МП: понятие и предмет регулирования.
МП: понятие и предмет регулирования.
Международное право – совокупность юр норм, создаваемых гос посредством взаимоприемлемых договоренностей и представляющих собой правовой комплекс, предметом регулирования которого являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.
Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.
Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития.
Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственных взаимосвязях.
Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в гос-ве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.
Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. К предмету относятся:
1) Нормы МП создаются в основном государствами и международными организациями на основе соглашения
2) Международные отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции государства – предмет МП.
Отношения, регулируемые МП, обычно отождествляются с международными правоотношениями:
· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;
· между государствами и международными межправительственными организациями;
· между государствами и государствоподобными образованиями;
· между международными межправительственными организациями.
Объекты международных отношений:
1) Вопросы, которые по своей сути являются международными и не могут относиться к внутренней компетенции государства: вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)
2) Другие вопросы, которые могут быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)
3) Вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).
Нормы МП: понятие, особенности, порядок создания, виды
Нормы международного права— это обязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.
- это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.
Особенности:
1) предмет регулирования — межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;
2) порядок создания — согласование позиций государств и иных субъектов;
3) форма закрепления — соответствующая согласительному характеру содержания правил поведения
4) обеспечение реализации норм, как правило, самими государствами
Создание норм международного права –процесс согласования воль.
1) достижение согласия относительно содержания правила поведения;
2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.
Формирование позиции государства начинается с осознания своих интересов и потребностей, а также понимания возможности защитить их с помощью других государств или совместно с ними.
Позиции государств могут не совпадать. Переговоры – средство достижения согласия.
Специфика создания обычных норм международного права заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устойчивой практики.
Особый вид норм - нормы мягкого права. Рекомендательные нормы, которые можно преступить.
Источники МП: понятие, виды
Источник права – это внешняя форма выражения норма права.
Источники международного права - это установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.
Виды:
Традиционные источники
1. международный договор - это явно выраженное письменное соглашение между основными субъектами МП, влекущее юр последствия. Договор возник из обычая.
2. международный обычай (по статуту ООН) – это доказательство всеобщей практики, признанное в качестве правовой нормы.С учетом тенденции кодификации МП и прогрессивного развития международного права обычай вытесняется договором
Вспомогательные: судебные решения и правовая доктрина
Признаки: экстерриториальность, особый субъектный состав, процессуальный критерий, создаётся в процессе переговоров, устное правило. Обычай состоит из 2 элементов:
А) Практика – должна отвечать особым требованиям:
· Постоянство и единообразие (обязательный).
· Определённость.
· Всеобщность (обязательный).
· Продолжительность.
Б) Опинио юниос – признание нормы в качестве обязательной, согласие государств в этом. Может быть в форме активного или пассивного действия (чаще).
· Акты международных организаций – акты, принимаемые органами международных межправительственных организаций. Распространенное наименование – резолюция, декларация, план, программа. Это акты, принимаемые в рамках созываемых международных конференций.
· Акты международных конференций – декларация, план, программа, заключительный акт.
Признание государств.
Момент, с которого новое государство становится субъектом МП. Теории:
1) Конструктивная теория – только после признания всеми (большинством) существующими государствами.
2) Декларативная теория – с момента провозглашения.
Признание в современном МП не играет существенной роли. Факт признания со стороны существующих государств важен только для осущствления прав в качестве субъекта МП.
Способы признания государства:
1) Де-Юре (полное) – установление дипломатических отношений с новым государством, обмен дипломатическими представительствами и консульствами.
2) Де-Факто – заключение международных договоров по различным вопросам, отношения не доводятся до уровня дипломатических.
Признание государств
Подготовка и принятие текста договора. Полномочия
Пять этапов подготовки и принятия МД:
1. Выработка или согласование текста:
a. Переговоры
b. В рамках международных конференций
c. В рамках международных организаций
2. Принятие текста:
a. Единогласно
b. Большинством
c. Консенсусом
d. Голосованием за резолюцию об одобрении
3. Установление аутентичности (подлинности):
a. Парафированием, то есть подписание текста договора на каждой странице, можно просто подписание
b. Включение текста в заключительный акт или в резолюцию
4. Выражение согласия на обязательность:
a. Подписание
b. Обмен документами
c. Утверждение
d. Принятие
e. Присоединение
f. Ратификация
5. Регистрация.
