Восточные славяне в древности: происхождение, быт. занятия, общественный строй, верования влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни.

Восточные славяне в древности: происхождение, быт. занятия, общественный строй, верования влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни.

Большинство историков полагают, что славяне исконные жители Восточно-Европейской равнины. Славянские племена пришли с востока от Одера до Карпат. На этой территории сформировались племена - предки славян (праславяне) (середина 2 тыс. до н. э). Через тысячу лет сформировывается их язык. Славянский язык входит в индоевропейскую языковую группу. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. Основу экономической жизни восточных славян составлялось земледелие, домашнее скотоводство, рыболовство, бортничество. На территории Восточной Европы издавна возделывалась пшеница, рожь, овес, ячмень, горох, гречиха. Были развиты кузнечные, гончарные, ткацкие, кожевенные и др. ремесла. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. Перун - Бог молнии грома и войны. Велес - Покровитель скота. Сворок - Богнеба и т. д. В VI-IX вв. в среде восточнославянских племен начинаются сложные социально-экономические процессы, приведшие к скачку в развитии славянской цивилизации: появлению городов, письменности, новой социальной структуры и государства. К середине I тыс. селища славян представляли собой патриархально-семейные общины. Славяне принесли в лесную зону новый хозяйственный уклад. основанный на пашенном земледелии. Теперь славяне живут в рамках соседской общины. Вся жизнь свободного общинника протекала в рамках общины. Она объединяла своих членов круговой порукой. Во главе племенного союза было вече (представительный орган). С VIII в. появляются протогорода, которыми становятся центры союзов племен.

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Политический смысл норманнской теории древнерусского государства.

Первые упоминания о государстве Русь относятся к первой половине IX в. К концу VIII - началу IX в. экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов. На рубеже VIII - IX вв. в Среднем Подднепровье уже зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь. Летопись под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен варягов. Варяги воевали с восточными славянами, брали с них дань, а впору межплеменных усобиц приходили в качестве миротворцев. В Новгород призвали варяжскую дружину во главе с Рюриком. Он стал править в Новгороде. На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в XVIII - XX вв. (Байер и др.) создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности и т.д. Эта теория нередко использовалась на Западе в периоды противостояния России и ее западных противников. Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до «призвания варягов» (первым противником был Ломоносов). Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья вели свою родословную от варяжского князя Рюрика. Первый реальный правитель древней Руси - Князь Олег. В конце IX века захватил Киев, сделал его столицей объединенного государства восточных славян(назвал матерью городов русских), получившее название Киевская Русь. Наследником Олега стал Игорь. Он первый столкнулся с печенегами-кочевниками. Был убит во время сбора дани древлянами. После Игоря власть в свои руки взяла его жена - Ольга. При ней были ограничены повинности и сама дань свозилась в четко определенные места. Ольга передала власть своему сыну - Святославу, который был талантливым полководцем, который воевал с кочевниками и хазарами и был убит печенегами. Был отважным воином.

Русская культура 9-13 вв.

Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс. н.э. К VI в. Произошло выделение восточной ветви славян. В VI—VIII вв. в условиях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских (поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др.) и некоторых неславянских племен (весь, меря, мурома, чудь), завершившийся образованием Древнерусского государства - Киевская Русь (IX в) Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Но взаимодействие культур для Руси не сводилось к рабскому подражанию или механическому соединению разнородных элементов. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью грех народов - русского, украинского и белорусского. Высокий уровень образно-поэтического, иррационального мировосприятия сложился у восточных славян в "дописьменный" период, в эпоху язычества. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий.

Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" ' - былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в Х-Х1вв. С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальному строю и способствовало укреплению монархической государственности. Религия, имеющая космополитический характер, а значит пригодная для любой этнической группы, входившей в государство, оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусской народности. Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности.

О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают арабские и немецкие источники X в. Принятие православия, допускающего богослужение на национальных языках, способствовало распространению письменности Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала, есть Издавна любимым чтением наших предков была агиграфическая литература - жития святых Для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как монументализм форм.С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово- купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части - нефы (три, пять или более, в зависимости от размеров храма), четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы - крестово-купольная. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий - апсид. Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу полуцилиндрического свода, называлось закомарой. Хотя каменное строительство на Руси в X-XI вв. велось главным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи Живопись Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следованиеВ ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками: толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры.

