Специфика формирования образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.

Образ – обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений. Необходимо заметить, что существует два типа образов - образы где нет реального стимула и те где он присутствует.

Главное и принципиальное отличие перцептивного образа – в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т.е. чувственная основа. Во всех иных чувственной основы нет. К числу таковых относят следующие.

Мысленный образ – смутное субъективное воспроизведение ощущения или восприятия при отсутствии адекватного сенсорного воздействия.

Фосфены – возникновение или изменение идеосетчаточного света: пятна, узоры. Возникают из-за механического или электрического стимулирования.

Синестезия – когда восприятие одной модальности сопровождается образами других модальностей. Пример: “цветной слух”, Скрябин.

Образ собственного тела.

Фантомный образ: боли в несуществующей руке, ноге и проч. Продолжающееся действие сформированной схемы тела. Могут возникать фантомы только тех частей тела, которые человек сумел освоить. Чем старше человек к моменту ампутации, тем вероятнее возникновение фантома. Фантом не возникает, когда части тела разрушаются постепенно.

Гипнагогическая галлюцинация – образы, возникающие в процессе засыпания (при пробуждении – гипнопомпическая). Кажущийся образ, представляющийся реальным.

Эйдетический образ – кажется бодрствующему (обычно ребёнку) перцептом. Типы: Т-эйдетический образ (послеобраз, растянутый во времени), В-эйдетический (усиленные мысленные образы).

Галлюцинация – когда стимула совсем нет.

Иллюзия – когда стимул искажается.

Паранормальная галлюцинация – привидения, двойники.

Сновидение – нормальная галлюцинация.

Сенсорное обуславливание – галлюцинация, вызванная экспериментально с помощью стимулов разных модальностей. Особенно эффективно при гипнозе.

Логвиненко: «Осознанный образ восприятия – эта та психическая реальность, которую мы без труда находим в своем сознании с помощью самонаблюдения. Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность». Предметность:

1) Реальность (человек убежден в объективном существовании предмета восприятия)

2) Объективированность (человек переживает образ вынесенный во вне)

3) Означенность (когда нет означенности – предметная агнозия)

4) Константность

5) Полимодальность

Виды образов:

ФОСФЕН. Син. фотизмы. Хаотические световые ощущения («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру – от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи около глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а так же механическим воздействием на глаз.

ПОСЛЕОБРАЗ. Син. последовательный образ. Следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде .

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. Отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта (сцены); отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей; у взрослых встречается редко.

ФАНТОМ. Фантом ампутированной конечности. Фантом – продолжающиеся действие ранее сформированной схемы тела (по Симмел), это означает, что могут возникать фантомы только освоенных конечностей. Начиная с 9 лет ампутация всегда ведет к фантому.

СИНЕСТЕЗИЯ. См. выше. Сенестопатии («кажется, что отваливается голова»).

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ. Ложное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от образа восприятия; возникает спонтанно, как правило:

o При психических заболеваниях (напр., шизофрения, delirium tremens). Можно спровоцировать: читает с чистого листа (симптом Рейхардта), говорит по выключенному телефону (симптом Ашаффенбурга).

o В стрессовых ситуациях

o Во время длительной сенсорной изоляции

ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИЯ. Все тоже, что при галлюцинациях, но образы воспринимаются не как предметы, а именно как «образы предметов», т.е. воспринимаются субъективно.

Необходимо заметить, что во всех этих образах нет реального стимула, дистального то есть. Главное и принципиальное отличие перцептивного образа – в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т.е. чувственная основа. Во всех вышеперечисленных чувственной основы нет.

Восприятие времени – это субъективное отражение длительности, скорости протекания и последовательности реальных явлений. Вопрос о природе времени во все времена привлекал к себе внимание философов, физиков, биологов и даже писателей.