Полномочия— это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору.
Оговорки к М Договорам
Оговорка — это одностороннее заявление государства, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора, присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.
Юридические последствия оговорки заключаются в том, что она изменяет положения договора в отношениях между сделавшими ее государствами и другими участниками договора. Оговорка не изменяет положений договора для остальных участников в отношениях между ними. Возражение против оговорки препятствует вступлению договора в силу между этими государствами, если об этом заявит возражающее государство.
Оговорки не могут быть сделаны когда:
1. данная оговорка запрещена договором;
2. оговорка не входит в число допустимых по договору;
3. оговорка несовместима с объектом и целями договора. Если договор не предусматривает иное, оговорка может быть снята сделавшим ее государством в любое время.
Прекращение Межд.Договоров
Прекращение действия - это утрата договором с определенной даты юридической силы.
Приостановление— это временное прекращение действия договора.
СБСЕ-ОБСЕ
ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ)
СБСЕ – июль 1973 года, переименован в ОБСЕ в 1995 году.
Основными органами организации являются:
Генеральный секретарь – возглавляет Секретариат.
1. Саммит (Встреча на высшем уровне)
2. Совет министров иностранных дел — ежегодный.
3. Постоянный совет под руководством действующего председателя (назначается на 1 год)
4. Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
5. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
6. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
7. Парламентская ассамблея ОБСЕ
8. Представитель по вопросам свободы.
Основные цели и задачи:
1) «Первая корзина», или политико-военное измерение:
1. контроль над распространением вооружений;
2. дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
3. меры по построению доверительных отношений и безопасности;
2) «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
1. экономическая и экологическая безопасность.
3) «Третья корзина», или человеческое измерение:
1. защита прав человека;
2. развитие демократических институтов;
мониторинг выборов;
Генеральная ассамблея ООН
Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.
Сессионный порядок работы
Генеральная Ассамблея имеет в своем составе 6 комитетов, Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий:
1. Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
2. Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
3. Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)
4. Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
5. Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
6. Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет)
7. Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)
8. Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет)
В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов
Совет безопасности ООН
Совет Безопасности — постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Международный суд ООН
Правовую основу формирования, компетенции и деятельности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Международного Суда, Суд имеет свой регламент.
Статут включает четыре главы:
I — Организация Суда;
II — Компетенция Суда;
III — Судопроизводство;
IV — Консультативные заключения.
Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. Российская Федерация представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда — девять лет, но возможно переизбрание.
Место пребывания и деятельности Суда — г. Гаага (Нидерланды). Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения.
Основные функция Суда:
1. разрешение споров между государствами.
2. принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.
Официальный язык – русский.
Совет Европы
Совет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. (47 государств)
Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге — городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран.
Цели
а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием
b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод.
Структура
1. Комитет министров. Является руководящим органом.
2. Парламентская ассамблея. Консультативный орган.
3. Европейский суд по правам человека. Контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению.
4. Конгресс местных и региональных властей Европы
5. Секретариат Совета Европы. Обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации
Европейский союз
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.
Органами ЕС:
1. Европейский совет — высший орган Союза — представляет собой периодические встречи глав государств и правительств
2. Совет министров — это ежемесячные встречи министров по соответствующим вопросам
3. Комиссия ЕС — главный исполнительный постоянно действующий орган Союза, координирующий и контролирующий реализацию политики ЕС
4. Европарламент Он наделен реальными законодательными и контрольными полномочиями
5. Суд ЕС (13 судей и 6 генеральных адвокатов) обладает полномочиями верховной судебной власти в области юрисдикции ЕС.
