Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, общественный строй, занятия, верования.
Восточные славяне как самостоятельная ветвь выделилась из славянства в 6 в. Постепенно заселяя восточно-европейскую равнину. Население древней руси складывалось в смешении по меньшей мере трех компонентов – славянского, балтийского, фино-угорского, с заметным участием германских элементов. Общность возникла на основе смешения образа жизни, это оседлого и бродячего, а также хозяйственно-технологических типов ( земледельческого, промыслового). Славянские племена, занесенный в Поднепровье жили как в лесостепной, так и в степной полосе. На юге существовало больше земледельческих поселений, где велось плужное земледелии. На севере люди жили в небольших родовых поселках. Постепенно зарождались элементы общественной иерархии. В социальной сфере господствовала родовая община, которая объединяла до сотни человек и вела общее хозяйство. Наиболее важные вопросы обсуждались на собрании членов родового коллектива – ВЕЧЕ. Важным делом была торговля, как с соседями, так и с домашними землями. Главным источником ресурсов была война. Возникали военные силы – дружины во главе с племенным вождем. В духовной сфере господствовало язычество. Они поклонялись обожествленным силам природы. У каждого племени было множество богов и идолов. Некоторые группы языческих божеств: это боги и божества, отражающие взаимоотношения человека и природы; взаимоотношения человека с космосом; взаимоотношения внутри рода; заимствованные боги из других племен и другие.
Образование древнерусского государства и особенности его устройства.
Древнерусское гос-во образовалось в результате распада родоплеменных связей и развития нового способа произв-ва. Оно складывается в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная знать киевских князей – дружины. Уже в 9в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.
Именно в 9в. В Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой гос-ва. Оно сложилось в рез-те объединения полян с центром в Киеве.
Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в г. Новгороде). В середине 9в. Этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879)
В 9 в. Русь воспринималась как этнографическое образование на территории полян и северян. Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти кривичей, в 882 г. обманным путём выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе северян и радимичей.
В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград ( Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности города и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договоры с Византией заключенные в 907 и 911 гг.
Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. Он совершил поход на Византию, нарушивший прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 гю в союзе с печенегами он принимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.
Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.
Святослав (967-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанёс ряд тяжёлых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
Центром образования древнерусского гос-ва стали Киев и Новгород. Вокруг них объединились северные восточнославянские племена, северные и южные. В 9в. Обе эти группы объединились в единое древнерусское гос-во, вошедшее в историю как Русь.
Особенностями развития Древнерусского гос-ва являются:
1) Переход от язычества к христианству
В 998 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном варианте. Предпочтение православия объясняется тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская церковь давала возможность использования в служениях русский язык.
Одной из причин выбора православия стаи политические претензии римской церкви и её возвышения над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию над взаимодействием религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.
2) Политический строй – К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти.
Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Другое время их роль была незначительна, но в 9в. с началом раздробленности она резко возросла.
Русь в 9-12 вв. представляла собой федерацию городов государство главе с великим киевским князем.
К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.
Древнерусское общество формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов доросший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе ещё более древнего свода законов.
Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-125 гг.).
3) Борьба с кочевниками
4) Феодальная раздробленность Руси, междоусобицы.