2. Восприятие времени. Время, как и пространство, - одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скоро­сти и последовательности явлений действительности.Отра­жая объективную реальность, восприятие времени дает челове­ку возможность ориентироваться в окружающей среде. Не толь­ко для человека, но и для животных отсчет времени - чрезвы­чайно важная часть приспособительной деятельности. Ориенти­ровка во времени у человека осуществляется с помощью корко­вых отделов мозга.Многочисленные данные клинических на­блюдений убедительно показали, что нет оснований предпола­гать существование очаговой локализации восприятия времени в коре, т.е. специального центра отсчета времени. Расстройство временных восприятий наблюдается при поражении различных отделов коры. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объе­диняющихся в систему и действующую как единое целое. В ос­нове восприятия времени лежит ритмическая смена возбужде­ния и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полуша­риях головного мозга.В восприятии времени участвуют различ­ные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощу­щения. Особую роль играет кинестетический анализатор в вос­приятии ритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии групп стиму­лов. Последовательные группы обычно строятся по одному об­разцу и воспринимаются как повторение. Если серия состоит из физически идентичных и единообразно расположенных во вре­мени стимулов, то восприятие ритма определяется субъектив­ными факторами. Воспринимаемый при этом ритм называется субъективным ритмом,а ударение — субъективным ударением.Переживание ритма по самому существу своему активно. Нель­зя просто «слышать ритм». Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его «сопроизводит». Восприятие ритма с психо­логической стороны представляет особенный интерес именно потому, что в нем с чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс активно-действенный. Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. Восприятие продолжительных периодов времени в значи­тельной степени определяется характером переживаний. Обыч­но время, которое было заполнено интересной, глубоко мотиви­рованной деятельностью, кажется короче, чем время, про­веденное в бездействии.Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицатель­ные - субъективно несколько растягивают временные проме­жутки. Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим хо­дом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности дифференцировки от­резков времени.

Восприятие времени – это уникальный вид перцепции, являющийся отражением продолжительности (длительности) события. Временные отношения выражаются посредством:

  • хронометрии - отсчета времени, измеряемого при помощиравномерного движения того или иного объекта, например стрелки часов;
  • хронологии - отражения времени в соответствии с общими для всех людей явлениями: временами года, количеством прожитых лет и т.д.;
  • хроногнозии - субъективного времени, т.е. субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности.

Психолога, в отличие от других ученых – интересует в первую очередь не физический аспект такого феномена, как время, а именно его восприятие - осознаваемая индивидуумом продолжительность того или иного события. Г. Николас отмечает, что раньше психологи надеялись обнаружить «ощущение времени», сопоставимое с другими модальностями ощущений. Однако выяснилось, что ощущение течения времени, вероятно, является не простой функцией, а возникает в результате сложных процессов обратной связи, которую мы получаем из внутренней и внешней среды.

Как утверждает X. Шиффман, восприятие времени – странная перцепция: оно имеет скорее когнитивную, чем физическую или нейронную основу. Действительно, нет ни очевидных сенсорных рецепторов или органов, предназначенных для восприятия времени, ни каких-либо непосредственно наблюдаемых ощущений, вызываемых специфическими стимулами, связанными со временем. Справедливо заметил П.Фрайс: Продолжительность не существует ни в самой себе, ни вне самой себя, а присуща тому, что длится.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие — как уже ранее воспринимавшиеся, третьи — как ожидаемые и еще не наступившие.

Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе: закономерная смена дня ночью и ночи днем, смена времен года и т. д. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Неоднократное повторение при определенных условиях ранее бывших восприятий приводит к образованию своеобразного условного рефлекса: появление данного раздражителя является сигналом появления и других раздражителей, которые были связаны с ним в прошлом опыте. Образование и закрепление этого условного рефлекса необходимо также и для возникновения представлений о будущем.

Восприятие последовательности явлений опирается, таким образом, на обобщение предшествующего опыта и почти всегда характеризуется большой правильностью. Некоторые ошибки могут иметь место в представлении о последовательности давно прошедших событий благодаря выпадению из памяти отдельных представлений. Восстановление в памяти этих представлений, касающихся побочных обстоятельств, обыкновенно приводит к уточнению последовательности событий.

Восприятие длительности явлений.Это восприятие опирается на представления о начале и конце явления, т. е. на представления о моменте, который уже прошел и с которого начинается отсчет времени (при беге такую роль играет момент старта), и о моменте, которым завершается данное явление и с которого прекращается счет времени (при беге таким моментом будет финиш). Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Так, при беге на длинные дистанции общее время преодоления всей дистанции может быть разбито на отдельные отрезки, соответствующие количеству времени, затрачиваемому на пробег каждого круга.

Восприятие времени длительных событий есть в собственном смысле не восприятие, а представление об этой длительности. Только очень малые промежутки времени (не более 0,75 сек.) могут быть восприняты непосредственно: это такие промежутки, в которых нервные возбуждения, вызванные началом события, еще продолжают существовать, в то время когда возникают возбуждения, вызванные его концом. Во всех же других случаях мы отражаем начало события только в своем представлении о нем на основании следов ранее бывших возбуждений.

Поскольку восприятие длительности всегда связано с целым рядом всплывающих в памяти представлений, оно отличается большой неточностью. Оцениваемые отрезки времени никогда не бывают пустыми, они всегда заполнены какими-либо промежуточными событиями. Представление только о начале и конце без представления каких-либо промежуточных действий или событий (хотя бы тех, на фоне которых совершалось данное явление) не может вызвать представления длительности потому, что в этом случае начало и конец слились бы в одно представление. Заполненность данного отрезка времени той или другой деятельностью, теми или иными событиями является необходимым условием для оценки его длительности.