7. Монголо-татарское завоевание Руси. Последствия монголо-татарского владычества. Первое столкновение объединенного русско-половецкого войска с монголо-татарским войском произошло в 1223 году на реке Калке. Оно закончилось разгромом объединенного войска и убийством русско-половецких князей. В 1237 году, войско Хана Батея вторглось в пределы рязанского княжества, после пятидневного сопротивления Рязань пала и абсолютно все жители погибли включая княжескую семью. Затем монголы захватили Москву. Коломну, а в 1238 году взяли Владимир, жители были перебиты и введены в рабство. Затем они взяли Торжок и двинулись к Новгороду. Не дойдя до него 100км повернули назад Второй поход монголо-татар на Русь Произашол в 1239-1240. Целью завоевателей стали земли южной и западной Руси. Были захвачены Переяславль, Чернигов, после долгой осады в 1240 году был взят и разграблен Киев. Затем была разорена Голицко-Волынская Русь. В 1242 году Батей обосновал в низовьях волги свое государство - Золотая Орда. Главной причиной поражение русских княжеств, было отсутствие единства между ними. Кроме того войск монголов было многочисленно, отлично организованно, в нем была жесточайшая дисциплина, хорошая разведка. Монголо-татарское нашествие оказало большое влияние на историческую судьбу России. Золотоордынское иго тяжело отразилось на социально-экономическом и политическом и культурном развитии русских земель. Больше половины Русских городов были разорены монголо-татарами. Многие из них после нашествия стали селами, а некоторые навсегда исчезли. Завоеватели убили и увели в рабство значительную часть городского населения. Это привело к экономическому упадку и исчезновению ремесел. Гибель многих князей и дружинников привела к ослаблению великокняжеской власти. Главной формой зависимости была уплата дани. Политическая зависимость выражалась выдаче русским князьям специальных грамот - ярлыков, на право княжения. Главой русских земель считался князь получивший от хана ярлык на княжение во Владимире.

Куликовская битва 1380г.

В середине XIV века отношение между золотой Ордой и Русью стали существенно меняться. Орда практически утратила контроль над русскими землями. И хотя пыталась восстановить свое влияние, сил у нее для этого не хватало. Как до этого на Руси в Орде начались внутренние междоусобицы. После долгой междоусобной борьбы власть захватил Мамай. Он решил укрепить власть Орды над Русскими землями. В 1380 году. Мамай организовывает поход против московского князя. В его войска входили, помимо подвластных Орде народов, иностранные наемники. Союзником Мамая стал Литовский князь Ягайло. Московский князь Дмитрий собрал большое войско, в которое вошли представители многих русских княжеств. 8-го сентября 1.380 года на Куликовом поле на берегу Дона состоялась битва надолго прославившая московского князя Дмитрия, прозванного Донским. Дм. Донской двигался из Коломны на запад, не давая литовцам соединиться с Мамаем, в результате чего во время битвы литовцы были в 40 верстах. Русские одержали верх (был использован засадный полк, напавший на Мамая с тыла и с фланга ). Мамай бежал в Крым. Место сражения не позволяло Мамаю маневрировать силами, что свидетельствовало об уровне полководческого искусства Донского. Он отправил в Москву послов с известием о том, что Мамай разгромлен. Куликовская битва не принесла Руси освобождения от монголо-татарского ига, которое наступило только через 100 лет. Но победа укрепила мужество и боевой дух русских воинов. Был развеян миф о непобедимости Орды. Победа Дмитрия Донского ускорила объединительный процесс русских княжеств вокруг Москвы и образование единого русского государства. Были созданы предпосылки для освобождения Руси от Ордынского владычества. Дмитрий Донской был канонизирован русской православной церковью.

Объединительная политика Ивана III и Василия III. Образование русского гос-ва.

К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую

стадию - формирование единого Российского государства.

Победа великокняжеской власти в феодальной войне привела к ликвидации ряда мелких княжеств и позволила сделать первый шаг в подчинении Новгородской боярской республики. Завершающий процесс объединения занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана И и первые годы княжения его преемника - Василия III.