Цели ЕС:
1. строительство экономического и валютного союза
2. общая внешняя политика и оборона
3. сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
4. учреждение единого гражданства
Внутригосударственные.
a. органы общей компетенции – глава государства, парламент, правительство
b. отраслевые (специальные) органы – МИД РФ.
Зарубежные
a. Постоянные – дипломатические представительства, консульства, торговые представительства, представительства при международных организациях
b. Временные – делегации государств на сессиях международных организаций и конференциях, специальные миссии
Порядок формирования.
1. Консулы, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях — консульский патент.
2. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру.
Функции:
1. защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц;
2. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами;
3. выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания — и сообщение о них своему правительству.
42.Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и консульских учреждений
Иммунитет – это изъятие из юрисдикции, а привилегия это преимущество.
Привилегии и иммунитеты диппредставительств:
1. Неприкосновенность помещения – это означает что помещение полностью закрыто для проникновения третьих лиц
2. Иммунитет от обыска, от реквизиции, ареста и исполнительных действий
3. Иммунитет от всех налогов, сборов и пошлин
4. Неприкосновенность архивов и документов, а также почты и корреспонденции
5. Право пользования флагом и гербом своего государства (привилегия)
6. Свобода сношений для официальных целей (привилегия)
Дипломатических агентов.
Личные привилегии и иммунитеты:
1. Неприкосновенность личности
2. Неприкосновенность имущества, корреспонденции и жилища
3. Освобождение от прямых налогов, сборов и пошлин
4. Иммунитет от уголовной, гражданской юрисдикции
Дисмисл (перевод отрешения) – сообщение о том, что дипломата рассматривают как частное лицо, по сути, - это приглашение дипломата покинуть страну. За что:
1. За политическую пропаганду
2. За отказ отзыва дипломата признанного персоной нон грата (нежелательное лицо).
Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:
1. Личная неприкосновенность
2. Иммунитет от гражданской юрисдикции.
3. Иммунитет от уголовной юрисдикции, кроме случаев совершения тяжких преступлений, после вынесения постановления суда.
4. Освобождение от уплаты налогов, сборов и пошлин
5. Неприкосновенность имущества, корреспонденции и жилища
Ст.55
3) Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ст.56
1)В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2)Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Геноцид.
это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Лица, совершающие геноцид, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.
Захват заложников.
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.
Захват заложников – это деяние, в результате которого одно лицо захватывает или удерживает другое и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию или какое-либо физ или юр лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника. Конвенция не применяется в тех случаях, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами одного государства и когда преступление совершается на территории этого государства.
Защита жертв войны.
Жертвы войны- это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий.
Раненые и больные - лица из числа комбатантов, так и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе.
Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц следующие действия:
а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность;
б) взятие заложников;
в) посягательство на человеческое достоинство;
г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.
Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.
Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения.
Военнопленные- лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты.
Правовое положение военнопленных:
1. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления.
2. Военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.
3. Любые незаконные акты со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие угрозу его здоровью, рассматриваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений.
4. Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен.
5. Держащая в плену держава может ограничивать осуществление прав лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.
6. Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.
7. Освобождение военнопленных, согласно Женевской конвенции, происходит тотчас по прекращении военных действий (ст. 118), исключая случаи привлечения к уголовной ответственности за военные преступления.
МП: понятие и предмет регулирования.
Международное право – совокупность юр норм, создаваемых гос посредством взаимоприемлемых договоренностей и представляющих собой правовой комплекс, предметом регулирования которого являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.
Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам.
Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития.
Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственных взаимосвязях.
Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в гос-ве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.
Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. К предмету относятся:
1) Нормы МП создаются в основном государствами и международными организациями на основе соглашения
2) Международные отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции государства – предмет МП.
Отношения, регулируемые МП, обычно отождествляются с международными правоотношениями:
· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;
· между государствами и международными межправительственными организациями;
· между государствами и государствоподобными образованиями;
· между международными межправительственными организациями.
Объекты международных отношений:
1) Вопросы, которые по своей сути являются международными и не могут относиться к внутренней компетенции государства: вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)
2) Другие вопросы, которые могут быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)
3) Вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).