Отрезки времени, заполненные большим количеством разнообразных и интересных событий или собственных действий, воспринимаются как очень быстро проходящие. Наоборот, промежутки времени, заполненные небольшим количеством событий или действий, особенно если они при этом однообразны и неинтересны, воспринимаются как очень медленно идущие.

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (заполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Оценка длительности временных промежутков по представлениям о них диаметрально противоположна суждению о них по непосредственному восприятию: заполненные отрезки времени оцениваются при воспроизведении в памяти (т. е. по представлению о них) как очень длительные, так как они богаты событиями; незаполненные же кажутся прошедшими очень быстро, так как они бедны событиями, и воспроизведение в памяти их длительности не требует большого труда и времени.

Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

Восприятие темпа. В этом восприятии отражается скорость, с которой сменяют друг друга отдельные элементы совершающегося во времени процесса, например чередование звуков. Темп характеризует это чередование только с одной стороны — быстроты следования одних элементов за другими.

Восприятие ритма. В этом восприятии отражается структура периодически повторяющегося во времени сложного явления, называемая ритмической фигурой. Примерами могут служить различные ритмы в музыке. Мы различаем ритм вальса и ритм польки по характерным особенностям их ритмических фигур. У вальса эта фигура состоит из трех, у польки — из четырех элементов.

Ритм составляют как количество входящих в ритмическую фигуру элементов, так и временные и динамические соотношения их друг с другом. Эти элементы могут быть разъединены более или менее длительными промежутками — паузами; каждая из них может иметь большую или меньшую длительность. Все это придает ритмической фигуре определенное своеобразие.

Отдельные элементы, составляющие ритмическую фигуру, неравноценны. Некоторые из них выделяются, подчеркиваются, что иногда делается с помощью звука или данного движения. Так, в ритме вальса такой акцент падает на первый из трех основных элементов ритмической фигуры. Сочетая количество элементов, их длительность, способ акцентирования, можно создать очень большое разнообразие ритмических соотношений.

Восприятие ритма имеет большое значение в разных видах деятельности, в том числе и в спорте. Оно отличается большой сложностью. Развитие и совершенствование этого восприятия достигается в процессе практической деятельности, а также путем специального воспитания.

Сенсорная депривация (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — это частичное или полное снижение чувствительности одного или более органов чувств. С помощью различных устройств для сенсорной депривации можно на время "отключить" зрение и слух, обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы, вестибулярный аппарат. Также к сенсорной депривации относится ограничение подвижности, общения, эмоциональных переживаний.

Сенсорная депривация (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями.

Для обычного человека практически любая депривация - это неприятность. Депривация - это лишение, и если это бессмысленное лишение несет тревогу, люди депривацию переживают тяжело. Особенно ярко это проявилось в экспериментах по сенсорной депривации.

В середине XX века исследователи из американского университета Мак-Гилла предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Казалось бы - лежи себе в полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. В чем же дело?

Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. Из этого ученые сделали вывод, что сенсорная стимуляция жизненно важна для нормального функционирования сознания, а сенсорная депривация - верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.

Нарушение памяти, внимания и мышления, нарушение ритма сна и бодрствования, тревожность, резкая смена настроения от депрессии до эйфории и обратно, неспособность отличать реальность от частых галлюцинаций - все это описывалось как неизбежные последствия сенсорной депривации. Об этом стали широко писать в популярной литературе, в это почти поверили практически все.

Позже оказалось, что все сложнее и интереснее.

Все определяет не сам факт депривации, а отношение человека к этому факту. Сама по себе депривация взрослому человеку не страшна - это просто изменение условий внешней среды, а человеческий организм может к этому приспосабливаться, осуществляя перестройку функционирования. Пищевая депривация вовсе не обязательно сопровождается страданиями, начинают страдать от голодания только те, кто к этому не привык и для кого это насильственная процедура. Те, кто сознательно практикует лечебное голодание, знают, что уже на третий день в организме возникает ощущение легкости, и подготовленные люди даже десятидневное голодание переносят легко.