Новгородская республика была ликвидирована, вечевой колокол снят и увезен в Москву. Однако сила традиций новгородской вольности была настолько значительна, что Московской великокняжеской власти, чтобы не утратить доверия среди разных слоев новгородского населения, пришлось пойти на некоторые уступки. Тверь после недолгого(двухдневного) сопротивления сдалась Московскому войску. Вятская земля, важная в промысловом отношении была присоединена С вхождением северных владений Новгорода и Вятской земли в состав Российского государства вошли и нерусские народы Севера и Северо-Востока. Между Российским государством и Великим княжеством Литовским был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли с верховья Оки и город Вязьму. Псковская республика прекратила свое существование. После присоединения Пскова часть его бояр и купцов была переселена оттуда в центральные земли. В состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск, население которого открыло ворота московским войскам. Смоленску Василий III дал жалованную грамоту, сохранившую элементы самостоятельности в суде и в администрации. Перестало существовать давно же находившееся в фактическом подчинении Москвы Рязанское княжество. Объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава, самая крупная в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность. С конца XV в. стал употребляться термин «Россия». Василий Ш принял титул "государь всея Руси", принят первый судебник. Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия дтя развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого государства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по-своему уровню экономической и культурой России. Единое Российское государство основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях. Оно было государством феодалов, светских и духовных, его развитие опиралось прежде всего на рост крепостничества в деревне и городе. Светские и духовные феодалы имели большую самостоятельность, покоившуюся на их землевладении и хозяйстве.

Русская культура 15 века.

Конец XV-XVI в. примечателен созданием обще русских летописных сводов. Был подготовлен грандиозный «Лицевой» (иллюстрированный) летописный труд, призванный изобразить всю историю Руси, начиная с первых киевских князей. Изрядно постарались художники, создав для него до 16000 миниатюр на исторические темы. Появляются хронографы - сочинения по всемирной истории. «Хождение за 3 моря» Афанасия Никитина - первое в европейской лит-ре описание Индии Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. К созданию монументальных сооружений в столицы привлекаются не только отечественные строители, но и заморские мастера, в первую очередь из Италии. С учётом опыта возведения Успенского собора во Владимире под руководительством итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фиоравантэ в центре Кремля вырастает Успенский собор, ставший главным храмом столицы. Он отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. Белокаменный храм с золотыми куполами был виден из далека и создавал впечатление торжественности и величия. Здесь венчали государей, собирались земские соборы. Неподалеку выросли и другие замечательные каменные церкви - Архангельский и Благовещенский соборы. Первый из них стал родной усыпальницей князей и царей московского дома. Здесь были гробницы Дмитрия Донского, Ивана Ш. Ивана Грозного и другие. Участие итальянских архитекторов в украшении Кремля наглядно являло связь русской культуры с эпохой Возрождения в Западной Европы. Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялись кремли в Туле, Серпухове. Коломне, Зарайске, Нижнем Новгороде. Разумеется, преобладало деревянное строительство, приём которого не без успеха применялись и в каменном зодчестве. Великолепный деревянный дворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов Строгановых в Сольвычегородске. Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублёва. Главное его произведение икона «Троица» породила множество подражаний. В XVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились об украшении стен храмов живописными фресками. Сложилось несколько школ церковной живописи (новгородская, вологодская, строгановская, московская). О том, как писать иконы спорили на стоглавом соборе. В практику иконнописания всё чаще внедряется реалистический фон (окружающая природа, здания, животные и т. п.).

Внешняя политика Ивана 4.

Основные задачи: На западе - Проблема выхода к Балтийскому морю. На юго-востоке - борьба с Казанью и Астраханью. На юге - Защита от набегов Крымского хана. На востоке - Завоевание Сибири. На южном направлении основная задача состоялась в защите от набегов крымских татар. 1572 году Ханское войско было разбито. В начале 1550 годов, к Русскому государству были присоединены Астраханское ханство и Казанское ханство. Таким образом, границы Московского царства перешли за Волгу и приблизились к рубежам Азии. Экспедиция во главе с Ермаком Тимофеечем завершила поход в Сибирь, разбила сибирского хана Кучма, и началось освоение Сибири русскими людьми. Ливонская война(1558-1583) за вход к Балтийскому морю. Удачное начало войны, взяли 20 городов, разгром Ливонского ордена. Однако были нарушены интересы Польши, Швеции и Дании и Литвы. Которые объединились в Речь Посполитую. в результате Россия проиграла Ливонскую войну. Она не только не приобрела желаемого выхода к морю, но и потеряла часть своих земель, в том числе и Иван - город и южное побережье финского залива. Неудачи в войне были следствие эконом, кризиса, слабой организации войска.

