По специальности менеджмент

Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Сокращен форма обучения
Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.
1. Актуальность, цель и задачи курса. Анализ источников и литературы. Возникновение древнерусского государства (VIII - IX вв.).          
2. Русь в X – XIII вв.          
3. Образование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв.        
4. Древняя Русь, ее сопредельные государства и народы.          
5. Русь и Золотая Орда. Специфика формирова­ния единого российского государства (XIV-XV вв.).          
6. Западная Европа и Русь в XIV – XV вв. Варианты перехода от политической раздробленности к централизованному государству.          
7. Особенности развития Московского государ­ства в XVI в.          
8. Российское централизованное государство в XVI в.          
9. Образование единого Российского централизованного государства. XIV – XVI вв.        
10. Развитие России в XVII в.        
11. Формирование российского абсолютизма в первой четверти XVIII в.          
12. Становление абсолютизма в России. Сравнительная характеристика отечественного и европейского абсолютизма (XVIII в.).      
13. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» в России.          
14. Россия во второй половине XVIII в.          
15. Россия в XVIII в. – 1917 г.        
16. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в.          
17. Россия и мир в первой половине XIX в.          
18. Развитие России в пореформенное время.        
19. Российская демократическая революция и ре­формы начала XX в. Первая мировая война. Февраль 1917 г. г          
20. Россия и мир в начале XX в.          
21. Постмонархическая Россия между револю­циями 1917 г. Начало советской модернизации. Выход из мировой войны.          
22. Попытки либерально-демократичес-кой модернизации России (февраль – октябрь 1917 г.).          
23. Россия в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны.          
24. СССР в 1922 – 1991 гг.        
25. Мир и Советский Союз в 20-е – 1945 г.        
26. СССР во второй мировой, Великой Отечественной войне. Его послевоенное развитие.          
27. Советский Союз в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений.        
28. Попытки «перестройки» в СССР: причины, ход, итоги. Распад СССР.        
29. Модернизация России в конце XX – начале XXI вв.          
30. Россия на пути радикальной модернизации (1992 г. – настоящее время).            
31. Основные этапы отечественной истории          
Итого:
Самостоятельная работа
Зачет, экзамен

ПРОГРАММА КУРСА

Периодизация

всемирной истории, положенная в основу учебного

комплекса «История»

I. Древний мир (античная история) – III тыс. лет до н.э. – V в. н.э. Это история культуры, государственности, быта, знаний и вepoваний египтян, вавилонян, финикийцев, греков, римлян. Их культура расстроилась и большая часть погибла.

Для России – это период первобытнообщинного строя у славян, начало его разложения.

II. Средние века – V в. – начало XVII в.

Средневековье – это период от падения античной культуры до буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Соответствует времени зарождения, развития и разложения феодализма, создания централизованных государств в Европе и России. В это время выступили из неизвестности и дикости племена Средней, Северной и Восточной Европы. Их потомки сегодня – французы, англичане, немцы, русские и другие народы.

III. Новое время (новая история) – начало XVII в. – начало ХХ в.

Изобретение пороха и кремневого ружья, открытие Америки, буржуазные революции XVI – нач. XVII в. положили начало Новому времени. В этот период народы Западной Европы в культуре достигли уровня античных образцов, превзошли древних греков и римлян в науке, изобретениях и удобствах жизни. Для России – это период создания Российской империи (при Петре I в начале XVIII в.), эпоха крупных народных выступлений, отмены крепостного права. Завершается период кризисом и крахом самодержавия в 1917 г.

IV. Новейшее время (1918 г. – наше время) начинается с Октябрьской революции 1917 г. в России и буржуазных и буржуазно-демократических революций в других странах после окончания первой мировой войны в 1918 г.

История Новейшего времени можно разделить на 3 этапа:

1. 1917-1945 гг. – возникновение СССР, приход фашизма к власти в ряде стран, кризис колониальной системы, обострение межгосударственных противоречий, которые привели ко второй мировой войне.

2. 1945 г. – рубеж 80-90-х годов XX в. – образование, развитие и распад мировой социалистической системы. Распад колониальной системы. Распад СССР. Обострение общепланетарных проблем.

3. 90-е гг. ХХ в. – наше время – Обострение глобальных проблем: сохранение окружающей среды; предотвращение войны; борьба с международным терроризмом и др.

В учебном комплексе нашла отражение периодизация истории Российского государства.

1. Древняя Русь IX – XII вв.

2. Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси XII – ХIV вв.

3. Русское (Московское) государство (XV – XVII вв.).

4. Российская империя периода абсолютизма (XVIII – середина ХIХ в.).

5. Российская империя в период трансформации в буржуазную монархию (середина ХIХ – начало ХХ в.).

6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.).

7. Период социалистической революции, гражданской войны и создания Советского государства (1918 – 1920 гг.).

8. Россия, СССР в период новой экономической политики (1921 – 1930 гг.).

9. СССР в 30-е – начале 60-х гг. XX в.: формирование тоталитарного режима и его трансформация в 50-е годы.

10. Период кризиса социализма и распада СССР (1960-е -начало 90-х гг. XX в.).

11. Период Президентской республики 1993 г. – наше время.

Модуль первый

Введение в историю.

Античная история человечества

Комплексной целью модуля является формирование профессиональных компетенций студентов, связанных с пониманием цели, задач и предмета «Истории» как учебной дисциплины и требований к ее изучению; пониманием основных теорий исторического развития и периодизации всемирной и отечественной истории; знанием основных событий, связанных со становлением первобытности и зарождением, становлением цивилизаций и культуры Древнего мира; овладением способами логического анализа текстов, систематизации и концептуализации учебного материала.

Введение в изучение учебной дисциплины «История»

Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения. Методология исследования. Исторические источники. Историческое знание и историческое познание. Теории исторического развития. Историческая периодизация. Цивилизации.

1. Древний Восток, Греция и Рим в IV тыс. до н.э. – V в. н.э.

Наши рекомендации