Декабризм: особенности формирования взглядов и специфика их воплощения.

Реакция последних лет правления Александра I показала, что правительство не имеет ни сил, ни желания решать вопросы, поставленные всем ходом исторического развития страны. С этого времени начинается противостояние реакционной власти и общества,

стремящегося к переменам: ограничению самодержавия, отмене крепостного права и пр. Непосредственным толчком к нему явились войны с наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г. вызвала взрыв патриотизма в русском обществе; во время заграничных походов 1813—1816 гг. их участники познакомились со строем жизни европейских государств и увидели, до какой степени отсталой страной была самодержавно-крепостническая Россия. Именно гвардейские офицеры, охваченные жаждой решительных перемен, явились инициаторами создания в 1816 г «Союза спасения», который объединил около 80 человек и носил строго конспиративный, заговорщический ха­рактер: предполагалось захватить власть путем вооруженного пе­реворота и цареубийства, а затем сверху провести необходимые пре­образования — отменить крепостное право и ввести конституцию. Но по мере того как организация расширялась, в ней появля­лось все больше сторонников перемен, не желавших прибегать к революционным средствам. С их точки зрения, власть нужно было не свергать, а подталкивать к необходимым преобразованиям. Под влиянием подобных настроений «Союз спасения» в 1818 г. был преобразован в «Союз Благоденствия», который включал около 200 членов. Члены «Союза благоденствия» пытались биться путем про­паганды своих взглядов.

Преобразовательные устремления «Союза» не встретили отклика со стороны правительства. Разочарование во власти становилось се сильнее, и в 1821 г. радикально настроенные члены «Союза бла­годенствия» организуют его роспуск, с тем чтобы избавиться от «ми­ролюбиво» настроенных, колеблющихся, случайных людей и вер­нуться на путь революционной борьбы. В том же году в Петербур­ге возникает Северное общество,а на Украине, где была раскварти­рована значительная часть русской армии, — Южное общество. Руководителями этих обществ — Муравьевым и Пес­телем —были разработаны четкие и обстоятельные программы реформ.

Н. М. Муравьев в своей «Конституции» предлагал ввести в России конституционную монархию. Царя оставить главой исполни­тельной власти, в качестве высшего органа законодательной вла­сти учредить «Народное вече», крепостное право отменить, наделить каждого выходящего на волю крестьянина двумя десятинами земли.

«Русская правда» П. И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Россия должна была быть преобразована в республику, все органы которой — и законодат., «Народное вече», и испол­нит., «Державная дума», — формировались бы путем всеобщих выборов. Крепостное пра­во отменяется, причем из казен­ных, монастырских и частично конфискованных у помещиков зе­мель создается общественный фонд, из которого каждый земледелец должен получить в пользование надел, обеспечивающий мини­мум его потребностей. Эту землю нельзя ни продавать, ни закла­дывать.

Программные документы декабристов носили в целом умозрительный, абстрактный характер, основываясь не столько на реальных условий русской жизни, сколько на отвлеченных: теоретических рассуждениях.

Новые организации вернулись на путь заговора и подготовки вооруженного переворота. 14 декабря 1825 г., после смерти Александра I, Северное общество вывело на Сенатскую площадь в Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу новому царю — Николаю I. 29 декабря на Украине вспыхнуло инсценированное Южным обществом восстание Черниговского полка. Оба восстания были подавлены властью, которая затем беспощадно расправилась с их участниками.

27. Общественно-политические движения в 30-х – 40-х гг.19в.
Начало 19в. знаменуется активизацией общественной мысли в России. Особенно активно этот процесс начал развиваться после Отеч.войны 1812г.
Направления общественных движений:
1) Консервативное. Представителем этого течения был Уваров со своей «Теорией официальной народности»(1832г), суть кот. заключалась в сохранении крепостнических порядков в России. Основными лозунгами теории были: православие, самодержавие, народность. Однако данная теория не получила широкой поддержки в рус.обществе.
2) Либерально-позиционное.
а) западники – первое буржуазно-либеральное течение в России. Его видными представителями были Грановский, Боткин, Кавелин, позднее присоединились Белинский, Герцен. Они считали, что России следует развиваться по западному пути – буржуазному.
б) славянофилы – противники западников, кот. враждебно относились к Западу и идеализировали допетровскую Русь. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Кириевские и др. Они отстаивали теорию развития России с учетом ее самобытности без проникновения в ее развитие западных реформ. В их учении противоречиво переплетались черты буржуазно-либеральной и консервативно-дворянской идеологий.
Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее не мешали их сближению в практич.вопросах рус.жизни: оба течения отрицали крепост. право, оба требовали свободы слова и печати и наконец оба заложили в дальнейшем основу для проведения реформ.
3)Революционно-демократическое. Оно было представлено Белинским, Герценом, Чернышевским и Шевченко. Представители утверждали, что Россия должна развиваться и быть свободной страной и выступали за отмену крепостного права. Активную роль в пропаганде этих идей играл кружок Петрашевского(1845-49гг). Революционеры также считали, что Россия пойдет по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революцион.потрясения неизбежны. Они полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, и считали это возможным благодаря русской общине.
Декабристское движение 1825г активизировало общественно-политич. Жизнь в России.Это было первое открытое выступление против самодержавной власти.



Наши рекомендации