То же касается и сенсорной депривации. Ученый Джон Лилли испытывал действие сенсорной депривации на самом себе, проделывал это даже в еще более усложненных условиях. Он находился в непроницаемой камере, где был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был лишен даже температурных и гравитационных ощущений. Естественным образом у него начали возникать причудливые образы и неожиданные псевдоощущения, как и у испытуемых из университета Мак-Гилла. Однако к своим ощущениям Лилли подошел с иной установкой. По его мнению, дискомфорт возникает вследствие того, что человек воспринимает иллюзии и галлюцинации как нечто патологическое, а потому пугается их и стремится вернуться в нормальное состояние сознания. А для Джона Лилли это были просто исследования, он с интересом изучал появляющиеся у него образы и ощущения, вследствие чего никакого дискомфорта во время сенсорной депривации не испытывал. Более того, ему это настолько понравилось, что он стал погружаться в эти ощущения и фантазии, стимулируя их возникновение наркотиками. Собственно, на основании этих его фантазий во многом был выстроен фундамент трансперсональной психологии, изложенный в книге С. Грофа "Путешествие в поисках себя".

Люди, прошедшие специальную подготовку, хорошо освоившие аутотренинг и практику спокойного присутствия, сенсорную депривацию переносят без особого труда.

Сенсорная депривация в умеренных дозах оказывает расслабляющее действие и, что самое важное, провоцирует интенсивную внутреннюю работу: быстрее обрабатывается информация, стабилизируется психика, обостряется восприятие сигналов, поступающих по другим, не ограниченным каналам. Это свойство сенсорной депривации используется в йоге, медитации, нетрадиционной медицине, психологических практиках.

Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество — все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития.

Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний.

Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.

Познание - высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо сознания, то акцентируем внимание на процессуальной сущности сознания, динамике. Познание - это процесс накопления знаний.

Для процесса познания нужны 3 фактора:
1. объект (познания);
2. субъект (познающий);
3. связь между ними (причинно-следственная).

Результат причинного воздействия объекта на субъект - знания. Исключение любого из них делает процесс познания невозможным. Если есть эти 3 фактора, то результатом возникает четвертый - знания. Не важно, истинное это знание или заблуждение - это результат.

С момента рождения человек начинает познавать мир. Этот процесс познания мира продолжается всю жизнь. На самих ранних этапах, как человек, так и человечество, познавали окружающий мир на обыденном, житейском уровне. Но позже они получили возможность познавать мир на научном (теоретическом уровне). В жизни отдельного человека эта смена происходит тогда, когда человек идёт в школу, а в развитии человечества - когда происходят зачатки наук.

Житейские знания отличаются тем, что это знания явлений, а не их сущности. А теоретическое знание - знание - знание, которое имеет дело с законами и их сущностью, знание глубины предмета, а не блуждания по его поверхности.

У всех людей существуют 2 ступени познания:

1. Чувственная ступень, имеющая 3 формы (от низшего к высшему):

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

2. Рациональная ступень, включающая также 3 формы (но они располагаются на одном уровне):

  • понятие;
  • суждение; процесс мышления.
  • умозаключение.

Но этот процесс мышления (включающий эти три формы) был бы невозможен, если бы не было в рациональной ступени приёмов абстрактно-логического мышления, как: метод сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, абстрагизация. При помощи них строится понятие умозаключения. Понятие "человек" складывается из сравнения человека с другими живыми существами. Всё познаётся в сравнении - основной метод мыслительной деятельности. Анализ и синтез также важны, т.к. без них нельзя создать умозаключение.

Эти 2 ступени познания (чувственная, рациональная) органично взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга подобно диффузии жидкостей.
Воздействие 2 ступени на 1. У человека все чувства восприятия умные. Раз это так, то эти чувства воспринимают всё окружающее по-другому. Человек видит то, что знает. Смотреть и не видеть, видеть и не понимать. Видит мозг, а не глаз. Мозг слышит. Поэтому животные не воспринимают искусство.

Воздействие 1 ступени на 2. Чувства - не разум. Здесь заключено диалектическое противоречие. С одной стороны, разум получает информацию от чувственной ступени, от восприятия. Все идеи и мысли в голове - результат переработки разумом первичной информации. Но (с другой стороны), странным образом, основываясь на первичной информации, разум получает новую информацию, которой нет в этих ощущениях. Разум видит невидимое глазу, слышит неслышимое уху. Глаз видит падающие вещи, а мозг - закон всемирного тяготения.

Каждый орган человека создан для восприятия ощущений, а вторая ступень познания, мышление, - чтоб схватить информацию. Это одна из причин, по которой учёные считают уникальность человека привнесённой извне, а не полученной путём эволюции животных.

Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств - это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна. Человек совершенствует познавательные возможности своих органов чувств: 1) в процессе практики (*сталевар может различать десятки оттенков красного цвета, *дегустатор и т.д.); 2) с помощью приборов; 3) с помощью абстрактного мышления.

Чувственное познание происходит в трех основных формах.

1) Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).

2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений.

3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент.

На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.

Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий.

Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.

Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания: 1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),

2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),

3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),

4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,

5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),

6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).

Наши рекомендации