Структура и функции политической власти

Формы власти. Специфика политической власти

Многозначность власти проявляется и в другом аспекте: власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляться в политической и неполитических формах. Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти, причем все они могут быть использованы в политических целях. Другие формы социальной власти выделяются в зависимости от сферы распространения и приемов властвования.

Экономическая власть означает контроль над имеющими стоимостное выражение ресурсами, собственностью над материальными ценностями.

Административно-принудительная (политическая власть в узком значении) предполагает опору на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Духовно-информационная: культурная, религиозная, власть СМИ. Американский политолог О. Тоффлер определил власть СМИ в современном обществе следующим образом: она позволяет достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти, позволяет превратить противников в союзников.

Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп и их организаций реализовать свои интересы и волю с помощью средств политико-государственного управления и контроля. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную, носителями которой являются партии, общественные движения, СМИ. К другим проявлениям специфики политической власти отнесем следующее:

1) в отличие от межличностной политическая власть присутствует в отношениях между большими социальными группами, государствами, сообществами, общественными организациями; 2) предполагает необходимость организационных процедур для представления интересов общностей в политической сфере, институциональную оформленность (выражение политического интереса через партию, государство и другие институты); 3) возможность использования самых разнообразных ресурсов; 4) сочетание открытых и теневых центров власти, действующих скрыто, вне сферы общественного контроля; 5) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие от власти экономической, которая в условиях рынка предполагает плюрализм субъектов власти); 6) иерархичность отношений власти, что предполагает наличие центра власти; 7) характеризуется делегированием (передачей) части властных полномочий от одного субъекта другому (модель: центральная > местная власть); 8) идеологичность.

Можно выделить несколько форм осуществления власти. Открытая - субъект оказывает действие на объект и добивается его подчинения. Латентная - субъект не предпринимает по отношению к объекту никаких действий, но, тем не менее, объект действует в соответствии с намерениями субъекта, предвидя его возможные реакции. Потенциальная власть - субъект способен, или должен, осуществлять власть, но по каким-либо причинам не осуществляет предоставленные ему полномочия. В последнем случае власть неэффективна, либо присутствует "кризис власти".

Структура и функции политической власти

Структура власти - это те компоненты, без которых она не состоится. Таковыми являются её субъект, объект, источники и ресурсы.

Власть может осуществиться только посредством взаимодействия субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю по отношению к объекту через приказ (распоряжение, команду), сопровождающийся угрозой санкции в случае его невыполнения. Источником власти субъекта (властное первоначало) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет, закон, традиция, санкции. Специфическим источником власти выступают знания, например, жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечных затмениях для укрепления своей власти. В современном обществе резко возросла роль экспертов, носителей уникальных знаний в каких-либо сферах жизни, что привело к появлению такой разновидности власти, как экспертократия и др.

Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: её первичный уровень представлен индивидами, вторичный - политическими организациями, субъекты более высокого уровня - политическими элитами и лидерами. Субъекты власти выделяются и по другим критериям. Это могут быть субъекты социального уровня: индивиды (лидеры, активисты), классы, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты) и др. Институциональные субъекты: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Власть представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО. Функциональные субъекты: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, оппозиция, бюрократия. Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления и предоставленные ей полномочия в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих руках.

Субъекты власти могут быть рассмотрены и через призму их публичности, открытости для общества. С этой позиции можно выделить:

- открытую власть - непосредственные участники осуществления политической власти (президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских фракций и др.);

- полускрытую власть, под которой подразумевают группы давления, использующие различные каналы влияния - от законных (СМИ, демонстрации) до незаконных (подкуп, шантаж) - на официальную власть. В этой связи употребляется понятие "лоббизм", которым обозначают давление со стороны определенных групп интересов на государственную и исполнительную власть с целью принятия выгодных для групп решений;

- теневая власть, к которой относят, например, органы национальной безопасности, использующие свое знание о положении в стране для манипулирования политическими лидерами; криминальные структуры, если они имеют рычаги давления на власть; тайные подрывные организации, выступающие против существующей государственной власти и др.

Власти не может быть без подчинения объекта. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного принятия власти. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: средств (ресурсов) воздействия, которыми располагает субъект и от мотивации подчинения: любовь, страх за свою безопасность, привычка к повиновению, апатия, убеждение в необходимости подчинения или заинтересованность в повиновении, чувство долга. Но наряду с авторитетом, харизмой, правом, традицией, привычкой к повиновению, власть может вытекать из богатства, знания, из силы, из страха человека за свою безопасность. Власть, построенная на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, т.к. предполагает добровольное выполнение распоряжений, что делает излишним применение негативных санкции. Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет субъекта власти. Наоборот, власть, основанная на страхе и принуждении, порождает стремление объекта "уйти" из поля власти.