Русская культура в XVI в.

На духовную культуру XVI в. определяющее значение оказывала церковь. Однако духовная культура, особенно народных масс, не была свободной от языческих представлений. Это проявлялось в традиционных обрядах и празднествах. Фольклор XVI в. отличается от предыдущего, как по типу, так и по содержанию. Наряду с жанрами прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т.д.), в XVI в. расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам На Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях. Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и вообще об устройстве Русского государства. В середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII в. патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. Замечательной чертой этого свода является наличие в нем некоторых данных, относящихся в основном к древнему периоду русской истории, которые не встречаются в других летописях. Авторы Никоновской летописи сделали также попытку не простого изложения материала, а объяснения тех или иных событий. Уровень грамотности среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал 15%. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества, знати. Обучение грамоте производилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. В ряде школ, кроме обучения непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике. Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания. В 1563 г. в Москве по царскому повелению и негосударственные средства сооружается типография, под руководством Ивана Федорова. В марте 1564 г. вышла первая книга «Апостол». Во второй половине XVI в. работали типографии в Москве и в Александровской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до тысячи экземпляров. В течение всего XVI в. ведется широкое строительство каменных городских кремлей. Особенно внушительные сооружения возводятся в Москве. В 30-е годы прилежащая с востока к Кремлю часть посада обносится кирпичной стеной и получает название Китай-города. В 80-х -начале 90-х годов Приказом каменных дел была построена третья линия (после Кремля и Китай-города) стен Москвы - Белый город, являвшийся мощной крепостью длиной 9,5 км с 27 башнями (располагался на месте нынешнего Бульварного кольца). Строителем Белого города был выдающийся «каменных дел мастер» Федор Конь, с именем которого связано и строительство мощных стен Смоленска. Наконец, на исходе XVI в. создается последняя внешняя линия укреплений Москвы «Стародум». представлявшая собой 15-километровую деревянную крепость на земляном валу (отсюда другое название - Земляной город). Она проходила по линии современного Садового кольца. Кольца укреплений Москвы пересекались улицами-дорогами, начинающимися от Кремля. Такая планировка носит название радиально-кольцевой и является традиционной для средневековых русских городов. Возникают шатровые церкви. Выдающимся памятником шатрового стиля является собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. Собор строился в 1554-1561 гг. зодчими Постником и Бармой в ознаменование взятия Казани. Вокруг огромного центрального шатра - восемь глав храмов, опоясанных соединяющей их галереей. В архитектурно-декоративном убранстве храма замечается связь с русским народным зодчеством и с народными орнаментальными мотивами. Однако шатровое зодчество не могло широко распространиться, ибо противоречило церковным канонам.

Внешняя политика Петра 1.

На рубеже 17-18 веков Россия обладала огромной территорией, большим запасом природных богатств, но серьезно отставала от ведущих европейских держав. Не развиты были промышленность, добыча полезных ископаемых, развитие торговли тормозилось отсутствием выхода к Балтийским и Черным морям. Не было регулярной армии флота. Во второй половине 17 века, в России назрела необходимость реформ. В первую очередь она должна была отгородить свои земли от посягательств Швеции. Речи Посполитей, Турции. Утвердится, как сильная европейская держава. Северная война (1700-1721) Была вызвана господством Швеции на Балтике и необходимостью для России выхода к Балтийскому морю. В начале войны неудачи и поражения. Затем прошла военная реформа. 1) набор в "рекруты" из крестьян. 2) офицерские училища. 3)создание российского флота.

