Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.

Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н.А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла», а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержа­нием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом ис­кусства. При этом писатель позволяет себе использовать зву­ковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует»), показывая, что звуковые игры все же допустимы и даже интересны, если они органично входят в текст произве­дения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».

Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (прегра­ды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость рит­мического рисунка.

Проблематика произведения отражает содержание развер­нувшейся на страницах печати литературной дискуссии о мо­дернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элемента­ми: риторическими вопросами («Но возможно ль мечты чело­вечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли рус­ское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?») и восклица­ниями («Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам...»).

Н.Л. Заболоцкий относится к языку как к национальному дос­тоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихо­творения, что речь идет о русском языке, о русском слове.

«О красоте человеческих лиц»

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н.А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни — пышные порталы, другие — жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни — возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие — убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий на­ходит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

Метафора «песня небесных высот» символизирует высо­кий духовный уровень развития. Н.А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием кон­траста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпи­тетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д. ), сравнения («ноты, сияющие, как солн­це», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, за­крытые решетками, словно темница»).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настрое­ние поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

«Гроза идет»

Пейзажная лирика Н.А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе­нию «Гроза идет».

В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н.А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движет­ся...», «Сколько раз...»), инверсию («Туча... движется, ог­ромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»).

Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение. Это соответствует на­турфилософской позиции, которую занимал Н.А. Заболоцкий. Природа для автора произведения — живое существо. В пер­вой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из волшебной сказки. Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред.

Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигаю­щейся тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей воинствующей позе все же прекрасна: «Она сверкала серебром» (художественный эф­фект найденного образа подчеркивает аллитерация «с»).

Туча «каменный выкатывала гром» (звуковое удвоение «ка» в ударных слогах также способствует созданию вырази­тельности образа).

Н.А. Заболоцкий — мастер словесного рисования. Высо­кой степенью художественной выразительности обладает об­раз «сломанных молний». Эпитет «сломанный» метко отража­ет причудливые зигзагообразные траектории, по которым электрический разряд уходит в землю.

Могущественную силу грозы показывает отношение к ней лирического героя, который, увидев ее, «замедлял робкие ша­ги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой ду­ги!». Даже название физического явления под пером Н.А. За­болоцкого превращается в поэтичный художественный образ.

Дополнительный эффект в стихотворении производят вос­клицательные предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько восхищения.

В четвертой строфе центральным образом становится об­раз кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым сердцем. Даже расщипленный надвое и по­черневший, он все равно выглядит величественным: «Он сто­ит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон».

В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя с этим «деревом печали». В этом стихотворении судьба лирического героя легко проецируется на жизнь самого авто­ра, который, едва успев пробиться к славе, получить литера­турную известность («ворваться в высоту»), был репрессиро­ван, но не очерствел душой и не перестал писать стихи.

«Допустим, ты свое уже оттопал...»

Стихотворение «Допустим, ты свое уже оттопал...» состо­ит из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом отношении периоду в жизни че­ловека, когда позади остались лучшие годы, а ему отпущен «некий срок еще для сдачи дел».

С позиции своего жизненного опыта автор дает читателю свой мудрый совет о том, что надо сделать перед уходом: «Ты можешь на листах ушедших лет Внести еще какие-то поправки».

Стихотворение заставляет задуматься о том, как и для чего мы живем. В нем звучит мысль о важности наших земных дел, о необходимости их завершить или передать. Человек должен чувствовать ответственность за эти поступки, ибо они форми­руют людскую память о нем. В этой связи в стихотворении воз­никают такие понятия, как «ревнивая черта», «самозащита».

Однако Н.А. Заболоцкий при этом хочет предостеречь от вранья, от «прихорашивания итога». Лучше уже совсем не зани­маться этим и предоставить право другим подвести итог. В этом плане стихотворение перекликается с произведением Б.Л. Пас­тернака «Быть знаменитым некрасиво». Писатели, достигшие зе­нита славы и жизненного успеха, завещают потомкам быть скромными и трудолюбивыми людьми, предоставить право оце­нивать свой вклад в развитие человечества другим, а не упивать­ся значительностью собственной персоны.

Интересен фрагмент стихотворения, в котором Н.А. Забо­лоцкий, завещая не прихорашивать итог, заявляет: «Нет, спа­сибо в шапку, От этой сласти береги нас бог». При чтении этих строк вспоминается народный обычай благодарить и прощаться с поклоном, снимая при этом шапку. Этот жест ха­рактеризует лирического героя как человека, которому близки народные традиции. К разговорным элементам в произведе­нии относится также глагол «оттопать», подчеркивающий доверительность и простоту задушевной дружеской беседы. Обращение на ты к предполагаемому собеседнику также вы­полняет похожую задачу.

Время подведения жизненных итогов — трудный, но не­обходимый период жизни человека. Стихотворение Н.А. За­болоцкого еще раз помогает осознать его важность и неиз­бежность.

«К обидам горьким собственной персоны...»

Н.А. Заболоцкий — писатель, прошедший суровую школу жизни. Стихотворение «К обидам горьким собственной пер­соны...» призывает смиренно относиться к своей судьбе, стойко переносить жизненные испытания. Человек не должен роптать и жаловаться («призывать участье добрых душ»), пе­реваливать проблемы на чужие плечи.

Дидактическую функцию произведения усиливает упот­ребление глаголов в неопределенной форме («не призывать участье», «жить, как живешь», «быть самим собой», «со своей управиться судьбой»).

Жизнь, по мнению автора, страда, а не праздник. Для до­казательства своей правоты он умело вводит в текст стихотво­рения пословицу: «Взялся за гуж — не говори: не дюж». По­словицы и поговорки — емкие и лаконичные жанры устного народного творчества — с древнейших времен аккумулирова­ли основы народной мудрости, веками передававшиеся после­дующим поколениям в качестве жизненного совета.

Пословица также привносит в текст стихотворения допол­нительные созвучия внутри строки. Н.А. Заболоцкий не ску­пится на них и в последующих строках: «С тропы своей ни в чем не соступая, Не отступая — быть самим собой».

Наши рекомендации