Ресурсы власти представляют собой всё то, что может быть использовано для влияния на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия. В первом случае используются такие ресурсы как силовое принуждение, право, стимулирование, распределение социальных статусов. Эти ресурсы можно использовать в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. Скрытое влияние предполагает использование методов убеждения, т.е. рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования - принуждении, убеждении и стимулировании (создание стимулов, в качестве которых выступают материальные и другие социальные блага).

Существуют и другие классификации ресурсов. Например, ресурсы подразделяются в зависимости от сфер жизнедеятельности. Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, продукты питания и т.д. Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса в социальной стратификации, а также образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д. Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Посредством этих институтов контролируется формирование общественного мнения. Кто контролирует СМИ, тот и обладает ресурсами убеждения и внушения. Особенно велика роль СМИ в формировании предпочтений электората (избирателей). Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами). Демографические ресурсы - это "человеческий потенциал", люди, которые создают все остальные ресурсы.

Функции политической власти: обеспечение господства определенных социальных групп в обществе; управление общественной жизнью, поддержание общественного порядка; мобилизация населения для достижения поставленных целей (мобилизация - побуждение людей действовать определенным образом, вовлечение населения в политический процесс); разрешение конфликтов, поддержание единства и целостности общества. Функциональный аспект политической власти проявляется в ее способности выступать фактором как интеграции, так и дезинтеграции общества.

Легитимность власти

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам. Легитимация - это способ или процесс, посредством которого власть получает оправдание.

Каким образом власть приобретает легитимность? Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Виды традиционной власти: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами); султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии); власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху, а в современном обществе проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести и др.

Харизматическая легитимность (с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм. Подобной властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы.

Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истон выделил идеологическую легитимность, которая опирается на убежденность индивидов в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью (это наиболее эффективный тип легитимности); структурную легитимность, вытекающую из доверия населения к структурам и нормам режима (к законам, органам власти), персональную легитимность имеющую своим источником веру граждан в компетентность лидера, его способность должным образом использовать власть и др. Французский политолог Ж. Л. Шабо говорит о возможности демократической (опирается на волеизъявление управляемых), технократической (связана с умением властвовать) и онтологической (соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия) легитимности.

В реальной практике разные типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительными источниками легитимности власти экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения. Диктаторские режимы, построенные на принуждении, стремятся заручиться легитимностью. Так, тоталитарные режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей.

Основные понятия: власть, политическая власть, авторитет, господство, влияние, субъект и объект власти, ресурс, лобби, мобилизация, легитимность, легальность, легитимация, делегитимация, харизма, рациональная легитимность, традиционная легитимность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Существует ли единая теория власти?

2. В чем смысл конфликтного определения власти?

3. Какие критерии могут лежать в основе типологии субъектов политической власти?

4. Что такое "скрытая" власть?

5. Что такое лоббизм?

6. Приведите примеры лоббистских групп в современной России.

7. Проанализируйте историю России с точки зрения смены типов легитимности.

8. Какие типы легитимности характерны для современной России?

9. Что приводит к делегитимации власти?

10. Какие факторы лежат в основе легитимности демократического режима?

11. Заполнить таблицу:

Концепции власти Краткая характеристика
Реляционистская  
Системная  
Бихевиоральная  
Телеологическая  
Конфликтная  

12. Заполнить таблицу:

Типы легитимности Характеристика
Традиционная
Харизматическая
Рациональная (легальная)
Идеологическая
Структурная
Персональная
Технократическая
Демократическая

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власть: очерки современной политической философии / Под ред. В.В. Мшвениерадзе, И.И. Кравченко. М.: Наука, 1989.

2. Дегтярев А.А. Политическая власть // Полис. 1996. № 3.

3. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. 2000. № 1-2

4. Общая и прикладная политология. Учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ: изд-во "Союз". 1997.

5. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Юрист. 1999.

6. Пугачев В.П. Информационная власть и демократия // Общественные науки и современность. 1999. № 4.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс. 1999.

8. Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности // Социально-политический журнал. 1995. № 3.

Наши рекомендации