Русская армия стала одерживать победы над шведами (крепость Орешек - Шлисенбург. Нарва). Решающее сражение произошло в 1709 году - битва под Полтавой, закончилась полной победой русских. Король Карл бежал, ему удалось поднять против России Турцию. Русская армия вступила на территорию Турции, где оказалась в затруднительном положении. Русские вступили в переговоры. был заключен мир, по которому Россия возвращала туркам Приозовье. Потерпев неудачу на юге. Петр продолжал борьбу со Швецией. Были одержаны крупные победы русского флота у мыса Гангути острова Гренгам. В 1721 году Швеция вынуждена была подписать мирный договор, по которому Россия наконец получила желанный выход к Балтийскому морю.

Русская культура 18 век

В 18 веке развитие русской культуры было определено реформами Петра 1. К началу 19 века в стране существовало 550 учебных заведений. Появилась первая печатная газета - "Ведомости". в 1725 году появилась академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. Шувалов и Ломоносов основали МГУ. Открылась академия художеств. А в 1779 году, по приказу Сената была открыта землемерная школа, от которой берет начало наш университет. НАчали составлять карты Балтийского и Каспийского Морей, Дона и Камчатки. В середине 18 века в Руссской литературе утверждается классицизм, который возник под воздействием западноевропеского. Приняло исключительный размах строительство. Под руководством ар-ра Трезини возвели колокольню собора в Петропаволвской крепости, здание коллегий. Во второй половине 18 века в ар-ре господствует классицизм. В Петербурге и его окресностях свои творения оставили Захаров, Воронихин, Камерон. Кваренги. Выдающиеся образцы этого стиля Таврический дворец в Петербурге. В Москве - Дом Пашкова. (Баженов). И здание Сената в Кремле. В стиле Барокко работал знаминитый Растрелли, который построил знаминитый Зимний доворец и собор Смольного монастыря в Петербурге. В Живописи жанр реалистическогопартрета блестяще приедставлен ЛивицкимБаровиковским, Рокотовым. В Петербурге возник первый проффесиональный театр в России.

31. Формирование рев. идеологии в России в конце 18 начале 19 века. Русские просветители и Русская литература о крепостных порядках. Новиков и Радищев.

Просветительское направление формировалось в России с середины XVIII в. Характерной чертой просветительства на Западе и в России была его антифеодальная направленность. Русские просветители считали главным вопрос о положении крестьян и крепостном праве. В России XVIII в. Крепостничество являлось главным тормозом развития страны. Русские просветители Новиков. Фонвизин. Радищев и др. вели критику крепостничества, помещичьего произвола, крепостнического законодательства. Они требовали, чтобы законом были определены крестьянские повинности, расширения личных и имущественных прав крестьян. Общим для всех просветителей являлось то, что. они ожидали реформ "сверху",надеясь на "просвещенного монарха". Формирование революционной идеологии, требование уничтожения самодержавно-крепостнического строя революционным путем связано с АН. Радищевым. Уже в первой своей работе Радищев заявил, что самодержавие противно человеческому естеству, то есть человек должен быть прежде всего свободен. Радищев показал невыгодность крепостного труда, тормозившего хозяйственное развитие страны. В своем произведении "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищев призвал к уничтожению крепостничества и самодержавия, к установлению республики. Таким образом, в отличие от своих предшественников, русских просветителей 50-х - 70-х гг., Радищев не ограничивался критикой крепостничества, а выдвинул идею "совершенного уничтожения рабства", наделения крестьян землей. При этом, по его мнению, освобождения надо ждать не от власти и дворянства, а от народной революции. Таким образом, общественно-политической мыслью России второй половины XVIII в. Предлагались различные варианты дальнейшего развития России. Консерваторы стояли на позициях сохранения самодержавия и крепостничества. Либерально настроенные дворяне, предлагали меры смягчения абсолютной власти монарха. Просветители предлагали положить конец самодержавию и крепостному праву, создать государство, основанное на действии законов, обеспечивающих благоденствие граждан. Но пойти по этому пути Россия не могла. Самодержавие было сильно. Дворянство в основной массе поддерживало самодержавный строй из-за своих прав и привилегий. Общественное движение против самодержавия в стране отсутствовало. После окончания войны 1812 года и возвращение Русский войск из освободительных походов в Европу, начинается формирование революционного движения. Контраст между Российской и Европейской действительностью, был настолько силен, что не мог не заставить задуматься часть Русского офицерства о судьбах России. Европу захватила национально-освободительное движение и революционные процессы. Первой формой общественного движения стало масонство. Оно способствовало объединению просвещенного дворянства.. Произвол помещиков, жестокая эксплуатация крестьян, насилие над личностью вызывало стремление к свержению самодержавия и ликвидации крепостного права.

