (Аним. 4). Если под средним классом понимать слой населения, который способен адаптироваться к новым условиям жизни, достичь устойчивого и достаточно высокого уровня жизни, то к этой группе исследователи относят 25% россиян6. В то же время к малообеспеченному слою общества относится более 60% населения. По данным Всероссийского центра уровня жизни, в 1999 г. у 54% россиян доход оказался ниже уровня жизни7. О степени социального расслоения можно судить и по другому показателю: соотношению уровня доходов 10% наиболее обеспеченных граждан с доходами 10% самых бедных групп населения. Предельно критическим для сохранения общественной стабильности является соотношение в доходах 10:1. В России он значительно превышает предельный показатель. Следствием имущественной поляризации является рост напряженности в обществе, политические и экономические конфликты.

Культурные факторы: повышение уровня грамотности и образованности населения, распространение гражданской политической культуры, в которой ориентация на активное участие в политике сочетается с ориентацией на подчинение законам, с дисциплиной и ответственностью, с уважением прав и свобод других людей, с готовностью к компромиссам. Политологи отмечают, что процесс формирования гражданской культуры - процесс наиболее продолжительный, иногда даже требующий смены нескольких поколений8. Одновременно успех демократических преобразований определяется и наличием у населения чувства гражданской идентичности, т.е. чувства принадлежности к единому государству. Последнее особенно важно для обществ, включающих в себя разнообразные этнические и конфессиональные группы.

Институциональные факторы: наличие эффективной многопартийной системы и общественных организаций, других институциональных возможностей для выражения и представительства интересов различных социальных групп, в том числе избирательной системы, парламента.

Личностный фактор: конкретные действия и волевые решения ключевых политических факторов. Другими словами, процесс демократизации в обществе определяется ответственностью, волей и идеологическими ориентациями политического руководства страны. Эти факторы определяют выбор политическими элитами той или иной стратегии демократических преобразований.

Политологи выделяют три этапа в осуществлении демократического транзита.

1. Этап либерализации характеризуется кризисом авторитаризма и посттоталитарных режимов, из которого власть пытается выйти через предоставление гражданам ограниченных свобод. На этом этапе происходят изменения во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Освобождаются политзаключенные, ослабевает цензура. Начинает возрастать интерес населения к политике. Происходит активизация гражданского общества: усиливается правозащитное движение, начинает формироваться открытая политическая оппозиция. Трансформируется и сама элита: она распадается на сторонников продолжения реформ и сторонников сохранения старого режима. Победа новой элиты позволяет сохранить тенденцию мирной трансформации режима.

В СССР этап либеральной модернизации проявился в политике гласности и перестройки, начатой по инициативе М.С. Горбачева. Проведение в 1989 г. первых с элементами демократии выборов, хотя и позволило сохранить правящей элите контроль над государственной властью (большинство депутатов избиралось от общественных организаций, контролируемых КПСС), имело важное значение для дальнейшей демократизации режима. Именно на Первом съезде народных депутатов организационно оформилась легальная политическая оппозиция - Межрегиональная депутатская группа, среди сопредседателей которой были А.Д. Сахаров и Б.Н. Ельцин. Представленный кинофрагмент запечатлел эпизод с А.Д. Сахаровым, когда он пытается изложить съезду свой проект "Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии", что вызвало враждебную реакцию большинства депутатов и М. Горбачева.

2. Этап демократизации предполагает изменения во взаимоотношениях государства с другими политическими субъектами (оппозицией, партиями и др.), а также в отношениях между основными ветвями государственной власти. На этом этапе должны сформироваться демократические политические институты (конкурентная партийная система) и процедуры, активное гражданское общество. Разрушение старой политической системы закрепляется принятием новых конституций. Конституции также определяют важный в плане перспективы развития демократии вопрос о соотношении законодательной и исполнительной власти, объем полномочий последней.

3. Этап консолидации демократии означает достижение демократической стабильности. Переход к консолидированным демократиям бывает длительным, он может растягиваться на десятилетия. Утверждение демократии определяется способностью политических акторов достичь соглашения консенсуса.

В транзитологических теориях различают три возможных уровня консенсуса (Аним. 5):

-ценностный - согласие в отношении базовых демократических ценностей;

-процедурный - все политические акторы соблюдают правила борьбы, установленные конституцией, готовы к демократическим процедурам разрешения конфликтов

-институциональный - создание властных структур, вбирающих в себя конкурирующие интересы различных политических сил.

Сложность демократических преобразований в современной России связана с отсутствием достаточных предпосылок для их успешного осуществления, со слабостью гражданского общества, отсутствием реальной многопартийности, политической апатии населения, резкой имущественной поляризацией общества. Негативное влияние на политическую трансформацию оказывают такие явления, как продолжающийся экономический кризис, межэтнические конфликты и региональный сепаратизм. Среди других причин неустойчивости демократического транзита в России отметим поверхностное освоение ценностных и процедурных аспектов демократии всеми субъектами, участвующими в этом процессе: государством, политическими элитами, партиями, гражданами.

Наши рекомендации