Понятие правового регулирования, его сферы и предмет

Право как социальный институт призвано регулировать общественные отношения, поведение их участников.

Правовое регулирование - существенный аспект (часть) действия права. Оно характеризует специально-юридическое воздействие права на поведение, деятельность его субъектов – индивидов, организаций.

В юридической литературе утвердилось мнение, что правовое регулирование – это осуществляемое государством при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие.

Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно: во-первых, имеет целенаправленный характер (упорядочение общественных отношений); во-вторых, означает процесс влияния права на общественные отношения с помощью юридических средств.

Какова сфера правового регулирования? Необходимо отметить: не все общественные отношения регулируются правом. Известно, что отношения дружбы, товарищества, религиозные отношения, отдельные внутрисемейные отношения и многие другие правом не регулируются.

Для выделения правовой сферы следует иметь в виду сущность, специфику самого права, практику его реализации. Правовое регулирование охватывает, прежде всего, наиболее значимые для общества отношения. Это имущественные, товарно-денежные отношения, отношения производства, обмена, распределения; сфера управления в обществе, сопряженная с обязательностью решений вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих органов, должностных лиц и граждан; отношения, связанные с установлением порядка в обществе (предотвращение и пресечение нарушений общественного порядка, установление формы вины и меры ответственности за подобные нарушения) и др.

Для понимания правового регулирования существенное значение имеет его предмет, т.е. то, «на кого (что) направлено какое-нибудь действие»[21]. Вопрос о предмете правового регулирования (иногда в юридической литературе говорится об объекте правового регулирования) относится к дискуссионным. Предмет правового регулирования в самом общем плане – это то, что регулируется правом. Очевидно, право не всесильно. Оно не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам, не зависящим от воли и сознания людей. В этой связи в юридической литературе признается, что в качестве предмета правового регулирования необходимо рассматривать разнообразные общественные отношения. Иными словами, предмет правового регулирования - это все многообразие общественных отношений, которое право регулирует, отношений, проявляемых в поведении, действиях, деятельности людей.

Какие же общественные отношения составляют сферу правового регулирования, т.е. могут и должны регулироваться правом? В числе наиболее существенных свойств таких отношений можно назвать следующие.

1. Это волевые общественные отношения, т.е. отношения, которые возникают, складываются по воле людей и контролируются их сознанием. Очевидно, если сознание и воля субъекта «не на уровне» в силу слабоумия, психической болезни или состояния гипноза, его поведение не может быть предметом правового регулирования. Право способно регулировать только волевое поведение, а через него волевые общественные отношения.

2. Правовому регулированию, в отличие от нравственного регулирования, подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю. Право – это внешний регулятор общественных отношений. Оно воздействует на поведение человека извне. Соответственно, право может регулировать только те его поступки, которые можно проконтролировать извне, скажем, в плане оценки, квалификации противоправных деяний и др.

3. Правовое регулирование возможно лишь в случаях, когда у субъекта есть возможность выбора хотя бы из двух возможных вариантов поведения. Например, не наступает уголовная ответственность для субъекта, действующего во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение (ч. 1 ст. 42 УК РФ). В такой ситуации у подчиненного субъекта может не быть возможности выбора варианта поведения. Примечательно, что соответственно такому положению изложено содержание ч. 1 ст. 42 УК РФ.

4. Сферу правового регулирования составляют не все конкретные волевые отношения, поддающиеся внешнему контролю, а лишь наиболее социально значимые для государства, общества и отдельной личности, затрагивающие интересы других людей. Соответственно, право не может, и не должно регулировать отношения личностного плана – товарищества, использование досуга и др. В противном случае право будет напоминать мелочного опекуна, контролирующего каждый шаг человека.

Сказанное означает, что правовое регулирование носит ярко выраженный управленческий характер, относительно юридически значимых общественных отношений. Как видим, в процессе правового регулирования общественные отношения становятся правовыми, т.е. приобретают особое юридическое качество, проявляемые в их содержании, субъектах и др.

В юридической литературе предприняты попытки к выяснению соотношений понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Думается, для этого есть основания. Смысловая нагрузка у этих двух категорий близка, частично совпадает, но неоднозначна. Регулировать в рассматриваемом аспекте означает оказывать посредством норм права и других правовых средств воздействие на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития[22]. Регулирование общественных отношений – главная функция права, его основная характеристика в действии.

Вместе с тем термин «воздействие» в интересующем нас аспекте представляется более объемным по содержанию, означает процесс действия на сознание людей путем использования не только норм права и предусмотренных ими правовых средств, но и иных, в том числе различных убеждающих, разъясняющих, информационных факторов. Под этим углом зрения правовое воздействие принято определять как понятие, охватывающее все направления и формы влияния права на общественную жизнь. Действительно, наряду с регулятивной функцией, позитивное право, как и другие социальные нормы, выполняет и иные, например, информационную, оценочную и воспитательную. По-видимому, ознакомление с содержанием законодательных актов, безусловно, воздействует на сознание, мировоззрение людей. К тому же, получение такой информации личностью «преломляется» в ее правосознании, в объеме правовой осведомленности, может способствовать формированию верной ориентации в области правовых отношений.

Заметим, правовое регулирование – одна из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое. Первое понятие в таком соотношении является более узким по объему, в сравнении с правовым воздействием и может рассматриваться в качестве одной из его форм.

Очевидно, право регулирует поведение людей, прежде всего, путем предоставления прав, возложения юридических обязанностей. И, как отмечалось – не только, в связи с чем и говорят о правовом воздействии. Следовательно, правовое воздействие – это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся также и информационное, ценностно-ориентационное влияние права.

В этой связи уточним: правовое воздействие – это более широкое, в сравнении с правовым регулированием, влияние права на сознание и волю участников общественных отношений. Оно органично взаимодействует со специфически правовым регулированием, несет на себе печать последнего. Но все же по своей основе правовое воздействие (информационное и др.) не специфически правовое, а, как видно, именно общее, включающее ряд компонентов, наряду с правовым регулированием.

Наши рекомендации