Восстание в Петрограде.

Осенью 1917 года, в стране резко обозначился политический и социально - экономический кризис. Временное правительство все больше лишалось поддержки. Обстановка накалялась, началось забастовочное движение. В этих условиях Ленин все чаще говорил, что в стране сложились благоприятные условия для успешного восстания. 10-го октября на был принят план вооруженного восстания, были созданы руководящие органы, по подготовке к восстанию - политбюро и военно-революционный комитет. Временное правительство пыталось сорвать подготовку к восстанию. К утру 25 октября большевиками были заняты вокзалы, телеграф, мосты, электростанции, Госбанк. Ленин написал обращение к гражданам России", в котором объявлялось о свержении временного правительства и переходе к власти Военно-революционному комитету. Вечером 25 октября большевики приступили к штурму Зимнего дворца, в котором находилось временное правительство. Зимний дворец был взят, правительство арестовано.

Восточные славяне в древности: происхождение, быт. занятия, общественный строй, верования влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни.

Большинство историков полагают, что славяне исконные жители Восточно-Европейской равнины. Славянские племена пришли с востока от Одера до Карпат. На этой территории сформировались племена - предки славян (праславяне) (середина 2 тыс. до н. э). Через тысячу лет сформировывается их язык. Славянский язык входит в индоевропейскую языковую группу. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. Основу экономической жизни восточных славян составлялось земледелие, домашнее скотоводство, рыболовство, бортничество. На территории Восточной Европы издавна возделывалась пшеница, рожь, овес, ячмень, горох, гречиха. Были развиты кузнечные, гончарные, ткацкие, кожевенные и др. ремесла. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. Перун - Бог молнии грома и войны. Велес - Покровитель скота. Сворок - Богнеба и т. д. В VI-IX вв. в среде восточнославянских племен начинаются сложные социально-экономические процессы, приведшие к скачку в развитии славянской цивилизации: появлению городов, письменности, новой социальной структуры и государства. К середине I тыс. селища славян представляли собой патриархально-семейные общины. Славяне принесли в лесную зону новый хозяйственный уклад. основанный на пашенном земледелии. Теперь славяне живут в рамках соседской общины. Вся жизнь свободного общинника протекала в рамках общины. Она объединяла своих членов круговой порукой. Во главе племенного союза было вече (представительный орган). С VIII в. появляются протогорода, которыми становятся центры союзов племен.

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Политический смысл норманнской теории древнерусского государства.

Первые упоминания о государстве Русь относятся к первой половине IX в. К концу VIII - началу IX в. экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов. На рубеже VIII - IX вв. в Среднем Подднепровье уже зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь. Летопись под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен варягов. Варяги воевали с восточными славянами, брали с них дань, а впору межплеменных усобиц приходили в качестве миротворцев. В Новгород призвали варяжскую дружину во главе с Рюриком. Он стал править в Новгороде. На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в XVIII - XX вв. (Байер и др.) создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности и т.д. Эта теория нередко использовалась на Западе в периоды противостояния России и ее западных противников. Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до «призвания варягов» (первым противником был Ломоносов). Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья вели свою родословную от варяжского князя Рюрика. Первый реальный правитель древней Руси - Князь Олег. В конце IX века захватил Киев, сделал его столицей объединенного государства восточных славян(назвал матерью городов русских), получившее название Киевская Русь. Наследником Олега стал Игорь. Он первый столкнулся с печенегами-кочевниками. Был убит во время сбора дани древлянами. После Игоря власть в свои руки взяла его жена - Ольга. При ней были ограничены повинности и сама дань свозилась в четко определенные места. Ольга передала власть своему сыну - Святославу, который был талантливым полководцем, который воевал с кочевниками и хазарами и был убит печенегами. Был отважным воином.

Наши рекомендации